Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития вытинанки
1.1 История вытинанки
1.2 вытинанка как вид народного искусства
1.3 Современное развитие вытинанки
Глава 2 Технология выполнения вытинанки
2.1 Аналоги и прототипы вытинанки
2.2 Композиционное решение
2.3 Этапы выполнения вытинанки
Глава 3 Методика использования белорусской народной вытинанки в работе с детьми среднего школьного возраста
3.1 Психологические особенности развития детей среднего школьного возраста
3.2 Особенности подачи темы на занятиях по искусству вытинанки
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В истории нашей культуры немало видов народного декоративно-прикладного творчества, когда достаточно популярных, затем практически забытых, а сегодня возрожденных, возвращенных фактически из небытия, на новом уровне включенных в современные культурные процессы. В полной мере это касается и искусства создания ажурных узоров из бумаги - вытинанки.
В свое время этот вид народного искусства пережил короткий, но заметный расцвет. В конце XІX и особенно в первой половине XX в. ажурные бумажные образцы можно было видеть почти в каждом доме. Некоторое оживление традиции наблюдалось в послевоенное десятилетие, затем изделия из бумаги практически исчезла из народного быта, оставив след разве только в людской памяти.
Широкий подъем интереса к приобретениям национальной культуры, характерный для последнего времени, вызвал возрождение и развитие многих практически забытых видов народного искусства и народных художественных ремесел. И дело здесь не только в нашем сознании их ценности как органической части национальной культуры, необходимости поддерживать, возрождать и развивать художественное наследие наших предков. Как оказалось, традиционные художественные ремесла - вовсе не "архаика" или музейный достояние, а очень современная явление, которое при умелом, бережным, заботливым подходе органично и естественно включается в наш современный быт.
Сегодня вытинанку можно считать одним из наиболее популярных видов современного народного художественного творчества, который, пожалуй, идет вровень с таким национальным феноменом, как соломоплетение. Вытинанка - обязательный экспонат разнообразных выставок современного народного искусства, в этой области проводятся разнообразные конкурсы и праздники, устраиваются семинары-практикумы и мастер-классы. Многие учреждения культуры, народные мастера, любители художественного творчества собрали интересные коллекции образцов современной вытинанки.
Глава 1 Теоретические аспекты развития вытинанки
1.1 История вытинанки
Вытинанка - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Искусство вытинанки (вырезания из бумаги ажурных узоров и образов) возникло в Китае, после изобретения бумаги в 1-2 вв. В позднем средневековье через Персию и Турцию бумага попала из Китая в Европу и быстро стала известна почти на всей ее территории. Именно тогда и возникла европейская (а вместе с ней и белорусская) вытинанка. Надо отметить, что китайская вытинанка не была известна в Европе, поэтому она выступает не в качестве предка, а лишь в качестве предшественника европейской вытинанки. У последней свое самостоятельное происхождение. В частности, это касается и такой популярной разновидности китайской вытинанки, как «силуэт», заново открытой в Европе и ставшей весьма популярной среди знати [10, с. 3]. Вырезанные из черной бумаги портреты, фигурки людей и даже сложные сюжетные композиции украшали интерьеры дворцов, дамские альбомы, использовались как подарки. «Силуэтом» занимались многие известные в то время художники. Первоначально бумага, завезенная на территорию Беларуси, стоила очень дорого и встречалась не во всех дворянских усадьбах. Редкость и дороговизна породила «моду» на данный материал – из него стали делать украшения. Барышни вырезали из окрашенных бумажных листов различные узоры, фигурки и придавали с их помощью своей одежде и прическам «эксклюзивность». С XVI века стала распространяться в среде знати силуэтная вырезка (черно-белые реалистичные изображения людей, природных мотивов, бытовых сцен). Народная вытинанка отличалась от силуэтной техникой исполнения. Возможно первая "вытинанка" на территории ВКЛ, а затем Речи Посполитой была бумажная кустодия (украшение для охраны восковых и сургучные печатей на документах), существовала с конца XVI в. до начала XIX в. Кустодии имели форму ромба или розетки. Кусочек бумаги складывался в 4 раза и по краю вырезались фигурные вырезки (различной формы зубчики). В архивах Виленского Государственного Университета хранится несколько вытинанок 16 века. Их сделали чиновники в перерывах во время работы над документами.
Глава 2 Технология выполнения вытинанки
2.1 Аналоги и прототипы вытинанки
Среди белорусских мастеров вытинанки можно назвать имена В., Н. и Е. Червонцевых, О. Харлинской, О. Бабуриной.
