Введение
Глава 1 Теоретические основы государственной строительной политики
1.1 Необходимость и сущность государственной строительной политики
1.2 Инструменты, механизмы, организационная структура и этапы развития нормативной правовой базы строительной политики Республики Беларусь
1.3 Зарубежный опыт реализации строительной политики
Глава 2 Анализ развития строительной политики в Республике Беларусь
2.1 Анализ эффективности строительной отрасли в Республике Беларусь
2.2 Анализ обеспечения населения качественным и доступным жильем Республики Беларусь
2.3 Анализ внедрения механизма государственно–частного партнерства в строительной отрасли Республике Беларусь
Глава 3 Перспективные направления совершенствования строительной политики в Республике Беларусь
3.1 Результаты реализации Государственной программы «Строительство жилья» на 2016 – 2020 годы
3.2 Реализация Государственной программы «Строительство жилья» на 2021–2025 годы
3.3 Предложения по совершенствованию реализации строительной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВведениеСтроительная отрасль Республики Беларусь объединяет более 4 тысяч субъектов хозяйствования различных форм собственности. Это строительные тресты и объединения, предприятия строительной индустрии, проектные институты, научно–исследовательские и конструкторско–технологические организации. Используя созданный потенциал, организации Министерства вносят весомый вклад в реализацию важнейшего приоритета социально–экономического развития страны – строительства жилья для граждан Республики.
Развитие строительной политики, в условиях глобализации современной национальной экономики, обусловливает необходимость постоянной адаптации строительных организаций к динамично изменяющейся экономической ситуации.
Наиболее перспективным направлением по повышению эффективности работы строительных организаций является создание новых структур, базовой основой которых является имущественная интеграция.
Оптимизация строительной политики на основе процессного подхода предполагает создание подразделений холдинга в соответствие с базовым инвестиционно–строительным процессом, под которым понимается последовательная совокупность этапов достижения целей инвестирования путем реализации инвестиционных проектов в области создания или изменения объектов недвижимости.
Актуальность совершенствования экономического механизма повышения эффективности строительной политики диктуется необходимостью практического применения комплекса целенаправленных мер государственного воздействия на преобразование строительной политики при формировании инновационной модели экономического развития, основанной на использовании передовых технологий и ориентированной на систему мирохозяйственных связей с учетом развития экономики Республики Беларусь.
В сложившейся ныне экономической ситуации динамика и эффективность строительной политики во многом зависит от формирования их собственного потенциала и закономерностей реализации инвестиционных процессов. Изучение этих закономерностей позволяет выявить механизмы мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов внутри холдинговых структур. Недостаточная изученность проблемы строительной политики для активизации инвестиционной деятельности в народном хозяйстве и определила выбор темы, цели, задачи и направленность исследования.
[...]
Глава 1 Теоретические основы государственной строительной политики
1.1 Необходимость и сущность государственной строительной политики На современном этапе развития белорусской экономики строительный комплекс призван обеспечить реконструкцию народного хозяйства и решение важных народнохозяйственных задач, связанных с перевооружением, оснащением, модернизацией и созданием новых фиксированных потребностей, отвечающие современным потребностям; содействовать в решении многих социальных проблем, в том числе реструктуризации экономики, жилищного
Исходя из главной цели развития строительного комплекса – удовлетворения потребностей народа и народного хозяйства в наиболее эффективной строительной продукции – определяются основные направления его дальнейшего развития государственной структурной политикой. Долгосрочный, среднесрочный и текущий период и текущая Беларусь отражены в соответствующих прогнозах и программных документах.
Строительство – отрасль белорусской экономики, решающая проблему промышленных производств, жилья и социально значимых объектов для граждан (школы, детские сады, поликлиники, больницы, магазины и т.д.). Экономический рост страны зависит в основном от эффективности строительного комплекса. В разные годы его доля составляла от 10% до 6% ВВП. Современная Беларусь – одна из крупнейших строек Беларуси. Архитектурная сцена страны наполняется новыми культурными, развлекательными и спортивными объектами, жилыми и промышленными секторами. Проездными для демократии можно назвать: многофункциональные спортивные комплексы «Минск–Арена» и «Чизовка–Арена», Национальный музей Великой Отечественной войны, Белорусская национальная библиотека, Белорусская национальная библиотека, Дворец свободы, Государство Беларусь, Белорусский союз и многое другое. Ежегодно белорусские строители возводят миллионы квадратных метров домов.
В государственном регулировании строительного производства важную роль играет амортизация, являясь основным источником воспроизводства основных фондов в отрасли. Проводимая в республике амортизационная политика препятствует развитию строительной отрасли.
[...]
Глава 2 Анализ развития строительной политики в Республике Беларусь
2.1 Анализ эффективности строительной отрасли в Республике Беларусь В состав строительного комплекса входит более 10 000 организаций в различных областях архитектуры, градостроительства и строительства, более 212 000 строителей (по предварительным данным на 2020 год).
