ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Обзор литературы по теме исследования
1.2 Становление изобразительной деятельности в дошкольный период детства
ГЛАВА 2 НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Виды и особенности нетрадиционной техники
2.2 Методика развития изобразительных умений дошкольников в процессе обучения нетрадиционной техники
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – это важный период в жизни каждого ребенка. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его разностороннее развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества. Именно поэтому одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, которая создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Основная задача обучения рисованию – это помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в ходе рисования у ребенка улучшается наблюдательность, художественный вкус, эстетическое понимание, творческие способности. Стоит заметить, что едва ли не все дети рисуют, а с годами же рисованием занимаются считанные единицы. Следовательно, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не целью, а способом понимания окружающего мира.
Исследованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги Е.А. Флерина, Я.А. Башилов, Н.И. Ткаченко, К.М. Лепилов, Е.В. Разыграев и другие, психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, А. М. Шуберт, искусствоведы Ф.И. Шмит, А.В. Бакушинский и другие.
Проблема исследования. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста традиционными техниками в современных условиях педагогического процесса практикуется, в основном, в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей творческого мышления, креативности, основных знаний, умений и способов их применения.
Цель курсовой работы: определить нетрадиционные техники изображения в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Описать становление изобразительной деятельности в дошкольный период детства.
3. Проанализировать виды и особенности нетрадиционной техники
4. Выявить методику развития изобразительных умений дошкольников в процессе обучения нетрадиционной техники.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Обзор литературы по теме исследования
Детство – это важный и уникальный период формирования личности. Именно в этот период ребенок формируется физически, психически, интеллектуально, приобретает необходимые знания, умения и навыки.
В этот период дети нуждаются в наибольшем внимании. От разумного отношения к детским проблемам, интересов и потребностей зависит судьба каждого ребенка в формировании целостной личности.
В настоящее время содержание дошкольного образования направлено на сохранение детской субкультуры, ориентированный на ценности и интересы ребенка. В сознании ребенка-дошкольника закладываются фундаментальные мировоззренческие понятия, нравственные ценности, убеждения.
В дошкольном возрасте большое влияние на формирование личности ребенка имеет художественная деятельность, которая является ведущим средством эстетического воспитания детей.
Только правильно организованная работа способна сформировать полноценную, сознательную личность дошкольника. Именно поэтому проблемам развития дошкольного творчества уделяется учеными доствточно много внимания [1, c. 32].
В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей [24, c. 101].
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Проблема формирования человека выразительного образа в рисунках средствами человека нетрадиционных художественных техник определяется интересом человека к изучению особенностей детского изобразительного человека творчества и зависимостью его развития человека от владения детьми доступными художественными человека техниками изображения.
В исследованиях Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми
ГЛАВА 2 НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Виды и особенности нетрадиционной техники
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора [11, c. 105].
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. [2, c. 113].
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; ягель; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Анализ исследований, посвященных теме курсовой работы, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.
2. Периоды становления изобразительной человека деятельности дошкольников:
• первая ступень рисования головоногое: человека схематических изображений, выполненных по памяти, человека очень далеких от правдоподобной и человека реальной передачи объекта;
• вторая ступень возникающего человека чувства формы и линии, когда человека в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения;
• третья ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура.
Особенностями изображений детей дошкольного возраста являются:
1) Ребенок создает иногда оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих предметов и явлений. Новизна открытий и продуктов творчества субъективна, ребенок делает это для себя, что является первой важной особенностью его творческой деятельности.
2) Эмоциональный отклик, стремлении искать, находить, много раз повторять найденный в рисунке, лепке, образ, пробовать другие варианты его решения, в увлеченности процессом нахождения и повторения способа изображения, создания сюжетной или декоративной композиции.
3) Стремление ребенка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании образа в рисунке, лепке, аппликации. Его деятельность носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий интегрированный характер.
3. Существует множество нетрадиционных техник изображения для дошкольников: пальцевая живопись, человека рисование ладошкой, рисование различными оттисками, человека монотипия, рисование свечой, углем, точечное человека рисование (пуантолизм), кляксография и человека т.д.
4. В процессе рисования нетрадиционными человека техниками и приемами, воспитатель должен развить у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования. В человека результате работы дети должны научиться человека творчески всматриваться в окружающий мир, человека находить разные оттенки, приобрели человека опыт эстетического восприятия. Они должны научиться создавать новое,
1. Абраменкова, В.В. Психология детства в человека контексте отношений ребенка в мире человека / В.В. Абраменко // Вопросы человека психологии. – М., 2001. – человека № 1. – С. 32-36.
2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Психология развития / Сост. и общ. ред.: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
3. Арт-терапия / Сост. и общ. ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
4. Вершинина, Н.А. Вклад ученых ХХ века в изучение проблем изобразительной деятельности детей дошкольного возраста: Гносеологическая и логическая модель развития: монография / Н.А. Вершинина. – СПб., 2008. – 260 с.
5. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как научная дисциплина: Социологическая модель развития. Монография / Н.А. Вершинина. – СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. – 141с. Вундт, В. Введение в психологию / В. Вундт. – СПб: Питер бук, 2002. – 125 с.
6. Горбатова, Е.В. Сам себе художник: учебное пособие для воспитанников старшей ступени (от пяти до шести лет) учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.В. Горбатова. – Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2003. – 172 с.
7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 2000. – С. 304-337.
8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
9. Детство: программа развития и воспитания человека детей в дет. Саду / человека В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. человека Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – 3-е изд., переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 250 с.
10. Дуков, Е.В. Введение в социологию искусства: учебное пособие для гуманитарных вузов / Е.В. Дуков, В.С. Жидков, Ю.В. Осокин, К.Б. Соколов, Н.А. Хренов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 256 с.
11. Инновационные педагогические технологии: материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – 128 с.
12. Казакова, Т.С. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.С. Казакова. – М., 2006. – 189 с.
13. Керимова, Л.А. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/. – Дата доступа: человека 30.08.2017.
14. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике человека рисования / Т.С. Комарова. – М.: Педагогическое общество человека России, 2007. – 176 с.
15. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольника / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
16. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, человека диагностика, система занятий / Л.Д. человека Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. человека – 428с.
17. Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду / И.А.Лыкова. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008. – 207 с.
18. Маланов, С.В. Развитие умений и способностей дошкольного возраста [Текст] / С.В.Маланов. – Москва-Воронеж, 2001. – 320 с.
19. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5-е изд., исп. и доп. [Текст] – М.: Мозаика-Синтез,2007. – 166 с.
20. Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебно-методическое пособие / Е.В. Пчелинцева. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. – 32 с.
21. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под редакцией Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
22. Салмина, Н.Г. Учимся человека рисовать / Н.Г. Салмина, А.О. Глебова. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф»,2007. – 95 с.
23. Силивон, В.А. Индивидуализация обучения в изобразительной деятельности: Учеб.-метод. пособие / В. А. Силивон. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 250 с.
24. Силивон, В.А. Природа детского рисунка / В.А. Силивон. – Мн., 2000. – С. 97-106.
25. Швайко, Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений / Г.С. Швайко. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 329 с.