Произведения Натальи Червонцевой – всегда узнаваемы и неповторимы. Мастерица предпочитает работать с цельным листом бумаги, прорезая в нем отверстия разной формы. Набор отверстий складывается в фактуры, а фактуры умело сливаются в композицию. «Ярило», «Древо познания», «Молитва», «Лето» – все эти работы пропитаны глубоким философским содержанием. Симметричные, композиционно устойчивые, они одновременно как будто пульсируют. Так, «Древо познания» – одна из интерпретаций классического сюжета народной вытинанки Древа жизни. Черная бумага на шафраново-оранжевом фоне, редкие вкрапления золотистой фольги оказывают на зрителя трепетное воздействие. Вытянутая по вертикали крестообразная композиция завершается круглой розеткой, которая напоминает розетки готических храмов. Жесткие геометрические формы тем не менее не мешают разглядеть женское начало в сюжете – ясно просматривается греческий символ Зеркала Венеры. Это женское прочтение сюжета поиска гармонии, вечного балансирования человека между добром и злом. Отсюда и двойственное тревожно-вдохновенное впечатление от работы. «Знания умножают несчастье» – сказал древний философ. Истинная мудрость ждет человека, способного сохранить цельность среди внутренних противоречий.
Елизавета Червонцева предпочитает работать с фигуративными композициями и использует антропоморфные образы. Ей принадлежит целая галерея мифологических персонажей, героев белорусских сказок и легенд. Древние духи и божества, которым поклонялись в прошлом наши предки, объединены в единый цикл календарного года, где каждому персонажу соответствует свое время – месяц, когда проявляются его наиболее характерные черты. Так, Ярило в творчестве вытинанщицы предстает молодым парнем на белом коне, цветущий венок на его голове – символ молодого солнца, сам образ символизирует весеннее пробуждение природы. Зимний персонаж Зюзя, напротив, – старец с длинной бородой из сосулек и суровым, как зимний день, нравом. Елизавета много экспериментирует с новыми материалами и техниками.
Глава 3 Методика использования белорусской народной вытинанки в работе с детьми среднего школьного возраста
3.1 Психологические особенности развития детей среднего школьного возраста
Учащиеся 5-8 классов вступают в новую фазу своего развития – подростковый возраст.
Как отмечает И.А. Шмерлина, подростковый возраст – это переход от мира детства к миру взрослых, важнейший период становления личности и выстраивания новых взаимоотношений с самим собой и окружающим миром [19, с. 29].
С физиологической точки зрения, подростковый возраст означает процесс изменений в организме ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Поэтому термины «половое созревание», «подростковый возраст» и «пубертатный период» или пубертат (от латинского pubertas – возраст роста волос) иногда используются как синонимы. Строго говоря, термины «период полового созревания» и «пубертат» отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период [5, 9, 14]. Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности.
Необходимо различать так называемую «психическую пубертатность» и «физическую пубертатность»: психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14–16 годами, у девочек – между 13 и 15 годами.
Психические симптомы переходного возраста обычно начинаются гораздо раньше, в 11-12 лет. В этом возрасте, который называется младшим подростком, дети конфликтные и драчливые; и от родителей часта фраза о том, что ребенок «испортил характер». Такое поведение и эмоциональное состояние младшего подростка психологически связаны с этическим конфликтом, который он испытывает со взрослым миром. Запреты и нормы морали, которым дети повиновали по сей день, подвергаются сомнению и критике со стороны подростка.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Белорусская вытинанка – довольно древнее явление, которое имеет свою уникальную историю. Долгое время оно играло важную роль в жизни как состоятельного, так и простого населения. После недолгого периода упадка интерес к вытинанке начал восстанавливаться и в начале XXI-го века она имеет прекрасные перспективы для дальнейшего процветания как один из видов народного творчества.
Для белорусской вытинанки характерны следующие особенности: принцип многоразового складывания (при вырезании лист бумаги многократно, в разных направлениях и под разным углом складывается); изображение симметричное; создание сложного узора путём составления его из прорезей простых геометрических форм (даже самое сложное изображение комбинируется из набора разнообразных по своей форме треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полумесяцев, миндалевидных лепестков и т.д.); относительная монохромность (обычно используется, не считая фона, один, два, максимум три цвета бумаги, иногда - фольга золотая или серебряная). Для Беларуси свойственна зеркальная симметрия в искусстве вырезания из бумаги. В основном композиции представляют собой ярко выраженную вертикальность, на основе которой строятся традиционные мотивы «Дрэва жыцця», «Кветак - вазонаў» и «Кустоў», известные в ткачестве, вышивке, росписи.
Для вытинанки применяется любая тонкая бумага различных цветов и оттенков. В качестве инструмента используются ножницы, нож и перфорация различных размеров (вырезы). Готовые вытинанки наклеивают на базу.
