Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательной активности в обучении математике в начальной школе
1.1 Формирование познавательной активности младших школьников как психолого-педагогическая проблема
1.2 Возможности формирования познавательной активности при изучении чисел
Глава 2 Методические особенности формирования познавательной активности при изучении чисел
2.1 Упражнения как средство формирования познавательной активности младших школьников
2.2 Экспериментальная работа
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность формирования познавательной активности у младших школьников обусловлена рядом факторов, которые делают этот процесс неотъемлемой частью современного образования. Во-первых, в условиях быстро меняющегося мира и информационного потока, ученики должны быть не просто пассивными потребителями информации, а активными исследователями, способными самостоятельно добывать знания, анализировать их и применять на практике. Во-вторых, формирование познавательной активности способствует развитию у детей критического мышления, творческих способностей, самостоятельности и самообразования, что является залогом успешной учебы и адаптации к современному обществу. В-третьих, повышенная познавательная активность мотивирует детей к обучению, делает учебный процесс более интересным и эффективным, а также способствует развитию личностных качеств, необходимых для успешной реализации в будущем. Таким образом, формирование познавательной активности у младших школьников является необходимым условием для их гармоничного развития и подготовки к жизни в современном мире.
Развитие познавательной активности является одним из наиболее актуальных вопросов в педагогической науке. С давних времен педагоги обращали внимание на развитие познавательной активности учащихся. Исследованиями этой проблемы занимались такие зарубежные ученые, как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци и А. Дистерверг, которые рассматривали формирование познавательной активности через развитие познавательного интереса. Отечественные ученые, такие как Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Д. И. Фельдштейн и др., посвятили свои труды исследованию побудительных сил для активного познания окружающего мира [3].
Психологические аспекты проблемы развития познавательной активности изучали Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и многие другие ученые. Ш.А. Амонашвили, представитель гуманистической педагогики, отмечает, что мыслительная познавательная активность проявляется во множестве вопросов, которые задает школьник учителю, родителям и другим взрослым, чтобы выяснить сущность интересующего его явления. Кроме того, чтение книг в своей области, выбор определенных форм работы вне уроков, которые могут удовлетворить его интерес — все это способствует формированию и развитию личности школьника [9; 10; 25; 30]. Т.И. Шамова отмечает, что развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста очень важно, так как вместе с этим развивается их любопытство, исследовательский интерес, а также формируются устойчивые познавательные интересы.
Изучение научно-методической литературы показало, что познавательная активность при систематической и направленной организации учебной деятельности может стать постоянным качеством личности и сильно влиять на ее развитие. Следовательно, познавательная активность играет решающую роль в процессе познания.
[...]
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательной активности учащихся в обучении математике в начальной школе
1.1 Формирование познавательной активности младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Категория «познавательная активность» относится к понятию «активность», являясь одним из видов этой активности. В науке также, понятие «активность» соотносится с дефиницией «деятельность». Так, в рамках философского видения, активность предполагает деятельное.
С точки зрения Н. И. Конюхова, «активность» – деятельное состояние живых организмов, их главное условие существования в мире. То есть, активное существо для существования в мире постоянно пребывает в движении и содержит в себе его источник. А также воспроизводится в ходе самого движения. Отметим, что в зарубежной психологии понятия «активность» и «деятельность» являются тождественными [13, с. 83].
В педагогике «активность» рассматривается как деятельное отношение личности к окружающему миру и способность создавать значимые для общества преобразования духовной и материальной среды на основе освоения исторического опыта. Активность проявляется в общении, творческой деятельности и волевых качествах личности.
Переходя к рассмотрению понятия «познавательная активность», обратим ваше внимание на то, что в психолого-педагогической литературе данное понятие не является новым. Об это писал чешский педагог и мыслитель Я. А. Коменский [15]. Ученый считал, что дети должны получать образование самостоятельно, самостоятельно мыслить и рассуждать. Также, младшие школьники должны изучать литературу, делать выводы, понимать точки зрения ученых, педагогов, развивать в себе способность осознавать некоторые вещи, понимать их употребление без непосредственной помощи взрослого [5, с. 8].
Целенаправленный интерес к изучению проблемы познавательной активности появился среди отечественных ученых примерно в 20-е годы ХХ века. В основе управления данным процессом лежали методы активного обучения. К ним относятся: исследовательский метод, эвристический метод, проектный метод, экскурсионный метод. Они остаются актуальными и сегодняшний день.
