Введение
Глава 1 Вытинанка как вид декоративно-прикладного исскусства
1.1 история развития искусства вытинанки
1.3 развитие вытинанки в беларуси
Глава 2 Технология выполнения вытинанки
2.1 композиционное решение
2.3 этапы выполнения вытинанки
Глава 3 Методика работы с детьми младшего школьного возраста по освоению искусства вытинанки
3.1 психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
3.2 особенности обучения искусству вытинанки младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Особое место в белорусской декоративно-прикладной культуре занимает вытинанка. Искусство вытинанки отличается особенным своеобразием, представляя яркую страницу декоративного искусства.
Пройдя путь от простых узоров до сложнейших силуэтных композиций и богатейших ажурных орнаментов, художественные вырезки все больше привлекают профессиональных художников, использующих выразительные средства и приемы вырезания для воплощения своих идей. По мере развития этого вида декоративно-прикладного искусства непрерывно расширялось и обогащалось его содержание и приемы работы. В настоящее время искусство вырезок из бумаги – актуальное и интересное явление культуры. Технические принципы, разнообразность орнаментальной структуры, богатство узорных мотивов предоставляют неисчерпаемые возможности для практического применения во многих сферах декоративного искусства, дают простор прикладному использованию. Сегодня бумажные узоры используются, прежде всего, для украшения интерьера квартир и офисов, где они хорошо сочетаются с современными стилями и, благодаря своей выразительности, доступности материала и простоте изготовления – являются важным фактором художественно-эстетического воспитания детей и подростков. Ажурные картины, становятся частыми экспонатами выставок, формируя особый тип выставочных произведений высокой художественной ценности. Для оформления подарков и, особенно, открыток дизайнеры все чаще стали использовать японскую технику вырезания – технику плоского киригами и одно из его направлений – pop-up, что позволяет создавать необычные объемные конструкции, которые при закрытии становятся плоскими.
Объект исследования – белорусское народно-прикладное искусство.
Предмет исследования – белорусская вытинанка.
Цель исследования – выполнение вытинанки «Матывы роднай зямлі».
Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
Задачи:
1) проследить историю развития искусства вытинанки;
2) выявить особенности современного развития вытинанки;
3) рассмотреть особенности технологии выполнения вытинанки;
4) выявить методические аспекты работы с детьми младшего школьного возраста по освоению искусства вытинанки.
Глава 1 Вытинанка как вид декоративно-прикладного исскусства
1.1 История развития искусства вытинанки
Этимологию названия техники работы с бумагой можно проследить от слов «выцинать», «вытынать», «вырезать» – вырезание ажурного узора с большим акцентом на тщательности.
Этот вид творчества появлялся в тех местностях, где существовало производство бумаги. Более того – бумаги доступной, то есть – недорогой. И, конечно, начало было положено в стране, которая, возможно, сразу представилась вам после слова «бумага» - Китае. И произошло это, по разным данным, в VII-XII веках. Затем пройдя путь через Ближний Восток, искусство вырезания из бумаги обосновалось в Европе. Развилось оно и в славянских странах, например, в Беларуси зарождение выцинанки пришлось на XVI век, а расцвет - на конец XIX-начало XX веков, а также 40-50 годы ХХ века.
В Китае продолжительное время вырезание из бумаги - Jianzhi («цзяньчжи») - было аристократическим хобби светских дам – из-за дороговизны материала. Впоследствии и бумага стала доступней, творчество распространенней – каждая девушка должна была постичь это кропотливое искусство. Использовались Jianzhi в религиозных, обрядовых целях, а также в качестве декора. Китайские вырезки хоронили вместе с умершим или сжигали на похоронах, что было частью ритуала. Они также часто выступали как украшение для жертвоприношений предкам и богам.
Узорные вырезки из белой или цветной бумаги для украшения избы получили распространение в польской деревне с середины 19 в. К концу 19 в. – начале 20 в. они стали повсеместным элементом декора. Выцинанки (Wycinanki) служили, например, для символического обновления дома (на рождество и пасху). Их вешали на потолочные балки и на стены избы. И сегодня Wycinanki широко распространены в творчестве поляков. Часто они отличаются многослойностью (за счет склеивания нескольких вырезок) и многоцветьем. Подобие выцинанки используется также и в народном костюме, причем материал может быть даже бумажным, но чаще используется кожа.
