Введение Одним из ключевых факторов эффективной и успешной деятельности предприятия является создание и развитие собственного бренда. Грамотно разработанный и продвигаемый бренд способен не только повысить узнаваемость компании, но и существенно укрепить репутацию, увеличить стоимость организации в случае продажи – в этом заключается актуальность выбранной темы.
Бренд является важным фактором конкуренции, поскольку обеспечивает защищенность товара от атак конкурентов и укрепляет позиции относительно товаров-заменителей. Известность бренда и, как следствие, самой фирмы укрепляет доверие партнеров, облегчает доступ фирмы к финансовым, информационным, человеческим и иным ресурсам. Формируется приверженность покупателей в отношении брендированных товаров, которая может снижать их чувствительность к цене, затруднять проникновение на рынок конкурирующих товаров, тем самым придавать фирме дополнительную рыночную силу. Кроме того, бренд облегчает покупателям выбор среди огромного разнообразия товаров, убеждают их в том, что при покупке товара они получают то же самое качество, что и прежде.
Разработка фирменного стиля – процесс создания визуального имиджа фирмы или бизнес-проекта. Прежде всего, это выбор четкого стратегического направления рекламной, сувенирной продукции и печатной полиграфии, расстановка ориентиров относительно корпоративной концепции. Разработка фирменного стиля организации – важнейший момент в становлении и укреплении своих позиций молодой и амбициозной компанией, желающей как можно быстрее занять лидерские позиции.
В зарубежной теории и практике управления понятие фирменный стиль отражает, прежде всего, тот позитивный образ, который сложился у ее клиентов, покупателей товаров и услуг, а также у ее поставщиков, заказчиков, партнеров, акционеров. Чем более привлекателен этот образ, тем больше возможностей открывает для себя руководство фирмы, разрабатывая стратегию ее развития. Забота о фирменном стиле организации, который может изменяться, определяет и поведение персонала фирмы: главным критерием оценки работников становится их позитивное отношение, прежде всего, к клиентам конечным потребителям фирменной продукции. В условиях современной отечественной экономики и конкурентной среды для каждого из предприятий вопрос о фирменном стиле становится наиболее острым, поскольку разработка фирменного стиля – длительный и сложный процесс. Сегодня разработка и использование собственного фирменного стиля становится все более популярным атрибутом стратегии развития возрастающего числа компаний.
Значение фирменного стиля переоценить очень трудно: он определяет ориентиры развития компании, помогает сформировать корпоративный этикет, сокращает издержки на поиск решений для поставленных задач.
[...]
Глава 1 Теоретико-методологическая основа исследования бренда музейных комплексов
1.1 Сущностные характеристики понятия «бренд» Каждый товар, подобно человеку имеет свое особенное лицо. Оно позволяет достичь успеха на рынке или способствовать полному провалу. Лицо, или внешняя оболочка товара это уникальный образ, который формируется в сознании потребителя в результате использования множества инструментов, в том числе названия, упаковки, рекламы. Все то, что определяет продукт как единое целое, превращает его в бренд.
Сегодня успех компании во многом зависим от ее бренда. Таким образом, формирование и управление брендом становится одной из наиболее значимых задач.
Дэвид Аакер определил бренд как особый символ или название, которые позволяют идентифицировать продукт определенного производителя и отличить его от других товаров-конкурентов [11].
Бренд – это своеобразное обещание потенциальному покупателю. Каждый раз, когда потребитель приходит в магазин за брендированным товаром, он хочет получить подтверждение ранее сделанного обещания.
В настоящее время понятие «бренд» трактуется, как:
- система символов, идентифицирующих какой-либо объект (предприятие, товар, услугу, личность), который обладает отличительным набором преимуществ, оформленных в узнаваемый образ;
- долгосрочные отношения предприятия (организации) с потребителем, которые выстраиваются за счет продукта и коммуникаций. В сознании потребителей он ассоциируется с высоким качеством товара/услуги. Поэтому его наличие позволяет покупателю ускорить выбор товара и принятие решения о покупке;
- уникальный и привлекательный для потребителя образ, ценность которого заключается в его узнавании потребителем и позитивных ассоциациях, связанных с ним. Эмоциональные отношения, которые потребители строят с брендами, делают бренд сильным, успешным и популярным.
Д. Огилви определил бренд как неосязаемую сумму свойств продукта: имени, цены, истории, репутации и способа рекламирования [8, c. 56].