Познавательная активность младших школьников является важной психолого-педагогической проблемой, так как она является основой успешного обучения и личностного развития ребенка. Познавательная активность проявляется в стремлении ребенка к познанию нового, в его желании задавать вопросы, искать и находить ответы, самостоятельно добывать знания и умения.
[...]
Глава 2 Методические особенности формирования познавательной активности при изучении чисел
2.1 Упражнения как средство формирования познавательной активности младших школьников
Цель формирующего эксперимента заключается в создании оптимальных условий для активизации познавательной активности младших школьников на уроках математики. Для достижения этой цели были проведены следующие работы в экспериментальном классе в соответствии с теоретическими положениями:
- систематическое использование дидактической игры на уроках математики;
- применение игр разной направленности на различных этапах урока;
- создание «состязательной» мотивации с учетом возрастных особенностей первоклассников.
Упражнения играют ключевую роль в формировании познавательной активности младших школьников, так как они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, воображения и других познавательных процессов.
Упражнения играют ключевую роль в формировании познавательной активности младших школьников, так как они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, воображения и других познавательных процессов.
Виды упражнений, стимулирующих познавательную активность:
• Игровые упражнения:
Дидактические игры: «Математическое лото», «Угадай число», «Найди пару», «Сложи картинку» (развитие логического мышления, внимания, памяти).
Ролевые игры: «Магазин», «Библиотека» (развитие речи, коммуникативных навыков, воображения).
Подвижные игры: «Найди свой дом», «Съедобное-несъедобное», «Лови мяч, называй цифру» (развитие внимания, координации, быстроты реакции).
• Творческие упражнения:
Рисование, лепка, конструирование: (развитие воображения, пространственного мышления, мелкой моторики).
Придумывание сказок, стихов, загадок: (развитие речи, воображения, креативности).
• Исследовательские упражнения:
Проведение простых экспериментов: (развитие любознательности, исследовательских навыков, логического мышления).
o Наблюдение за природными явлениями: (развитие внимания, наблюдательности, умения анализировать).
[...]
Заключение
Теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования мы выявили, что познавательная активность – одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.
Изучение чисел представляет собой не только освоение математических навыков и понимание их значения, но также является фундаментом для развития познавательной активности учеников. Познавательная активность – это способность познавать мир, интересоваться, анализировать и выдвигать гипотезы. Таким образом, изучение чисел может стимулировать мышление и развивать у учащихся навыки критического и творческого мышления.
Одной из возможностей формирования познавательной активности при изучении чисел является использование игровых методов и задачек. Игры и задачки могут быть разнообразными – от конструирования и сортировки математических материалов до решения логических задач или поиска закономерностей в числовых рядах. Такие активности стимулируют учащихся мыслить и анализировать, исследовать и применять полученные знания на практике.
По результатам проведенного повторного исследования мы видим, что высокий уровень познавательной активности отмечается по-прежнему у 10% детей контрольной и с 15% до 45% вырос у детей экспериментальной группы. У таких детей отмечается стремление, интерес изучить и узнать что-либо максимально глубоко, понять явление и взаимосвязь, найти какой-то новый способ для достижения поставленных целей. Так же такие дети характеризуются высокими волевыми качествами, упорством, настойчивостью, стойким познавательным интересам.
Средний уровень познавательной активности отмечается у 50% детей контрольной (вырос на 5%) и 50% детей экспериментальной групп (снизился на 5%). Это дети с интерпретирующей активностью. Такие дети стремятся понять смысл изучаемого предмета, понять связь между явлениями и процессами, пытаются понять оптимальный способ применения знаний в новых условиях. Такие дети отличаются большим уровнем волевых усилий, доводят начатое дело до конца, всегда ищет пути решения поставленных задач.
Низкий уровень познавательной активности отмечается у 30% детей контрольной (увеличился на 10%) пи только 5% детей экспериментальной групп (снизился на 10%). Это дети с воспроизводящей активностью. Такие дети отличаются стремлением понять, запомнить, воспроизвести знания и овладеть наиболее оптимальным способом применения его по заданному образцу. У таких детей довольно неустойчивые волевые усилия, отсутствует интерес к углублению имеющихся знаний.
