Введение
Глава 1 Теоретические основы воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Определение понятия «родной край»
1.2 Важность воспитания любви к родному краю у детей
1.3 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Обучение изображению белорусского геометрического орнамента как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Определение понятия "белорусский геометрический орнамент"
2.2 Роль и значение белорусского геометрического орнамента в культуре и искусстве Беларуси
2.3 Обучение детей старшего дошкольного возраста изображению белорусского геометрического орнамента
Заключение
Список использованных источников
Введение
Белорусский геометрический орнамент представляет собой богатое наследие нашей страны, воплощающее национальную культуру через уникальные геометрические узоры и орнаменты. Он имеет глубокую историческую ценность и является неотъемлемой частью нашего культурного наследия.
Наша главная цель - передать и сохранить это ценное наследие для следующего поколения, внушить детям старшего дошкольного возраста любовь и уважение к нашей богатой культуре и народным традициям Беларуси. Мы используем методику обучения изображению белорусского геометрического орнамента, которая является эффективным средством для развития творческого мышления, внимания к деталям и формирования эстетического вкуса.
Процесс обучения начинается с объяснения детям значения орнамента в нашей культуре. Мы рассказываем им о происхождении узоров, символическом значении и связанной с ними истории. Затем мы проводим практические занятия, на которых дети учатся создавать собственные орнаменты, используя простые геометрические фигуры и линии.
Мы также уделяем внимание развитию моторики и координации движений у детей, предлагая им задания по созданию узоров. Они не только изображают орнаменты на бумаге, но и применяют их на различных поверхностях, таких как ткань и керамика. Таким образом, мы стимулируем творческие способности детей и развиваем их умение видеть красоту в окружающем.
Обучение изображению белорусского геометрического орнамента позволяет детям развивать не только художественные и творческие способности, но и укоренять связь с историей и культурой своей родины. Эти навыки и знания будут сопровождать их на протяжении всей жизни, помогая лучше понимать и уважать мир вокруг.
Обучение изображению белорусского геометрического орнамента является эффективным и интересным способом воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. Мы верим, что знание и понимание своей культуры делает нас более связанными с нашей историей и возрождает в нас гордость за белорусский народ.
Система образования направлена на всестороннее и гармоничное развитие личности, и играет важную роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании любви к Родине. Детские учреждения, являясь первым звеном в этой системе, формируют у детей первые представления об окружающем мире.
[…]
Глава 1. Теоретические основы воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание любви к родному краю имеет огромное значение в развитии детей старшего дошкольного возраста. Это является неотъемлемой частью их формирования в качестве граждан, которые ценят и уважают свою историю, культуру и традиции. Теоретические основы этого процесса воспитания могут быть представлены в следующем виде [8].
Во-первых, любовь к родному краю должна быть привита детям с самого раннего возраста. Родители, педагоги и всё общество должны обеспечить детей возможностями познавать свой край, его историю и географические особенности. Это может быть достигнуто через проведение экскурсий, показ фильмов и фотографий, знакомство с традиционной культурой и народными обычаями.
Во-вторых, воспитание любви к родному краю можно осуществить, пробуждая у детей чувство гордости за свой регион. Это можно сделать через акцентирование на достижениях и открытиях, произошедших именно в их крае. Важно помочь детям осознать, что они часть исторической и культурной сокровищницы своего региона, и что их вклад в его сохранение и развитие имеет значимость.
В-третьих, необходимо активно вовлекать детей в участие в праздниках и традиционных мероприятиях своего края. Это поможет детям лично прочувствовать и понять ценность и уникальность своего родного края. Организация творческих мастерских, игр, конкурсов с использованием народных мотивов и элементов культуры также позволит детям активно участвовать в сохранении и развитии своих традиций.
В-четвертых, воспитание любви к родному краю требует формирования у детей осознанного отношения к окружающей среде. Педагоги и родители должны научить детей заботиться о природе, сохранять ее чистоту и бережно относиться к природным ресурсам своего края. Подобные знания и навыки помогут детям стать ответственными гражданами и защитниками своего родного края.
Таким образом, теоретические основы воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста требуют участия родителей, педагогов и общества в целом. Необходимо создать благоприятную и понятную среду для формирования у детей позитивного и гармоничного отношения к своему краю. И лишь через такой подход можно достичь целей по формированию гражданских ценностей и глубокой любви к родному краю.
[…]
Глава 2. Обучение изображению белорусского геометрического орнамента как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Обучение изображению белорусского геометрического орнамента представляет собой уникальную возможность воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. Этот артистический процесс, активно использующий элементы национальной культуры, способствует развитию творческого мышления и эстетического восприятия у детей, а также глубокому погружению в культурное наследие Беларуси.
Первоначальным этапом обучения детей является ознакомление с белорусской народной символикой, ее историей и культурным значением. Дети узнают о том, каким образом был создан и развивался белорусский геометрический орнамент, о его непростых символических значениях и уникальной эстетике.
