Введение
Глава 1 Конституционно-правовой статус органов судебной ветви власти в Республике Беларусь
Глава 2 Суды общей юрисдикции: система и роль в государственном механизме
Глава 3 Конституционный суд Республики Беларусь в системе судебных органов государства
Заключение
Список использованных источников
Введение
Тема: суды в Республике Беларусь: система и место в государственном механизме
Актуальность данной темы обусловлена рядом событий, происходящих в судебной системе Республики Беларусь, которые привлекают внимание общественности и международного сообщества.
Во-первых, судебная система является одним из важнейших институтов государства, отвечающим за обеспечение правосудия и защиту прав граждан. В связи с этим, актуальным является анализ состояния судебной системы в Беларуси, ее эффективности и независимости.
Во-вторых, в последние годы наблюдаются случаи политизации судебной системы в Беларуси. Некоторые судебные процессы, включая дела политических активистов, оппозиционеров и журналистов, вызывают вопросы о справедливости и непредвзятости судебных решений. Это приводит к ограничению прав граждан на справедливое судебное разбирательство и подрыву доверия к судебной системе.
В-третьих, судебная система Беларуси также сталкивается с вызовами в области технологического развития и цифровизации. В свете новых технологий и изменений в обществе, судебная система должна адаптироваться и обеспечивать доступность и удобство для граждан, например, через внедрение электронного юстиционного процесса.
Наконец, место судебной системы в государственном механизме Республики Беларусь также является актуальным вопросом. Это включает в себя роль судов в системе разделения властей, их взаимодействие с исполнительной и законодательной властью, а также вопросы независимости и ответственности судей.
[...]
Глава 1 Конституционно-правовой статус органов судебной ветви власти в Республике Беларусь
Интерпретация и дальнейшее правильное применение правовых норм представляет собой сложный процесс, требующий высокого уровня знаний и специальной подготовки. Часто этот процесс усложняется присутствием пробелов и коллизий в правовом регулировании, в т.ч. наличием отдельных норм или целых нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции.
Правом на обращение в Конституционный Суд с предложением о проверке на соответствие Основному Закону различных нормативных правовых актов наделен ряд субъектов (ст. 116-1 Конституции), однако ученые признают, что именно суды общей юрисдикции в процессе осуществления правосудия первыми могут обнаружить проблемы и впоследствии поставить под сомнение конституционность правовых норм [1, с. 1]. В связи с этим и предусмотрен механизм запроса судов общей юрисдикции в Конституционный Суд, закрепленный в ч. 2 ст. 112 Конституции. Данная норма и порядок реализации рассматриваемого механизма претерпела значительные изменения в результате проведенной в 2022 г. конституционной реформы. Обратим внимание, что положения ст. 112, в которой закреплено полномочие судов по направлению запросов, тесно корреспондируют с ч. 5 ст. 116-1, закрепляющей зеркальное полномочие Конституционного Суда по вынесению соответствующего решения. Согласно ранее действующей редакция Конституции в ст. 112 регламентировался следующий порядок: суд в ходе осуществления правосудия по конкретному делу мог прийти к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции. В такой ситуации суд: 1) принимал решение в соответствии с Конституцией; 2) ставил в установленном порядке вопрос о неконституционности данного нормативного правового акта.
[...]
Глава 2 Суды общей юрисдикции: система и роль в государственном механизме
Согласно Указу №6, начиная с 1 января 2014 года в Республике Беларусь вступила в силу единая система судов общей юрисдикции. Эта система включает в себя Верховный Суд Республики Беларусь, областные (Минские городские) суды, экономические суды областей (города Минска) и районные (городские) суды. Основная цель объединения заключается в обеспечении единообразия судебной практики, повышении качества правосудия, развитии специализации судов и судей при рассмотрении дел, а также улучшении материально-технического и кадрового обеспечения судов. В соответствии с Указом №6 также предусмотрено, что в рамках системы судов общей юрисдикции могут создаваться специализированные суды. По сути, нынешняя система судов общей юрисдикции сформирована путем объединения общих и экономических судов, причем экономические суды областей (г. Минска), сохраняя свои функции, получили новое наименование – экономические суды [13].
Верховный Суд Республики Беларусь является главным органом судебной системы, возникшим в результате объединения Верховного Суда и Высшего Экономического Суда Республики Беларусь. Этот орган представляет собой единую высшую инстанцию по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам. В соответствии с принципами правопреемства, имущество, права и обязанности Высшего Экономического Суда Республики Беларусь перешли к Верховному Суду Республики Беларусь.
Декретом №6 также предусмотрено, что при необходимости Президент Республики Беларусь в Верховном Суде Республики Беларусь по представлению его Председателя может формировать дополнительные судебные коллегии с целью специализации [13].
[...]
Глава 3 Конституционный суд Республики Беларусь в системе судебных органов государства
Изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, принятые республиканским референдумом 27 февраля 2022 года, затрагивают институциональную систему государства, включая правовой статус и полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь. Эти изменения отмечают новый этап в развитии конституционного правосудия в Беларуси [23]. Актуализация конституционных новаций 2022 года требует их тщательного теоретического осмысления. В этом контексте мы обращаем внимание на несколько аспектов.