Нулевой уровень познавательной активности отмечается у 25% детей контрольной группы и не выявлен среди детей экспериментальной группы.
[...]
1 Андреева, И.А. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики с использованием дидактической игры / И. А. Андреева. Педагогические науки. – 2019. – № 4. – С. 27-30.
2 Апалькова, Н. В. Использование исследовательской деятельности младших школьников как условие повышения познавательной активности на уроках / Н. В. Апанькова. Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. №3-4. С. 80-83.
3 Апшацева, А.А. Изучение познавательного интереса у младших школьников / А.А. Апшацева // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования. – 2018. – С. 202-204.
4 Астахова, Н.И. и др. Технологии внеурочной деятельности обучающихся: учебное пособие / Н. И. Астахова. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2019. – 193 с.
5 Ахмедбекова, Р. Р. К вопросу о сущности и содержании познавательной активности младших школьников / Р. Р. Ахмедбекова. Известие Дагестанского государственного-педагогического университета психолого-педагогической науки. 2018. №1 (2). С. 7-10.
6 Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
7 Блонский, П.П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 184 с.
8 Васильева, Е. А. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики с использованием дидактических игр / Е. А. Васильева. Инновационные технологии в образовании. – 2020. – № 5. – С. 54-58.
9 Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Изд.: М.: Юрайт, 2019. – 160 с.
10 Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2019. – 223 с.
11 Гуткина, Н.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н. И. Гудкина. Культурно-историческая психология. 2018. – Том 14. № 2. – С. 116-128.
12 Золотарева, Ю. В., Суменко Л. В. Развитие познавательной активности младших школьников / В сборнике: Концепции развития и эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей международной научно-практической конференции в двух частях. 2020. С. 153- 156.
13 Зюзина, Е.А. Актуализация познавательного интереса у младших школьников / Е.А. Зюзина / Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 20 марта 2018 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2018. – С. 82-84.
14 Иванова, М. И. Приемы мотивации познавательной активности младшего школьника / М. И. Иванова. Интернаука. 2022. №9-1 (232). С. 43-44.
15 Киселева, Т.И. Развитие познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности / Т. И. Киселева // Управление образованием: теория и практика. – 2020. – №3 (39). – С. 66-74.
16 Киселева, Т.И. Организация внеурочной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников: метод. рекомендации / Т.И. Киселева. – Саратов: Наука, 2020. – 67 с.
17 Киселева, Т.И. Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов младших школьников / Т. И. Киселева. Управление образованием: теория и практика. – 2021. – Т. 11. – №1(41). – С. 251-269.
18 Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2018. – 572 c.
19 Кожурова, А. А. Развитие познавательной активности младших школьников на основе использования нетрадиционных форм обучения // А. А. Кожурова., А. А. Шипкова. Проблемы современного педагогического образования, 2019 №64-3. С. 123-125.
20 Кузьминов, Н.Н., Познавательная мотивация младших школьников: к вопросу социального взросления / Н. Н. Кузьминов, В. А. Ситникова // Социальные отношения. – 2020. – №. 1. – 53-61c.
21 Куска, М. А. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности у младших школьников / В сборнике: Наука и образование: векторы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 106-109.
22 Огородников, И. Т, Педагогика / И.Т. Огородников. – М.: Просвещение, 2018. – 155 с.
23 Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников / М.А. Пастушкова. - Текст: непосредственный // Научный журнал. - 2016. - № 18(44). – С. 75-96.
24 Подледникова, С.А. К вопросу развития познавательного интереса у младших школьников / С.А. Подледникова, Т.И. Попова // Наука и Образование. – 2019. – №2 Т. 2. – С. 423.
25 Романова, Е. В. Особенности развития познавательной мотивации младших подростков / Е. В. Романова, Н. А. Пронина // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 1(35). – С. 49-56.
26 Рыжкова, Л. В. Понятие познавательной активности / Л. В. Рыжкова, Ю. В. Митченкова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-1. – С. 213-216.
27 Сорокина, Л.А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Л.А. Сорокина // Образование и наука. – 2018. - № 2. – С. 25-26.
28 Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учеб. Пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Талызина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 172 с.
29 Туаева, К. В. Познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности / К. В. Туаева // Студенческий вестник. – 2021. – № 7-1(152). – С. 43-46.
30 Ушинский, К.Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 258 с.