ВВЕДЕНИЕ
В последние годы отмечается резкий рост интереса к стилю бидермайер – «домашне-предметному» стилю, который до этого времени находился в тени других, более ярких стилей. Сегодня данному стилю посвящают выставки, конференции, специальные труды, главы в учебниках.
Интерес к стилю бидмайер вызвал ряд культурологических споров, таких как о временных и географических рамках стиля, о сущностных сторонах стиля, о его отношении к салонному и массовому искусству. Сам термин «бидермайер» появился в среде литературы и распространился на характеристику архитектуры, музыки, изобразительного искусства (скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства), 1815-1848 годов. Сегодня бидермайер изучается как стиль бюргерского искусства, а также как первый неостиль XIX века, в котором нашли отражение общественные и культурные процессы в этих странах.
Согласно распространенным представлениям, стиль бидермайер считается воплощением частной жизни и уюта, «добрых старых времен». Наибольшее распространение рассматриваемый стиль получил в Германии, Австрии, Дании, Нидерландах. Находят его следы и в других европейских странах, в том числе Беларуси и России. В России этот стиль затронул прежде всего европеизированные слои населения, так как здесь довольно поздно произошел отход от традиционного сознания. На белорусских землях данный стиль также нашел отклик, в частности, оказал влияние на формирование интерьеров имений шляхты с двадцатых годов XIX в.
Объект исследования: история культуры.
Предмет исследования: стиль бидермайер в культуре.
Цель исследования: выявить особенности стиля бидермайер в культуре.
Задачи исследования:
- провести анализ литературных источников по теме исследования;
- выявить сущность понятия, общую характеристику данного стиля;
- определить отличительные особенности стиля бидермайер в европейской культуре;
- рассмотреть особенности интерпретации стиля бидермайер в белорусской культуре.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, наблюдение, изучение деятельности.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 БИДЕРМАЙЕР КАК КУЛЬТУРНО-СТИЛЕВОЙ ФЕНОМЕН
1.1 Анализ литературных источников по теме исследования
Анализу бидермайера как культурно-стилевого феномена посвящен ряд исследований. Так, статья Е.Д. Федотовой «Бидермайер – феномен немецко-австрийского искусства» посвящена истории происхождения термина «бидермайер». Автор отмечает, что он возник в литературной среде и стал применяться к характеристике архитектуры. изобразительного искусства (живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства), музыки 1815-1848 годов. Бидермайер рассматривается как стиль бюргерского искусства и как первый неостиль XIX века, отразивший общественные и культурные процессы в этих странах [22].
В статье Т.В. Сидоровой-Слюсаренко «Античность и бидермайер: что общего?» рассматривается такая необычная, на первый взгляд, проблема, как связь бидермайера с античностью. Долгое время бидермайер считался в искусствоведческих кругах исключительно бюргерским стилем, однако автор, на примере бидермайеровской живописи, стремится показать, что данный стиль имеет достаточно высокое классицистическое происхождение и одним из источников его возникновения стала античность, осмысленная в XVIII как принцип «благородной простоты». Вслед за веймарскими классиками - Гёте, Шиллером - античность трактуется представителями бидермайера, прежде всего, как мироощущение: как образец разумного и гармоничного образа жизни. Духовно-телесный Космос античности сжимается в бидермайере до размеров разумно устроенного домашнего космоса. Проявляя себя по-разному в немецкой, австрийской, датской, русской версиях стиля, эти особенности составляют, тем не менее, сущностное, неизменное ядро бидермайера.
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СТИЛЯ БИДЕРМАЙЕР В КУЛЬТУРЕ
2.1 Отличительные особенности стиля бидермайер в европейской культуре
Стилевая панорама европейского искусства отмечена последовательностью стилей, имеющих осмысленную идейно-эстетическую программу, в которой выражены четкие представления о художественных идеалах и принципах отмежевания от предшествующих стилей; таковы были соотношение барокко с ренессансом, романтизма с классицизмом, символизма с реализмом. На этом фоне особое место занимает стиль бидермайер, который возник в период «между» большими программными стилями как выражение переходности стилевых тенденций. В силу этого он впитал в себя влияние разных стилей, выражавших основные позиции этого переходного периода (а именно сентиментализма, рококо, ампира, романтизма и реализма), чем объясняются присущие ему черты эпигонства и полистилистики. В этом смысле он являлся провозвестником грядущей эклектики, соединявшей признаки разных исторических стилей, воспринимавшихся как костюмы «исторической костюмерной», которые может примерить на себя современность, чтобы обозначить свое участие в общеисторическом культурном процессе и показать в то же время свое отличие [20, с. 162].