В трактовке А. Эллвуда бренд –1) комплекс впечатлений, которые остаются в результате использования товара; 2) набор характеристик, которые придают товару (услуге) добавленную стоимость помимо его основных свойств.
[...]
Глава 2 Особенности конструирования фирменного стиля как инструмента продвижения бренда государственного учреждения культуры «Районный музейный комплекс имени Наполеона Орды»
2.1 Основные характеристики фирменного стиля как инструментария популяризации бренда государственного учреждения культуры «Районный музейный комплекс имени Наполеона Орды» Целесообразно разобрать бренд «Районный музейный комплекс имени Наполеона Орды».
Существуют составляющие компоненты бренда, без которых не может обойтись любая организация, фирма или компания, такие как:
1)Название бренда. «Районный музейный комплекс имени Наполеона Орды». Имя бренда имеет привязку к определенному человеку, служит его визитной карточкой. Помимо всего прочего, название бренда легко произносится, вызывает положительные ассоциации.
2)История. Бренд «Районный музейный комплекс имени Наполеона Орды» имеет богатую историю.
3) Миссия. Важный компонент, который строится на начальном этапе создания бренда. Заключается в создании продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей (познавательные, моральные, эстетические, коммуникативные) с использованием особых образно-символических средств и творческого восприятия в соответствующих видах искусства.
4) Символ. В качестве единой символики бренда «Районный музейный комплекс имени Наполеона Орды» используется портрет писателя и художника.
5) Уникальность. Уникальность творчества Орды как бренда заключается в следующем: Наполеон Орда считается одним из самых ярких представителей белорусского искусства XIX века. На протяжении всей жизни принимал активнейшее участие в общественной деятельности. Сфера его интересов была крайне разнообразной: литература, скульптура, музыка, живопись. Он был очень разносторонним и талантливым человеком. Его любовь к Родине прослеживается в его величайших произведениях, на его гравюрах запечатлены белорусские города.
Для начала стоит отметить, что определение целевой аудитории культурного бренда несколько сложнее нежели в случае с коммерческим брендом.
Целесообразно определить целевую аудиторию бренда «Районный музейный комплекс имени Наполеона Орды».
[...]
ЗаключениеИсследование подходов к содержанию понятия бренда позволяет сделать собственное определение, в рамках которого бренд можно рассматривать, как набор элементов (название, графическое изображение, дизайнерская упаковка и т. д.), которые повышают ценность продукта или услуги, оказывая положительное впечатление на потребителя и компанию, и выделяющее данный товар или услугу из множества конкурентов. Также уточнено понятие бренд-менеджмента, под которым можно понимать процесс создания и управления брендом, нацеленный на повышение популярности и конкурентоспособности торговой марки компании и ее продуктов, развитие марки, а также на повышение прибыльности работы компании.
Создание бренда и управление им может осуществляться в разных направлениях: бренд как продукт, бренд как организация, бренд как личность, бренд как символ. Все действия направлены на создание и развитие идентичности бренда, которая составляет основу его содержания, состоящего из сущности, личности, ценности, преимуществ и атрибутов. При этом различные методы создания идентичности бренда направлены на формирование и развитие конкурентных преимуществ компании, что является необходимой составляющей успешной позиции на любом рынке.
Фирменный стиль является основой всей коммуникационной политики предприятия, одним из главных средств борьбы за покупателя, а также важной составляющей брендинга. Фирменный стиль играет значимую роль для продукта. Он определяет направление развития предприятия, помогает сформировать корпоративный этикет, сокращает издержки на поиск решений для поставленных задач.
В современных условиях развития маркетинга фирменный стиль предприятия может включать большое число компонентов, которые предоставляют потребителю возможность отличать продукцию одного предприятия от продукции другого, а также характеризоваться разнообразным набором носителей. Грамотный фирменный стиль способствует формированию положительного визуального имиджа предприятия, за счет чего осуществляется успешное продвижение бренда.
Можно сформулировать следующие правила построения положительного имиджа.
1. Образ организации, сконструированный специалистами, должен основываться на реальных достоинствах организации. Если в жизни выделенные достоинства не подтверждаются, то доверие к организации как к партнеру теряется.
2. Имидж должен иметь точный адрес – свою целевую аудиторию потребителей.