Символика белорусской вытинанки близка к символике вышивки и других орнаментов. Среди белорусских мастеров вытинанки можно назвать имена В., Н. и Е. Червонцевых, О. Харлинской, О. Бабуриной.
Важным фактором в построении учебной программы по изучению вытинанки является логическая обоснованность учебных задач, основанная на учете объективных закономерностей композиционно-художественного формообразования. Выполнение практических заданий направлено на одновременное изучение выразительных свойств материала и освоение технологических навыков работы. В художественной практике эти понятия неразделимы, каждое из них требует углублённого изучения и составляет основу профессионального мастерства. Наиболее остро эта взаимообусловленность проявляется во время освоения ремесла. Именно в это время необходимо подчёркивать неразрывную связь технологических и композиционных задач. Однако успех в освоении ремесленного мастерства во многом зависит не только от четкой постановки обучающих задач, но и ясного осознания целей личностного развития. Такими целями являются: приобретение творческого, исследовательского, проектного, ценностно-смыслового и других видов опыта.
1. Гусакова, И.М. Роль тонального рисунка на поисковом этапе работы над декоративной композицией по дисциплине "Материаловедение, технология и производственное обучение" / И.М. Гусакова // Преподаватель XXI век. – 2014. – № 1-1. – С. 170-175.
2. Жилинская, Е.А. Белорусская вытинанка: традиции и новации / Е.А. Жилинская // Материалы международного научного форума обучающихся "Молодежь в науке и творчестве": сборник научных статей. – 2017. – С. 49-51.
3. Захарова, А.А. Сравнительный анализ композиционных схем ковровых текстильных изделий и белорусских вытинанок / А.А. Захарова, Н.С. Лисовская // Новое в технике и технологии в текстильной и легкой промышленности Материалы докладов Международной научно-технической конференции. Витебский государственный технологический университет. – 2015. – С. 45-47.
4. Кацар, М.С. Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар ; Навук. рэд. Я.М.Сахута. – Минск : БелЭн, 1996 – 208 с.
5. Крук, Я. Сімволіка беларускай народнай культуры / Я. Крук. – Мн., 2003.
6. Лисовская, Н.С. Характерные особенности белорусских, украинских, польских вытинанок / А.А. Захарова, Н.С. Лисовская // Материалы докладов 49 международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. – 2016. – С. 69-72.
7. Марчук, М.В. Обучение основам традиционной вытинанки младших школьников / М.В. Марчук // Союз искусства и науки материалы Международной научной конференции. Красноярский государственный институт искусств. – 2016. – С. 149-151.
8. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 320 с.
9. Овчинникова, М. Ю. Художественное вырезание из бумаги / М.Ю. Овчинникова // Мастацкая адукацыя i культура. – 2004. – № 3. –С. 50–52.
10. Сахута, Я. М. Беларуская выцінанка / Я.М. Сахута. – Мінск : Беларусь, 2008. – 230 с.
11. Сахута, Я. М. Выцінанка – мастацтва сур’езнае / Я.М. Сахута // Мастацкая адукацыя і культура. – 2004. – №2. – С. 56–58.
12. Сахута, Я.М. Вечназялёнае дрэва рамёстваў / Я.М. Сахута. – Мн., 1997.
13. Современные тенденции и предпосылки подготовки преподавателя изобразительного искусства к формированию духовной культуры учащихся / Г. С. Федьков // Искусство и культура. – 2018. – № 1(29). – С. 70–76.
14. Соколова, Е.О. Формирование знаний, умений и навыков владения приемами стилизации при взаимосвязи натурного и декоративного рисования / Е.О. Соколова // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2017. – № 1 (94). – С. 105-112.
15. Соколова-Кубай, Н. Н. Узоры из бумаги: Белорусская вытинанка / Н.Н. Соколова-Кубай. – М. : Культура и традиция, 2006. – 80 с.
16. Сухая, Н.А. Пуцяводная зорка – мастацтва / Н.А. Сухавая // Беларуская культура сёння. Гадавы агляд. – Минск : БелДІПК, 2004. – 220 с.
17. Федьков, Г. С. Теория и методика обучения изобразительному искусству : учеб. пособие / Г. С. Федьков. – Минск : РИВШ, 2015. – 226 с.
18. Чырвонцава, В.М. Выцінанка. Праграма для аддзяленняў дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва мастацкіх вучылішчаў / В.М. Чырвонцава. – Минск : БелДІПК, 2001. – 20 с.
19. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50.
20. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. — М. : Академия, 2001. — 144 с.
21. Яворская, С.Л. Вырезание из бумаги: из опыта работы / С.Л. Яворская // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 3 (65). – С. 68-80.