Переходный характер этого периода культурного развития состоял в выработке нового понимания культуры на пути от объективистской риторической парадигмы к новому мировоззрению, в центре которого был новый субъект становящегося буржуазного сообщества, искавший язык выражения своего места в жизни и культурном пространстве, чем определялось, в частности, его отношение к культурному наследию прошлого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бидермайер является стилем, возникшим после эпохи наполеоновских войн, различных социальных и экономических потрясений, вызвавших желание укрыться от разнообразных потрясений в своем приватном мире. С другой стороны, интерес к миру частной жизни был обусловлен ростом буржуазного самосознания и связанных с ним ценностей: профессионального успеха и благосостояния и возможности отдохнуть от тревог и забот мира работы в кругу своей семьи, у домашнего очага.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Анализ литературы по теме исследования показывает, что данная тема пользуется интересом в научных кругах. Долгое время данный стиль оставался в тени других, более ярких стилей. Однако в последнее время в искусствознании вырос интерес к стилю бидермайер.
2. Определяющее влияние на развитие стиля бидермайер оказало буржуазное мировоззрение. Немецкое искусство первой половины XIXв. характеризовалось тем обстоятельством, что бюргерство стало конкурировать с дворянством как заказчик произведений искусства. Стиль бидермайер соответствовал образу жизни, возможностям, а также духовным и материальным запросам представителей буржуазных слоев. В Европе XIXв.происходит стремление к индивидуализации, рост образованного и состоятельного среднего класса. Моду и стиль теперь определяют не только аристократия и церковь.
Бидермайер характеризуют еще как бюргерскую эпоху в культуре, когда на первый план стали выходить ценности повседневной, буржуазной, городской жизни; домашний мир «маленького человека», обывателя и мещанина, которому свойственны определенная узость горизонта, ограниченность на маленькой приватной сфере жизни и педантичная честность. Бюргерству принято приписывать определенную узость мировоззрения. В непосредственной связи с общественными изменениями этого времени, обусловленными формированием буржуазной культуры, стоит разделение публичного и приватного пространства, стремление к уюту.
3. Эстетические вкусы в Европе на рубеже XVIIIи XIXвв. характеризуются простотой и рациональностью. Живопись отказывается от помпезных исторических сюжетов и находит свою тему в повседневной жизни буржуазной среды: портретная и жанровая живопись, которая в конце эпохи постепенно приобретает реалистический взгляд и интерес к общественным проблемам, а также критическую окраску. Происходит отказ от монументальности. Богато украшенные, но холодные и нежилые помещения аристократических стилей, предназначенные для демонстрации богатства и общественного положения своих хозяев, утрачивают свое значение по сравнению с каждодневно используемыми комнатами, скромными, но наделенными собственной индивидуальностью. Развивается уютный буржуазный стиль жизни. Это эпоха, в которой приватная жизнь в кругу семьи и друзей становится важнее, чем потребность в репрезентации вовне. Расточительно-богатая эстетика уступила место более экономичной и практичной.
Данный стиль характеризуют сосредоточенность, несуетность повседневного мира, которые приходят на смену классицистической идеализации, показывая, что высокое можно находить в обычных, незаметных предметах, а это значит, что всеобщая целесообразность проникает повсюду. К числу основных особенностей этого стиля относится его функциональность. Прежде всего, он распространяется на мебель и произведения декоративно-прикладного искусства.
4. Стиль бидермайер также нашел отражение в белорусской культуре, в частности, оказал влияние на формирование интерьеров имений шляхты с двадцатых годов XIX в., а также нашел отражение в белорусской живописи ХІХ века.
Культура бидермайера с его поэтизацией частной жизни наиболее соответствовала условиям существования белорусского общества в условиях политической реакции 1830-х годов. Консервативная направленность бидермайера на сохранение семейных традиций наилучшим образом служила потребностям белорусской культуры, так как охраняло ее пространство от русификационной нивелировки.