Глава 2 Технология выполнения вытинанки
2.1 Композиционное решение
Выразительность узора вытинанки строится по законам линейно-пятновой графики, а композиция сопоставима с узором кружева: можно выделить отдельные раппорты и соединительные элементы, толщина линий конструктивных элементов взаимосвязана с величиной пустого пространства между ними. Специфику вытинанки в сравнении с другими видами вырезания из бумаги – силуэтным и художественным – составляет сложно-прорезной ажур, задаваемый геометрической схемой сложения бумаги, независимо от того, какой инструмент используется – ножницы, нож или пробойник. Обязательное условие, даже для сюжетных композиций – многократное сложение и кропотливое поэтапное прорезание отдельных элементов.
Особенности вытинанки целесообразно рассматривать в сравнении с другими видами вырезания из бумаги: силуэтным и художественным.
Силуэты у профессиональных художников полны психологизма: каждый поворот головы, движение тела героев передают душевное состояние. В таких портретах ценны характерные черты модели, заложенные в линии контура. Силуэтные изображения могут быть элементами узора вытинанки, но у них другая задача. Они воплощают символические обобщенные образы, лишенные портретного сходства. Силуэт в составе узора вытинанки – важный акцент, но не собственно произведение.
Тематический диапазон художественного вырезания шире, чем у вытинанки, что позволяет авторам больше экспериментировать, быть более свободными в трактовке того или иного образа. Ажур художественной вырезки может быть задан геометрической схемой сложения бумаги или выполняться по предварительному эскизу, в котором произвольно обозначены линии узора и плоскости выпадов. В близких по сюжету композициях именно технология создания прорезного ажура определяет стилистические различия художественного вырезания и вытинанки. В процессе овладения технологией каждый мастер вытинанки вырабатывает свой почерк, стиль, узнаваемый по рисунку отдельных элементов, по характеру вырезания. Вариации технологических особенностей в сочетании с индивидуальным почерком автора придают изделию черты как традиционного, так и уникального произведения искусства.
Глава 3 Методика работы с детьми младшего школьного возраста по освоению искусства вытинанки
3.1 Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Особенности младшего школьного возраста наиболее подробно в возрастной психологии описаны Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и их коллегами: А.К. Дусавицким, А.К. Марковой, Г.А. Цукерман. Авторы указывают на то, что границы младшего школьного возраста совпадают с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9 – 10 лет [2, с. 11].
Как отмечает Ю.В. Братчикова, в течение младшего школьного возраста в личности ребёнка происходят некоторые изменения. Прежде всего, изменения происходят на уровне обученности, изменяется уровень сформированности отдельных сторон учебной деятельности. У учащегося меняются цели учебной деятельности, начинают появляться новые мотивы учения (получение высокой оценки, необходимость хорошо учиться, успех, мотивация достижения успеха), а также изменения в умственном развитии [2, с. 132].
Согласно Д.Б. Эльконину, в младшем школьном возрасте происходит перестройка всех отношений ребенка с действительностью. В своей книге «Психология обучения младшего школьника» Д.Б.Эльконин указывает на то, что ведущая деятельность младшего школьника – учебная, та, в результате которой происходят внутренние изменения в ученике, то есть деятельность по самоопределению [22, с. 122].
Рассмотрим особенности развития основных процессов у детей младшего школьного возраста.
1. Мышление. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Белорусская вытинанка – довольно древнее явление, которое имеет свою уникальную историю. Долгое время оно играло важную роль в жизни как состоятельного, так и простого населения. После недолгого периода упадка интерес к вытинанке начал восстанавливаться и в начале XXI-го века она имеет прекрасные перспективы для дальнейшего процветания как один из видов народного творчества.
Для белорусской вытинанки характерны следующие особенности: принцип многоразового складывания (при вырезании лист бумаги многократно, в разных направлениях и под разным углом складывается); изображение симметричное; создание сложного узора путём составления его из прорезей простых геометрических форм (даже самое сложное изображение комбинируется из набора разнообразных по своей форме треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полумесяцев, миндалевидных лепестков и т.д.); относительная монохромность (обычно используется, не считая фона, один, два, максимум три цвета бумаги, иногда - фольга золотая или серебряная). Для Беларуси свойственна зеркальная симметрия в искусстве вырезания из бумаги. В основном композиции представляют собой ярко выраженную вертикальность, на основе которой строятся традиционные мотивы «Дрэва жыцця», «Кветак - вазонаў» и «Кустоў», известные в ткачестве, вышивке, росписи.
Для вытинанки применяется любая тонкая бумага различных цветов и оттенков. В качестве инструмента используются ножницы, нож и перфорация различных размеров (вырезы). Готовые вытинанки наклеивают на базу.