Во-первых, в Конституцию Республики Беларусь внесены нормы, которые определяют основную функцию Конституционного Суда контроль за конституционностью нормативных правовых актов, а также цели этой деятельности (часть 1 статьи 116). Перечисление этих целей вызывает научные дискуссии, основанные на анализе Преамбулы Конституции, фундаментальных конституционных принципов (часть 1 статьи 2, часть 1 и 2 статьи 7) и функционального предназначения специализированного органа конституционного контроля в государственном механизме. Введение этой синтезированной формулы направлено на усиление роли Конституционного Суда, четкое определение его основной функции и отражает «восхождение» на конституционный уровень аналогичных законодательных норм, частично содержащихся в Кодексе о судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь (статьи 5 и 6). Однако в части 1 статьи 116 Конституции отсутствует положение, определяющее правовую природу этого государственного органа, в отличие, например, от аналогичной нормы, касающейся Верховного Суда Республики Беларусь.
[...]
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Судебная система Республики Беларусь организована на основе принципов территориальной и специализированной юрисдикции. Она включает в себя несколько видов судов, каждый из которых выполняет свои уникальные функции.
Основным звеном в судебной системе являются суды общей юрисдикции. Эти суды занимаются широким спектром уголовных, гражданских и административных дел. Их компетенция охватывает большинство правовых вопросов, связанных с обычными гражданами, предприятиями и организациями.
Важным элементом судебной системы являются экономические суды. Они специализируются на разрешении юридических вопросов, связанных с экономической сферой, такими как торговля, финансы и договорные отношения. Эти суды обеспечивают справедливость в вопросах, касающихся экономических интересов страны.
Конституционный Суд занимается вопросами, касающимися соответствия законов Конституции Республики Беларусь. Он имеет высший статус в системе судов и обеспечивает защиту основных конституционных принципов.
Судебная власть играет ключевую роль в обеспечении правопорядка и справедливости в обществе. Она также способствует защите прав и интересов граждан, а также обеспечивает исполнение законов и нормативных актов, что содействует стабильности и развитию государства.
Основной задачей судебной власти является обеспечение правосудия. Ее функционирование базируется на определенных принципах, которые представляют собой основу всей судебной системы.
В настоящее время судебная система Беларуси разделена на две ветви: Конституционный Суд и суды общей юрисдикции.
[...]
1. Кокотов А.Н. Запросы судов в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации // Журн. конституц. правосудия. – 2014. – № 6. – С. 1–6.
2. Синицына А.М. Проблемы и перспективы взаимодействия Конституционного Суда Республики Беларусь и судов общей юрисдикции в сфере утверждения конституционной законности // Журн. Белор. гос. ун-та. Право. – 2019. – № 1. – C. 14–22.
3. Василевич Г.А. Обеспечение конституционной законности в государстве – сфера общей ответственности судебной системы // Юстиция Беларуси. – 2016. – № 1(166). – C. 20–26.
4. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году [Электронный ресурс]: решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 20 января 2016 г., № Р-1028/2016 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
5. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2017 году [Электронный ресурс]: решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 23 янв. 2018 г., № Р-1120/2018 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
6. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2020 году [Электронный ресурс]: решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 11 мар. 2021 г., № Р-1256/2021// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
7. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году [Электронный ресурс]: решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 21 янв. 2014 г. № Р-915/2014// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
8. О Регламенте Конституционного Суда Республики Беларусь [Электронный ресурс]: решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 7 сент. 2023 г., № Р-1305/2023 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
9. Карпович Н.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь // Актуальные вопросы развития правовой информатизации в условиях формирования информационного общества: сб. науч. ст. / Под общ. ред. Е.И. Коваленко. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2017. – С. 132–139.
10. Об изменении законов по вопросам конституционного судопроизводства [Электронный ресурс]: закон Респ. Беларусь, 17 июля 2023 г., № 284-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
11. Бибило, В. Н. Судоустройство : учебник / В. Н. Бибило. – Минск : Право и экономика, 2001. – 328 с.
12. Бибило, В. Н. Конституционные принципы правосудия и их реализация в стадии исполнения приговора / В. Н. Бибило. – Минск : Изд-во «Университетское», 1986. – 160 с.
13. О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. №529 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
14. Ефремова, Н.А. Судоустройство: учеб.-метод. компл. / Н.А. Ефремова, В.О. Климова. – Минск: Изд-во МИУ, 2018. – 323 с.
15. Права человека : учебное пособие / С. А. Балашенко [и др.] ; под ред. С. А. Балашенко. – Минск : Юнипак, 2015. – 200 с.
16. Козырев, В.С. Организация судебной системы / В.С. Козырев // Образование и право. – 2017. – № 11. – С. 206-222.
17. Канксиди, М.Д. Понятие «судебная власть» в теории разделения властей / М.Д. Канксиди // Правовая мысль. – 2018. – № 4. – С. 68-71.
18. Судебная система Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/sudebnaya-sistema/sudebnaya-sistema-respubliki-belarus/.
19. Бруй, М.Г. Судоустройство: электр. учеб.-метод. компл. / М.Г. Бруй. – Минск: УО «МИУ», 2017. – 291 с.
20. Данилевич, А.А. Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, А.В. Солтанович. – Минск: Амалфея, 2016. – 219 с.
21. О судоустройстве и статусе суде [Электронный ресурс] : кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г., № 139-З : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г., по состоянию на 17 июля 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
22. Афонченко, Т.П. Судоустройство: учебное пособие / Т.П. Афонченко, И.Н. Цыкунова, Е.И. Парменова, Ж.Ч. Коновалова. – Гомель: УО «БТЭУПК», 2018. – 234 с.
23. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 80 с.
24. О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З: с изм. и доп. Закона Респ. Бел от 17 июля 2023 г. № 284-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.