Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что целью обучения русскому языку на первой ступени образования является обучение и развитие у учащихся умений и навыков, необходимых для эффективного владения языком (как в устной, так и в письменной форме) в разнообразных коммуникативных ситуациях. Язык – это путеводитель ребенка в социальной жизни, помогающий ему общаться со взрослыми и друзьями. Именно с помощью слов мы усваиваем основные понятия. Известно, что существительные составляют около 44 % всех слов, используемых человеком.
Последние несколько десятилетий ознаменовались серьезными преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны: общество развивалось на основе гуманистических ценностей и демократии. Это не могло не затронуть и образование. Новая философия образования воплотилась в личностно-ориентированной модели обучения, основной целью которой является развитие личности, потребностей, ценностей и мотиваций учащихся, предоставление им перспектив для самореализации.
Мотивация - одна из фундаментальных проблем отечественной и зарубежной психологии и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Шкуркина В.И. и др. Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении мотивов личности к различным видам деятельности. В связи с этим возникает острая необходимость выявления связей между внутренними мотивационными тенденциями действий человека и социальной детерминацией его психики.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется социальным заказом на формирование развитой, активной, творческой и гармоничной личности, способной к самоопределению и самореализации.
Актуальность проблемы развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста обусловила выявление противоречия между необходимостью научно-методического обеспечения процесса развития положительной мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста и недостаточной методической разработанностью формирования положительной мотивации в начальной школе.
В рамках раздела "Морфология" ребята изучают тему "Имя существительное". Работа над темой "Имя существительное" - это длительный, целенаправленный процесс изучения обобщенного лексического значения и грамматических признаков существительного, который проходит с первого по четвертый год обучения в школе.
[…]
Глава 1 Теоретическое обоснование необходимости формирования положительной мотивации у учащихся начальных классов
1.1 Понятие «мотивация», «мотив», «учебная мотивация», «мотивы учебной деятельности»
Проблема мотивации и мотивов поведения является одной из фундаментальных проблем психологии и педагогики. Значительный вклад в изучение мотивации учебной деятельности внесли отечественные ученые Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Т.А. Саблина, Л.М. Фридман и др.
В сферу мотивации входят такие понятия, как "мотивация", "мотив", "потребности", "цели" и т.д. Однако именно мотивация является наиболее важной. Однако именно мотивация имеет наибольшее значение в сфере мотивации.
Е.П. Ильин отмечает, что термин "мотивация" впервые употребил А. Шопенгауэр в статье "Четыре принципа достаточного основания". Впоследствии этот термин вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [6, с.65].
На современном этапе развития науки мотивация как психический феномен трактуется по-разному. В одном случае ее можно трактовать как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение [4], то есть определяющих направленность поведения, в другом - как ряд мотивов [8, с.33], в третьем - как устойчивое побуждение, вызывающее активность человека и формирующее определенную направленность его поведения [9, с.12].
Е.П. Ильин предлагает отнести различные определения термина "мотивация" к двум разным направлениям. Во-первых, автор рассматривает мотивацию с точки зрения структурных компонентов, то есть как совокупность факторов или отдельных мотивов. Учет этих факторов или мотивов позволяет принять определенное решение или сформировать определенное намерение. Во втором направлении мотивация может рассматриваться не как статичный компонент личностной сферы, а как динамичное образование, то есть с точки зрения процессуального анализа [6, с.65].
Однако в обоих случаях мотивация, по мнению авторов, является вторичным образованием по отношению к мотивам. Более того, во второй трактовке термина мотивация он выступает как средство или некий механизм, позволяющий человеку реализовать свои побуждения. В частности, существует ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив на практике, поэтому в данном случае возникает мотивация, а также процесс осуществления регуляции деятельности мотивом.
Глава 2 Организация работы по формированию учебной мотивации у учащихся начальной школы на уроках русского языка
2.1 Способы изучения мотивации у младших школьников на уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное»
База исследования: ГУО «Средняя школа №12» г. Пинска. В исследовании приняли участие 18 детей младшего школьного возраста (8-9 лет). Выборка исследования включала в себя 10 мальчиков и 8 девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень учебной мотивации как показатель сформированности познавательной мотивации к учебной деятельности.
Методика исследования :
1) Анкета для определения учебной мотивации Н.Г. Лускановой.