Символика белорусской вытинанки близка к символике вышивки и других орнаментов. Среди белорусских мастеров вытинанки можно назвать имена В., Н. и Е. Червонцевых, О. Харлинской, О. Бабуриной.
Важным фактором в построении учебной программы по изучению вытинанки является логическая обоснованность учебных задач, основанная на учете объективных закономерностей композиционно-художественного формообразования. Выполнение практических заданий направлено на одновременное изучение выразительных свойств материала и освоение технологических навыков работы.
1. Жилинская, Е.А. Белорусская вытинанка: традиции и новации / Е.А. Жилинская // Материалы международного научного форума обучающихся "Молодежь в науке и творчестве": сборник научных статей. – 2017. – С. 49-51.
2. Захарова, А.А. Сравнительный анализ композиционных схем ковровых текстильных изделий и белорусских вытинанок / А.А. Захарова, Н.С. Лисовская // Новое в технике и технологии в текстильной и легкой промышленности Материалы докладов Международной научно-технической конференции. Витебский государственный технологический университет. – 2015. – С. 45-47.
3. Кацар, М.С. Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар ; Навук. рэд. Я.М.Сахута. – Минск : БелЭн, 1996 – 208 с.
4. Коваленко, В.И. Ажурные вырезки из бумаги: учеб. пособие / В.И. Коваленко, А.В. Трампас, Н.Л. Федористова. – Витебск : Изд-во УО «ВГУ им. Машерова», 2003. – 132 с.
5. Коваленко, В.И. Искусство вытинанки: пособие для учителей общеобразов. учреждений / В.И. Коваленко. – Минск : Беларусь, 2007. – 118 с.
6. Коваленко, В.И. Художественное конструирование из бумаги: Складывание и сгибание: пособие по изобразит. искусству и худож. труду для учащихся общеобразоват. шк. и шк. с технологич. и худож. уклонами / В.И. Коваленко. – Минск : Беларусь, 2003. – 223 с.
7. Крук, Я. Сімволіка беларускай народнай культуры / Я. Крук. – Мн., 2003.
8. Лисовская, Н.С. Характерные особенности белорусских, украинских, польских вытинанок / А.А. Захарова, Н.С. Лисовская // Материалы докладов 49 международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. – 2016. – С. 69-72.
9. Марчук, М.В. Обучение основам традиционной вытинанки младших школьников / М.В. Марчук // Союз искусства и науки материалы Международной научной конференции. Красноярский государственный институт искусств. – 2016. – С. 149-151.
10. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 320 с.
11. Овчинникова, М. Ю. Художественное вырезание из бумаги / М.Ю. Овчинникова // Мастацкая адукацыя i культура. – 2004. – № 3. –С. 50–52.
12. Сахута, Я. М. Выцінанка – мастацтва сур’езнае / Я.М. Сахута // Мастацкая адукацыя і культура. – 2004. – №2. – С. 56–58.
13. Сахута, Я.М. Беларуская выцiнанка / Я.М. Сахута. – Минск : Беларусь, 2008. – 230 с.
14. Сахута, Я.М. Вечназялёнае дрэва рамёстваў / Я.М. Сахута. – Мн., 1997.
15. Современные тенденции и предпосылки подготовки преподавателя изобразительного искусства к формированию духовной культуры учащихся / Г. С. Федьков // Искусство и культура. – 2018. – № 1(29). – С. 70–76.
16. Соколова, Е.О. Формирование знаний, умений и навыков владения приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования / Е.О. Соколова // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2017. – № 1 (94). – С. 105-112.
17. Соколова-Кубай, Н. Н. Узоры из бумаги: Белорусская вытинанка / Н.Н. Соколова-Кубай. – М. : Культура и традиция, 2006. – 80 с.
18. Сухая, Н.А. Пуцяводная зорка – мастацтва / Н.А. Сухавая // Беларуская культура сёння. Гадавы агляд. – Минск : БелДІПК, 2004. – 220 с.
19. Федьков, Г. С. Теория и методика обучения изобразительному искусству : учеб. пособие / Г. С. Федьков. – Минск : РИВШ, 2015. – 226 с.
20. Чырвонцава, В.М. Выцінанка. Праграма для аддзяленняў дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва мастацкіх вучылішчаў / В.М. Чырвонцава. – Минск : БелДІПК, 2001. – 20 с.
21. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50.
22. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. — М. : Академия, 2001. — 144 с.