Глава 2 Методика развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством живописи
2.1 Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (констатация)
2.2 Организация и содержание процесса восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию
2.3 Сравнительный анализ результатов проведенной работы
Глава 2 Методика развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством живописи.
2.1 Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (констатация).
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №350 г. Минска». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В эксперименте приняло участие 10 воспитанников в возрасте 5-6 лет.
Развитие эстетического восприятия произведений искусства включает решение следующих основных задач:
а) развитие отзывчивости к произведению;
б) развитие способности выразить свое отношение к произведению;
в) расширение объема знаний и представлений об искусстве.
Несмотря на возможность эмоционального отклика на произведение искусства, дети дошкольного возраста не обладают еще способностью адекватно рассказывать о своих переживаниях, возникших в результате знакомства с искусством. Об этом свидетельствуют их часто очень скупые, мало развернутые по своему содержанию характеристики и оценки произведений. Последние крайне неустойчивы, мало и часто сводятся к суждениям "нравится" или "не нравится", "красиво" или "некрасиво".
Целью констатирующего этапа исследования является: определение уровня осознания детьми старшего дошкольного возраста средств выразительности в живописи – цвет (многоцветие, колорит, как средство выражения настроения), композиция (многоплановость, ближний передний план).
Определение уровня знаний детей о живописи;
Определение уровня развития художественно-изобразительных умений при создании изображений живописи;
Определение отношение родителей к изучаемому вопросу;
Уровень эмоционального отклика детей.
Задачи констатирующего этапа исследования:
Выявить представление детей об изобразительном искусстве и жанре живописи;
Выявить уровень развития художественно-изобразительных навыков;
Провести анкетирование на тему «Изобразительное искусство в семье»;
Для данной работы мы использовали следующие методы:
Беседы детьми об изобразительно-выразительных средствах живописной картины;
Наблюдение за эмоциональным откликом детей при восприятии картины;
Анализ детских работ
Анкетирование родителей
2.2 Организация и содержание процесса восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
На основе результатов констатирующего эксперимента мы определили задачи для дальнейшей работы:
осуществить подбор иллюстраций и репродукций работ художников, чтобы познакомить детей с разнообразием этого жанра живописи;
разработать систему занятий по ознакомлению с пейзажем как жанром живописи и по изображению пейзажа (конспекты в приложении В);
подобрать дидактические игры и упражнения по ознакомлению с пейзажем (приложение Г).
Формирующий эксперимент в нашем исследовании осуществлялся по двум
направлениям:
обогащение знаний детей о пейзаже, его видах и средств выразительности использованных художниками для создания образа;
выявление путей и методов формирования умений использовать различные материалы и техники живописи.
При разработке данного этапа мы опирались на рекомендации по данной теме в следующих источниках: «Знакомим с пейзажной живописью» (Н. А. Курочкина , 2005 г.); «Дети и пейзажная живопись. Времена года» ( Н. А. Курочкина 2003 г.); «Поэтические образы природы» ( Л. В. Компанцева, 1985 г.); «Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет» ( Е. В. Краснушкин).
1. Мы отобрали для работы с детьми следующие репродукции и иллюстрации, исходя из рекомендаций программы «Детство»:
И. И. Шишкин «Зима»
И. И. Шишкин «На севере диком»
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
И. И. Левитан «Золотая осень»
И. И. Левитан «Золотая осень. Слободка»
И. И. Левитан «Весна. Большая вода»
И. И. Левитан «Березовая роща»
Ф. И. Васильев «Мокрый луг»
В. И. Суриков «Вид памятника Петру I»
Н. К. Рерих «Гималаи»
И. К. Айвазовский «Волна»
А. К. Соколов «На луне».
2.3 Сравнительный анализ результатов проведенной работы.
После проведения работы мы провели контрольные тесты, что бы проверить результаты нашей работы. Детям были предложены те же задания и задания, что и констатирующем эксперименте.
Диагностика уровня знаний детей о пейзаже.
1. Что такое пейзаж?
2. Из чего состоит пейзаж. Что можно изобразить?
3. Какие времена года вы знаете?
4. Как называется линия, которая делит землю и небо?
5. Кто рисует пейзаж?
6. Чем можно нарисовать пейзаж?
Результаты ответов детей оценивались по следующим критериям: за правильный и четкий ответ на вопрос ребенок получает 3 балла, за нечеткий ответ, с наводящими вопросами от воспитателя – 2 балла, если ответа не последовало даже после наводящего вопроса воспитателя – 1 балл.