1) Анкета для определения учебной мотивации Н.Г. Лускановой. Данная анкета использовалась для индивидуального обследования детей. Такой способ подачи анкеты позволил нам получить от детей более искренние ответы на вопросы анкеты, чем при устном опросе. Мы попросили дошкольников подчеркнуть все подходящие им ответы.
Обработка. Для того чтобы иметь возможность дифференцировать детей в зависимости от их мотивации к обучению, была использована бальная система отметок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о положительном отношении к детскому саду и предпочтении учебных ситуаций, - 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) - 1 балл;
- ответ, свидетельствующий о негативном отношении ребенка к детскому саду или конкретной учебной ситуации, - 0 баллов.
Интерпретация.
1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень мотивации и учебной активности.
2. 20-24 балла - хорошая учебная мотивация.
3. 15-19 баллов - положительное отношение к детскому саду, но детский сад привлекает больше внеучебными аспектами.
4. 10-14 баллов - низкая мотивация к обучению.
5. Менее 10 баллов - негативное отношение к детскому саду, непригодность к обучению.
Анализ литературных источников показал, что учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, а также одно из новообразований психического развития, возникающее в процессе реализации учащимися учебной деятельности. Учебная мотивация – это направленность личности школьника на различные аспекты учебной деятельности. Учебные мотивы бывают познавательными и социальными. Основными факторами, влияющими на формирование положительной и устойчивой мотивации учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
В современной педагогической и психологической литературе различают два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация основана на поощрениях, наказаниях и других видах стимулов, которые направляют или тормозят поведение человека. Внутренняя мотивация личности предопределяет выбор более сложных задач, по сравнению с внешней мотивацией поведения и деятельности личностей, которые предпочитают делать только то, что от них требуют, чтобы получить вознаграждение.
Существует большое количество методов и приемов, отражающих особенности повышения уровня учебной мотивации младших школьников. Данные особенности включают в себя такие методы как объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и проблемное изложение данных. Основными приемами работы в рамках данных направлений могут быть такие как открытые домашние задания, применение дифференцированных заданий, творческая деятельность на уроках и т.д.
С целью формирования представлений об уровне развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста нами было проведено диагностическое исследование при помощи методики Н. Лускановой. В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты:
– исследование показало, что для данной группы испытуемых в целом уровень сформированности учебной мотивации находится в норме и является характерным для учащихся младшего школьного возраста. Однако стоит отметить, что существует и проблемная группа детей с низким уровнем мотивации учебной деятельности, которая составила 22,5%. Этой группе необходимо уделить особое внимание и направить педагогическую деятельность на формирование и развитие учебной мотивации. Для этого необходимо разработать рекомендации и применить их в практической деятельности;
– предложенный нами проект педагогической технологии, включающая в себя различные задания способствует формированию представлений об имени существительном у обучающихся четвёртого класса.
[…]
1. Бичерова, Е.Н. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Е.Н. Бичерова, Е.М. Фещенко // Российский психологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 117-136.
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 2012 – 283 с.
3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 128 с.
4. Дусавицкий, А.К. Познавательные мотивы // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. – М: Академия, 2008. – 320 с.
5. Жулина, Г.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. Психология. – 2016. – №2. – С.123-127.
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Издательство «Питер», 2010. – 512 с.
7. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №2. – С.3-18.
8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2010. – 122 с.
9. Макарычева, И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности / И.А. Макарычева // Вестник науки и образования. – 2018. – №1. – С. 12-16.
10. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб: Евразия, 2009. – 248 с.
11. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162–165.
12. Мосина, Н.А. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости / Н.А. Мосина, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 290-301.
13. Осиповская, А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности / А.В. Осиповская // Экономический журнал (народное образование, педагогика). – 2013. – № 89-93.
14. Попова, Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6. – С. 114–122.
15. Реан, А.А. Психология и педагогика / Под общ. ред. проф. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
16. Семенова, Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд / Т.В. Семенова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 185-194.
17. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова // Практическая психология в образовании. – 2012. – № 4. – С.22–26.
18. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань : Молодой ученый, 2017. – С. 9–14.
19. Троицкая, И.Ю. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте / И.Ю. Троицкая, М.Д. Зимина // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 712–715.
20. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И.Чирков. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2011. – 290 с.
21. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. – М.: Академия, 2003. – 422 с.
22. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и вос¬питателей.-М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 480 с.
23. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
24. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 3 (47). – С. 37-48.
25. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416 с.