3. Имидж должен отличаться от образов других организаций и легко распознаваться.
[...]
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность : теория и практика организации : учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Андреев, С. Н. Маркетинг в некоммерческой сфере : теоретический аспект / С. Н. Андреев. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 4. – С. 23-30.
3. Андреев, С. Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. / С. Н. Андреев. – М. : Финпресс, 2012. – 312 с.
4. Антипов, К. В. Основы рекламы / К. В. Антипов. – М. : Дашков и К, 2010. – 328 с.
5. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
6. Бабков, В. А. Градообразующий проект : город как сцена качества жизни / В. А. Бабков // Арт-менеджер, 2004. – №1 (7). – С. 2-7.
7. Багиев, Г. Л. Маркетинг : Учебник для вузов. – 3-е изд. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. – СПб. : Питер, 2007. – 736с.
8. Белицкая, О. В. Нетрадиционные маркетинговые технологии в сфере культуры и искусства : опыт применения / О. В. Белицкая // Всероссийский журнал. – 2022. – № 49. – С. 48-51.
9. Борозна, М. Г. Феномен изобразительного искусства Беларуси ХХ века : к вопросу формирования историко-теоретической концепции /М. Г. Борозна // Артэфакт. – 2021. – №16. – С. 18-33.
10. Васильев Г. А. Основы рекламы : Учебное пособие/ Г. А. Васильев, В. А. Поляков. – М. : Юнити-Дана, 2012. – 718 с.
11. Головлева, Е. Л. Основы рекламы / Е. Л. Головлева. – М. : ОАО «Московские учебники», 2006. – 271 с.
12. Григоров, А. В. Основные пути реализации государственной политики Республики Беларусь в сфере физической культуры, спорта и туризма / А. В. Григоров // ТиПФК. – 2014. – № 3. – С. 12-15.
13. Гущина, И. А. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме / И. А. Гущина, Н. А. Зайцева. – М. : Альфа-М, Инфра-М, 2017. – 240 c.
14. Грушецкая, И. Н. Особенности организации молодежного досуга / И. Н. Грушецкая // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2012. – №1-2. – С.164-166.
15. Домбровская, А. Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности : учеб.-метод. пособие / М.Ю. Домбровская. – СПб. : Лань, 2013. – 159 с.
16. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика : системный подход к изучению языка СМИ / Т. Г. Добросклонская – М. : Флинта : Наука, 2018. – 264 с.
17. Дымникова, А. И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2018. – № 11. – С. 28-39.
18. Звонова, Е. В. Кросс-культурная коммуникация в искусстве : социально-психологические основы / Е. В. Звонова // Вестник Московского государственного областного университета. Мерия : Психологические науки. – 2022. – № 2. – С. 79-87.
19. Иванова, В. Г. Освоение инновационно-информационных технологий как актуальная проблема для специалистов культурно-досуговой деятельности / В. Г. Иванова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 227-231.
20. Инновационные формы деятельности в сфере культуры, образования и досуга современной России : сборник научных трудов. – М. : Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова, 2011. – 165 с.
21. Карпухин, О. И. Государственная политика в сфере культуры в зеркале социологии / О. И. Карпухин // Гуманитарий Юга России. – 2018. – № 5. – С. 67-69.
22. Клименко, Е. А. Нормативно-правовое обеспечение государственной поддержки сферы культуры / Е. А. Клименко // Ученые записки ОГУ. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 3. – С. 56-58.
23. Кузнецова, О. П. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на государственные политики в сфере культуры ведущих стран Европы / О. П. Кузнецова // ОНВ. – 2013. – № 3. – С. 90-93.
24. Куштанина, Е. В. Региональная культурная политика : государственные обязанности в сфере культуры в региональном законодательстве / Е. В. Куштанина // Вопросы государственного и муниципального управления. –2016. – № 2. – С. 45-48.
25. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология в маркетинге. / А.Н. Лебедев-Любимов. – СПб : Питер, 2004. – 241с.
26. Левикова, С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие / С. И. Левикова. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
27. Матис, В. И. К вопросу о методологии формирования государственной политики в сфере культуры, искусства и образования /В. И. Матис // МНКО. – 2012. – № 6. – С. 34-36.
28. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учебное пособие / Г. Н. Новикова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М. : МГУКИ, 2008. – 173 с.