Белорусские специалисты успешно работают во всех сферах –промышленное и гражданское строительство, здравоохранение и сельское хозяйство, спортивные сооружения, жилые массивы. Разработка и внедрение инновационных технологий позволяет компаниям работать над очень смелыми архитектурными решениями, уникальными сооружениями, реконструкцией и реставрационными работами.
Благодаря организации строительства в Беларуси много знаковых зданий. Это железнодорожные вокзалы в Минске, Национальная библиотека, штаб–квартира Национального олимпийского комитета, Музей Великой Отечественной войны, Дворец Независимости и площадь Государственного флага Беларуси, в Борисове – Футбольный стадион
Строительный комплекс – это межотраслевое объединение, деятельность которого направлена на создание, реконструкцию и обслуживание объектов производственного и непроизводственного назначения. В национальный строительный комплекс входит более 6 тыс. строительных организаций, свыше 1,4 тыс. предприятий по производству строительных материалов и изделий, 254 проектно–изыскательские организации.
Строительный комплекс имеет развитую производственную базу. Заводы отрасли производят более 130 видов строительных материалов и изделий, в т. ч. асбестоцементные изделия, легкие металлоконструкции, кровельные и стеновые материалы, щебень, пористые заполнители, облицовочную керамику, черепицу, полированное оконное стекло, линолеум, столярные изделия, изделия из стекла, хрусталя, фарфора и многое другое [28].
По результатам работы за 2020 год строительным комплексом обеспечено достижение всех целевых индикаторов, установленных Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018 – 2020 годы.
[...]
Глава 3 Перспективные направления совершенствования строительной политики в Республике Беларусь
3.1 Результаты реализации Государственной программы «Строительство жилья» на 2016 – 2020 годы Минстройархитектуры – ответственный заказчик Государственной программы «Строительство жилья» на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 325 в редакции постановления Совмина от 21.12.2019 № 968 (далее – Государственная программа). В соответствии с отчетом о ее реализации за 2016–2020 годы (далее – отчет) сводный целевой показатель Государственной программы «уровень обеспеченности населения жильем» в 2020 году составил 28,3 кв.метра на человека [8].
По подпрограмме 1 «Строительство жилья» из пяти целевых показателей Государственной программы выполнены три:
1. «объем ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, включая объем ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов, построенных с государственной поддержкой». При задании 19,5 млн. кв. метров общий ввод за пятилетку составил 20,26 млн. кв. метров, в том числе для нуждающихся с государственной поддержкой при задании 4,26 млн. кв. метров – 5,05 млн. кв. метров.
2. «средняя стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой (без индивидуальных застройщиков)», в целом по республике в 2020 году при задании 1 082,2 рублей составил 1053 рубля;
3. «доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилищного строительства» при задании в 2020 году – 40 % фактически составила 42 %.
Не в полном объеме выполнены 2 показателя:
1. «Доля общей площади многоквартирных энергоэффективных жилых домов в общем объеме введенного в эксплуатацию жилья (без учета индивидуальных жилых домов)» недовыполнен на 4,3 % от задания, установленного Госпрограммой. При плане 100 % показатель фактически составил 95,7 %;
2. «Доля внебюджетных источников финансирования в общем объеме финансирования строительства жилья» при запланированных 97 % в 2020 году составила 93,8 %.
[...]
Заключение Строительная отрасль относится к одним из главных отраслей Беларуси. Основная цель данной отрасли состоит в обеспечении граждан жильем, объектами социальной значимости. Данная политика направлена на совершенствование предпринимательской деятельности производственных и непроизводственных сфер;
В настоящее время в строительной отрасли насчитывается более 10 тыс. подрядных организаций, а численность работников превышает 200 тыс. человек. В отрасли проделана определенная работа по совершенствованию законодательной базы, регулирующей вопросы строительства на всех стадиях инвестиционного цикла, обеспечивающей устойчивое развитие и повышение эффективности деятельности организаций строительного комплекса.
Лидерами по объему строительства является США. В Соединенных Штатах Америки нет единой системы, которая бы управляла капитальным строительство. Нормы строительства регулируются различными актами, постановлениями, которые утверждаются законодательными органами штата. Также существует такой документ как Строительный Кодекс, который регулирует весь процесс строительства, осуществляет надзор за строительством, а также регулирует нормы поведения на строительных площадках, конфликты, которые возникают на строительных площадках
В результате опережения темпа роста импорта над экспортом по состоянию на 1 января 2021 года сложилось отрицательное сальдо внешней торговли строительными услугами в размере 238,1 млн. долл. США, что на 199,5 млн. долл. США больше, чем за соответствующий период предыдущего года. На ситуацию оказали влияние определенные факторы, связанные с реализацией отдельных проектов, в частности то, что при строительстве АЭС часть работ выполняемой российской стороной. Так, отрицательное сальдо внешней торговли строительными услугами Гродненской области на 1 января 2021 года составил 427,7 млн. долл. США. Доля импорта строительных услуг Гродненской области – 73,2% от общего объема импорта.