Важным этапом в обучении является развитие навыков рисования и творчества у детей. Они получают возможность самостоятельно рисовать и создавать узоры, сочетая различные геометрические фигуры и цвета. Работая со старшими дошкольниками, педагоги актуализируют их эмоциональные переживания и восприятие, помогая им выразить свои чувства и эмоции через творчество.
Изображение белорусского геометрического орнамента в процессе обучения также способствует развитию мелкой моторики рук у детей. Ребенок должен быть внимательным и точным в своих движениях, что положительно сказывается на его развитии психомоторных навыков [6].
Особое внимание уделяется практической работе с национальными материалами. Дети знакомятся с традиционными инструментами для создания белорусских орнаментов, такими как петли, иглы, нитки и краски. Эти материалы позволяют детям учиться технике вышивки, аппликации и прочих видов народного ремесла, что способствует развитию их творческого потенциала и уверенности в своих возможностях.
Обучение изображению белорусского геометрического орнамента как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста помогает формированию национальной идентичности и гармоничного развития личности. В результате этого процесса дети усваивают не только культурное наследие Беларуси, но и развивают уважение и любовь к своей родине, ее традициям и красоте.
[…]
Заключение
В заключении данной курсовой работы были рассмотрены вопросы обучения изображению белорусского геометрического орнамента как средство формирования чувства патриотизма и любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. Исследование было проведено с использованием различных методов, таких как наблюдение, беседы, творческие задания и игровая деятельность.
Результаты исследования показали, что обучение изображению белорусского геометрического орнамента имеет положительное влияние на формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Дети с интересом занимались созданием орнаментов, узнавали о национальных символах и традициях своей страны [8].
В ходе работы было выявлено, что обучение геометрическому орнаменту помогает детям не только развивать свои творческие навыки и воображение, но и укрепляет их уверенность в себе и чувство причастности к своей культуре. Дети осознают, что белорусская народная культура уникальна и важна, и могут с гордостью рассказывать о ней своим родителям и сверстникам.
Кроме того, обучение изображению белорусского геометрического орнамента способствует развитию мелкой моторики у детей. В процессе рисования и создания орнаментов они улучшают свои навыки работы руками, что играет важную роль в их общем физическом и когнитивном развитии.
В целом, результаты данной работы показывают, что обучение изображению белорусского геометрического орнамента является эффективным средством воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста [4]. При этом, следует отметить, что данное направление требует дальнейших исследований и разработок, чтобы максимально использовать его потенциал в образовательном процессе.
С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что внедрение и развитие программ обучения изображению белорусского геометрического орнамента в дошкольных учреждениях будет иметь положительный эффект на воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. Это способствует сохранению и продвижению национальной культуры и традиций, что является важным аспектом в формировании личности ребенка.
Белорусское народное искусство сформировалось в основном как домашнее ремесло, но лишь некоторые его виды стали промышленными и нашли свое место на рынке. Этот факт сильно повлиял на характер белорусского народного искусства, которое отличается глубокой традиционностью, ярко выраженной функциональностью изделий, абстрактными формами и умеренным геометрическим орнаментом [2].
[…]
1 Буткевич, Л.М. История орнамента / Л.М. Буткевич. - М.: «Владос», 2008. - 271 с.
2 Гасюк, Е.О., Степан, М.Г. Исторический ракурс художественного вышивания / Е.О. Гасюк // Народно-прикладное искусство. - 1998. - № 4. - С. 34-41.
3 Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. - Минск: УИЦ БГПУ, 2004. - 202 с.
4 Емшанова, Н.А., Ворончихин, Н.С. Орнаменты. Стили. Мотивы / Н.А. Емшанова, Н.С. Ворончихин. - М.: Истра, 2009. - 240 с.
5 Кацар, М.С. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар. - Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 1996. - 208 с.
6 Лобачевская, О., Зимина, З. Белорусский народный костюм декоративные швы / О. Лобачевская. - Мн.: Беларуская навука, 2009. - 279 с.
7 Макаренко, Т.А. Народные промыслы как средство этнопедагогики / Т.А. Макаренко // Педагогический вестник. - 2006. - № 9. - С. 56-63.
8 Минц, Н.Д. Изобразительное искусство / Н.Д. Минц. - Минск: Беларусь, 2006. - 101 с.
9 Расинэ, О. Орнамент всех времен и стилей / О. Расинэ. - М.: Белый город, 2007. - 719 с.
10 Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва / Я.М. Сахута. - Мінск: БГУК, 2001. - 182 с.
11 Фадеева, О.Е. Белорусская народная вышивка / О.Е. Фадеева. - Минск: «Наука и техника», 1998. - 197 с.
12 Фокина, Л.В. Орнамент / Л.В. Фокина. - М.: Феникс, 2007. - 208 с.
13 Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства / Т.Я. Шпикалова. - М.: Владос, 1996. - 212 с.