ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия здоровый образ жизни
1.2 Психолого-педагогические особенности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в сюжетно-ролевой игре
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
2.1 Разработка, проведение и анализ сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему здорового образа жизни
2.2 Годовой план организации и проведения игровой деятельности у старших дошкольников по здоровому образу жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье детей представляет собой одну из основных задач современной социальной среды. Техногенная цивилизация обострила эту проблему по причине увеличения уровня риска для детского здоровья, о чем говорят многие исследователи данной проблемы. В связи с этим в последнее время активно ученые обсуждают проблему формирования у детей навыков здорового образа жизни. Проблема сохранения здоровья современных детей стала не только медицинской, но также и педагогической. У большинства воспитанников дошкольного учреждения не сформирована положительная мотивация, положительное отношение к занятиям спортом, физической культурой. Современные дети не приучаются систематическим занятиям физическими упражнениями, не информируются надлежащим образом о важной роли образа жизни человека в сохранении и укреплении его собственного здоровья [4].
В связи с этим важнейшей задачей современного дошкольного учреждения представляется формирование навыков здорового образа жизни воспитанников, а также воспитание сознательного и ответственного отношения к сохранению, укреплению здоровья детей. При этом необходимо помнить, что прививать культуру здорового образа жизни, воспитывать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью должны не только педагоги, но и сами родители.
Сохранять, улучшать здоровье является огромной каждодневной работой, которая должна начинаться с самого рождения. В современном обществе остро поставлен вопрос о воспитании и развитии именно здорового ребенка. Здоровье является важнейшей предпосылкой правильного формирования характера, инициативности, сильной воли, таланта и природных способностей личности растущего человека.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия здоровый образ жизни
Ученые С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт [16] заложили основы современной валеологии – науки о здоровом образе жизни. Так, С.С. Боткин определял здоровье человека прежде всего, как способ приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода, а также гарантию здорового потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривал в качестве важнейшей основы патологии.
В свою очередь, известный ученый В.М. Бехтерев много сил вложил в борьбу за оздоровление общества. С охраной здоровья жителей страны, улучшением условий их жизни, повышением их благосостояния, ростом общего уровня культуры он связал перспективу развития личности в частности и общества в целом. Особое внимание он уделял сохранению и укреплению здоровья детского организма. Проблему физического и психического здоровья человека В.М. Бехтерев рассматривал в контексте проводимой им антиалкогольной кампании.
Проблема здоровья подрастающего поколения также интересовала многих педагогов. Например, В.А. Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье растущего ребенка является комплексом санитарно-гигиенических норм и правил, а не сводом требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Забота о здоровье, по мнению ученого, является заботой во всей гармоничной полноте всех физических и духовных сил, а итогом этой гармонии является радость творчества [19, c. 115].
Устав Всемирной Организации Здравоохранения определяет понятие здоровье как состояние полного физического, душевного социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
2.1 Разработка, проведение и анализ сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему здорового образа жизни
Для того, чтобы на практическом опыте убедиться в действенности применения сюжетно-ролевых игр в процессе формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, в рамках данного исследования была разработана и проведена сюжетно-ролевая игра «Долина здоровья». В игре принимали участие воспитанники старшей группы ДУО _______________________ (12 детей).
Цель игры: учить отражать в игре профессию врача; использовать валеологические знания, которые были получены на занятиях во время игры.
Задачи игры:
1. научить детей тренировать свой организм, делать самомассаж, проводить элементарную релаксацию;
2. закрепить знания детей о строении человеческого тела и работе внутренних органов;
3. сформировать желание заниматься спортом, придерживаться здорового образа жизни, правильно проявлять заботу о своем здоровье.
Подробное содержание игры размещено в приложении А.
После проведения игры каждому из детей было предложено ответить на вопросы о том, насколько им понравилась игра, что для них было интересным, познавательным и т.д. (анкета размещена в приложении Б). Ответы старших дошкольников были подвергнуты качественному и количественному анализу, результаты которого приведены ниже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Категория здорового образа жизни включает в свой содержательный компонент такие понятия, как здоровье, образ жизни. Данная категория является сложной, многоступенчатой структурой. Здоровый образ жизни характеризуется многими категориями и зависит от исходного уровня здоровья каждого человека в отдельности, от уровня его нравственного развития, наличия и отсутствия физических дефектов, недостатков.
Представления старших дошкольников о здоровье, здоровом образе жизни обусловлены во многом их индивидуальными переживаниями, индивидуальным опытом. Старшие дошкольники способны определить, что такое здоровье, сравнивая его с состоянием болезни. Но более конкретные действия по сохранению своего здоровья они еще не способны привести. Сюжетно-ролевые игры помогают пережить дошкольникам тот эмоциональный опыт, который им недоступен в повседневной жизни. Именно поэтому игра не только впитывает в себя знания детей об окружающем, но и является средством уточнения, обогащения, углубления полученных представлений, в игре знания детей становятся связны.
Для того, чтобы на практическом опыте убедиться в действенности применения сюжетно-ролевых игр в процессе формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, в рамках данного исследования была разработана и проведена сюжетно-ролевая игра «Долина здоровья». В игре принимали участие воспитанники старшей группы ДУО _______________________ (12 детей). Цель игры: учить отражать в игре профессию врача; использовать валеологические знания, которые были получены на занятиях во время игры.
1. Базарный, В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся / В.Ф. Базарный. – Сергиев -Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.
2. Билич, Г.Л., Назарова, Л.В. Основы валеологии: Учебник / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. - СПб.: Водолей, 1998. – 261 с.
3. Брехман, И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И. Брехман. – Л.: Наука, 1987. – 123 с.
4. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 212 с.
5. Валеологические аспекты образования // Под ред. Э.М. Казина. Кемерово, 1995. – 165 с.
6. Гончаренко, М.С., Исакова, Т.И. Задачи практической валеологии / М.С. Гончаренко, Т.И. Исакова // III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии. – СПб, 28-31 мая 1996 г.: Тез. докл. – СПб., 1996.
7. Грач, И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - №5.- С. 88-91.
8. Гундаров, И.А., Полесский, В.А. Актуальные вопросы практической валеологии / И.А. Гундаров, В.А. Полесский // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб., 1993.
9. Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья / Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, И.Г. Колесникова. – СПб.: Питер, 1994. – 78 с.
10. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9.
11. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 1982. - Т. 45. - №. 4. - С. 29-33.
12. Казначеев, В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. - 194 с.
13. Колбанов, В.В. Валеологический практикум: учеб. пособие для педагогов / В.В. Колбанов. – СПб., 2011. – 214 с.
14. Кузнецов, Е.Д. Новая валеология нового времени / Е.Д. Кузнецов. – Тюмень: Истина, 1999. – 201 с.
15. Культура – человек – философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. – 1982. - №2. - С. 58-65.
16. Лесгафт, П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды / П. Ф. Лесгафт - Воронеж: МОДЭК, 1998. – 410 с.
17. Лисицын, Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. – М.: Просвещение, 2001. – 231 с.
18. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; под ред. И.А. Колесниковой. – СПб. 2007. – 168 с.
19. Сухомлинский, В.А. Антология гуманной педагогики / В.А. Сухомлинский. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с.