Необходимо отметить, что Российская Федерация остается основной страной–импортером белорусских строительных услуг. Экспорт в регионы России осуществляется по таким направлениям, как жилищное строительство, формирование инженерной и социальной инфраструктуры, дорожное строительство. Работы в этих сферах во многом носят сезонный характер, что в значительной степени сказывается на показателях.
Происходит улучшение строительной политики в Республике Беларусь в 2020 г.
[...]
1. О мерах по совершенствованию строительной деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 14 января 2014 г. N 26 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2024.
2. Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 5 июня 2004 г. №300-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2024.
3. Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности [Электронный ресурс] : Кодекс Республики Беларусь, 17 июля 2023 г. № 289-З : Принят Палатой представителей 28 июня 2023 г. : Одобрен Советом Республики 30 июня 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2024.
4. Буров М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов. / Буров М. П. – Монография. 4–е изд. – М.: Дашков и К, 2020. – 343 c.
5. Горелов, Н. И. Перспективы импортозамещения в строительном комплексе Республики Беларусь / Горелов Н. И. // В сборнике: Инженерный бизнес. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции в рамках 19-й Международной научно-технической конференции БНТУ "Наука - образованию, производству и экономике". Минск, 2022. С. 109-112.
6. Гуринович, В. Ю. Тенденции и направления развития индустриального домостроения в мировой и отечественной практике жилищного строительства / Гуринович В. Ю. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия F. Строительство. Прикладные науки. – 2023. – № 1. – С. 10-18.
7. Государственная программа «Строительство жилья» на 2021–2025 годы [Электронный ресурс] / Министерство архитектуры и строительства. – Минск, 2022. – Режим доступа: http://mas.gov.by/ru/koncec_zhilischn_politiki/.
8. Государственная программа «Строительство жилья» на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство архитектуры и строительства. – Минск, 2022. – Режим доступа: http://mas.gov.by/uploads/files/spravochnaya–informaciya.pdf .
9. Директива Президента Республики Беларусь № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли» [Электронный ресурс] / Президент Республики Беларусь. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/documents/direktiva-8-ot-4-marta-2019-g-20630.
10. Доценко И.Д. Основные направления государственного регулирования международных экономических отношений // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". – 2018. – N 4. – С. 21 – 26.
11. Ефимова, О. В. Строительство и рынок жилья / Ефимова О. В., Лысикова Т. С. // Экономический бюллетень Научно–исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2019. – № 3. – С. 30–34.
12. Зарубежные методы решения проблемы жилищного вопроса и российская стратегия ее преодоления [Электронный ресурс] / cyberleninka. – Москва, 2024. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-metody-resheniya-problemy-zhilischnogo-voprosa-i-rossiyskaya-strategiya-ee-preodoleniya/viewer.
13. Ильяшенко, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. – М.: КноРус, 2019. – 416 c.
14. Ковальский, М.И. Управление строительством: опыт США, Японии, Великобритании, Германии, Канады. М.: Стройиздат, 2018. – 116 с.
15. Линев, И.В., Федотова Н.А. О возможности применения зарубежного опыта использования государственно–частного партнерства в строительстве // Вестник ВГУИТ. – 2018. – Т. 80. No 4. – С. 479–483.
16. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 384 с
17. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебное пособие/ кол. Авторов; под ред. В.М.Соколинского. – М.: КНОРУС, 2010. – 248 с.
18. Материалы сайта Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство архитектуры и строительства. – Минск, 2022. – Режим доступа: http://mas.gov.by/ru.
19. Материалы сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Белорусский Национальный статистический комитет. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/investitsii-i-stroitelstvo/stroitelstvo/.
20. Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие – Омега–Л – М., 2017. – 352 c.
21. Модели финансирования строительства социального жилья в странах Европы [Электронный ресурс] / cyberleninka. – Москва, 2024. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-finansirovaniya-stroitelstva-sotsialnogo-zhilya-v-stranah-evropy/viewer.
22. Мясникович, М.В. Эволюционная трансформация экономики Беларуси. –Минск, Беларуская навука, 2016. – 321 с.
23. Национальная экономика Беларуси: Курс лекций / ред. О.Н. Сухоцкая. – Гродно: ГродГУ, 2016. – 94 с.
24. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2012. – 751 с.
25. Национальная экономика: Учебник / Под.ред. П. В. Савченко – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 839 с.
26. Основные отрасли экономики [Электронный ресурс] / Президент Республики Беларусь. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli.
27. Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы. [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292.
28. Экономический бюллетень №3 (285) март 2021 [Электронный ресурс] / Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь. – Минск, 2024. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292.