29. Опиок, Т. В. История культуры Беларуси : учебно-методические материалы / Т. В. Опиок. – Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2017. – 44 с.
30. Панкратов, Ф. Г. Основы рекламы : Учебник / Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Баженов, В. Г. Шахурин – М. : Дашков и К, 2012. – 539 с.
31. Прикладная культурология : учебное пособие. / Я. Д. Григорович, А. И. Смолик. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2005. – 288 с.
32. Рабец, Т. Д. Социокультурные события как инструмент продвижения бренда территории / Т. Д. Рабец // Культура Беларуси : реалии современности : X Международная научно-практическая конференция (Минск, 7 октября 2021 г.) : сборник научных статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2021. – С. 244-248.
33. Рогачева, О. В. Влияние пандемии COVID-19 на сферу досуга / О. В. Рогачева // Культура Беларуси : реалии современности : X Международная научно-практическая конференция (Минск, 7 октября 2021 г.) : сборник научных статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2021. – С. 248-252.
34. Рогожин М. Ю. Теория и практика рекламной деятельности - 3 е изд., перераб. и доп./М. Ю. Рогожин – М. : Альфа Пресс, 2010. – 208 с.
35. Самелюк, М. М. Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени. / М. М. Самелюк. – М. : Академия, 2006. – 164 с.
36. Симонова, С. А. К вопросу об эстетизации современной культуры / С. А. Симонова // Гуманитарные науки. – 2022. – № 85. – С. 73-77.
37. Соколова, О. М. Современные тенденции развития культуры коммеморации в пространстве белорусского города / О. М. Соколова // Культура Беларуси : реалии современности : X Международная научно-практическая конференция (Минск, 07.10.2021 г.) : сборник научных статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2021. – С. 268-272.
38. Смолина, Т. Н. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / Т. Н. Смолина, Ю. Г. Бердникова, Ю. С. Жданова. – Екатеренбург, 2010. – 30 с.
39. Солдатова, Г. Интернет : возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. – М. : Google, 2013. – 165 с.
40. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под ред. Н. П. Гончаровой. – Тверь. : ГСУ, 2003. – 378 с.
41. Сулягин, Ю. А. Реклама. Учебное пособие. / Ю. А. Сулягин, В. В. Петров – М. : Форум, 2006. – 532 с.
42. Суртаев, В. Я. Молодежь и искусство / В. Я. Суртаев. – СПб. : Изд-во С.-Петрб. ун-та, 2002. – 352 с.
43. Смоликова Т. М. Личность в пространстве медиа: особенности взаимодействия. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2018. – 234 с.
44. Сухарев, О.С. Функциональный и интернет-маркетинг: Монография / О.С. Сухарев. – Москва: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 352 c.
45. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. – Москва: Академия, 2019. – 412 с.
46. Филиппова, О. С. Фирменный стиль и его роль в брендинге / О. С. Филиппова // Роль инноваций в трансформации современной науки. – 2017. – С. 202-204.
47. Цурри, О. Г. Фирменый стиль в создании благоприятного имиджа компании / О. Г. Цурри // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. – 2016. – №1. – С. 91-96.
48. Чарданцева, А. А. Разработка фирменного стиля компании и бренда линейки товаров спортивного питания / А. А. Чарданцева, Л. Г. Филимоненко // Пищевые инновации и биотехнологии: материалы IV Международной научной конференции. – 2016. – С. 467-469.
49. Шуляк, Д. Е. Современные тенденции в создании логотипов и фирменного стиля / Д. Е. Шуляк // Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы IX Республиканской научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов, Бобруйск, 15 апреля 2014 года / [редкол.: С.В. Селицкая (пред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т». – Минск: РИВШ, 2014. – С. 76-77.
50. Щербакова, Е. Н. Фирменный стиль в системе воздействия на потребителя / Е. Н. Щербакова // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 4. – С. 46-50.
51. Яскевич, Я. С. Белорусская культура в контексте современного социокультурного пространства : сложность исторического пути развития / Я. С. Яскевич // Пространство и Время. – 2015. – № 4(22). – С. 106-120.
52. Ячменев, В. А. Понятие «управление культурой» : проблемы и перспективы развития / В. А. Ячменев // Философия права. – 2007. – № 4. – С. 23-29.
53. Официальный сайт музея Наполеона Орды. – Режим доступа: http://napoleon.museum.by/.
54. Электронная энциклопедия Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/.