ВВЕДЕНИЕ
1. Готовность к школе как психолого-педагогическая категория
2. Факторы и причины, влияющие на степень готовности ребенка к школе
3. Социально-педагогическая помощь в преодолении неготовности ребенка к школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так называемой "школьной зрелости" трудно переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессионально становление [17;14].
Современные условия жизни требует от человека высокого уровня знаний в различных сферах. Предпосылки успешности будущего гражданина зарождаются в детстве. Именно дошкольный возраст позволяет заложить в личность будущего гражданина те черты и умения, которые в последующем позволят ей реализовать свой потенциал. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития. Потребности действительности таковы, что необходимы новые, более эффективные психолого-педагогические подходы к обучению и воспитанию, так как без обучения невозможен прогресс, а для того чтобы пользоваться плодами прогресса нужно обучение.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, исключительно важный и значимый [1].
Неоправданное увлечение ранним обучением в дошкольном возрасте привело к тому, что сегодня в школу все чаще стали приходить «недоигравшие дети», умеющие читать, писать, но отстающие в развитии: не умеющие наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выполнять творческие задания, с недостаточно развитым воображением, вниманием, произвольностью психических процессов; у таких детей не сформированы волевая регуляция поведения, коммуникационные навыки и др.
Дошкольное учреждение является первой и очень значимой ступенью общей системы образования. Целью для педагогов и родителей является качественная подготовка дошкольников к систематическому школьному обучению. Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных
1. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Первые исследования психологической готовности к школе проходили во второй половине XIX века. Ими занимались А. Нейфельд, А. Нечаев, Э. Мейман, А. Павлов, Ст. Холл и др. Уже в это время определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания. Решением этих вопросов занимались Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, А.П. Нечаев, Дж. Селли, К.Д. Ушинский, В. Штерн и др.
Однако в этот период проблема готовности к школе еще не рассматривалась как самостоятельная. Она анализировалась только в контексте общих проблем возрастной и педагогической психологии. Само понятие «готовность к обучению школе» еще не использовалось, однако вопросы, составляющие современное понятия, активно исследовались, формировались теоретические предпосылки для современных подходов к изучению школьной готовности [16;20;22].
В документах по образованию советского периода детские сады признавались необходимой начальной ступенью образования, а подготовка детей к школе считалась одной из главных задач дошкольного воспитания.
Вопросом подготовки детей к школе занималась Н.К. Крупская. Надежда Константиновна настаивала на идее взаимосвязи детского сада и школы, зависимости школьного обучения от результативности дошкольного воспитания. В своих работах Н.К. Крупская подчеркивала, что детский сад не должен копировать содержание и формы школьной работы. Ее идея заключалась в том, что в дошкольном возрасте ребенок должен активно познавать действительность, мир, в котором живет. Н.К. Крупская активно предлагала создавать нулевые группы, работа в которых нужно строить как «сочетание дошкольного дела со школьным».
Однако процесс подготовки детей к школе в процессе нахождения в дошкольном учреждении в 20-30-е г.20 в., был сильно затруднен. Это связано с тем, что зачастую происходила подмена понятия подготовка к школе понятием подготовка к общественной жизни. Поэтому дошкольные работники не до конца осознавали необходимость подготовки детей к школьному обучению.
В 30-е годы ситуация с подготовкой к дошкольному обучению несколько изменилась к лучшему: школьные программы были переработаны, повысился их уровень, уточнялся объем знаний для школьников. Все это вело за собой новые подходы к вопросам подготовки детей к школе. Навыкам подготовки к школе стало придаваться особое значение.
В 50-60-е годов интерес к вопросу подготовки детей к школе повысился еще сильнее. Это связано с ростом числа дошкольных учреждений, переходом к сближению их со школой. Данные изменения заставили вновь переоценить качество подготовки детей к обучению в школе. Отдельное внимание было
2. ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Семья является первой ступенью в жизни человека. Именно семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка. От традиций семьи, положения ребенка в семье, воспитательной линии в семье зависит во многом поведение ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Это подчеркивает влияние семьи на готовность ребенка к школьному обучению.
Сила влияния семьи в том, что именно семейное воспитание осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению [7, с.73].
Задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности. Именно семья является одним из главных факторов, способствующих влиянию на степень готовности ребенка к школе [13].
Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены различными факторами, среди которых структура семьи (нуклеарная и многопоколенная, полная и неполная, многодетная и малодетная), материальное положения, личностные качества родителей, психологический климат семьи, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместной деятельности; помощь семьи со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения [7, с.73].
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера проявляется в общении, основанном на взаимном уважении всех членов семьи друг к другу.
Семейные традиции, крепкие устои и принципы также выступают в качестве воспитательного потенциала семьи. Проявлением семейных традиций будет проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей, подготовка детьми и взрослыми подарков. Осуществление этих ритуалов создают особую атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив. Семейные традиции могут быть связаны не только с
3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ НЕГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Изменения, которые происходят в современном обществе, оставляют свой след и влияют на отношение родителей по вопросам школьного обучения. В последние годы всё чаще встаёт вопрос о подготовке детей к школьному обучению.
Современная школа предъявляет к первоклассникам определенные требования, часто пугающие родителей, и они, не учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, начинают усиленно «готовить к школе». Это и научение механическому чтению без осмысливания текста, это и механический счет до 100 без умения ориентироваться в пределах десятка, это и нарушение занятий по длительности без учета игровых интересов ребенка. Данная ситуация свидетельствует о низкой психологической грамотности населения и побуждает к проведению своевременной ранней диагностики и коррекции психических процессов, компетентной психолого-педагогической помощи родителям в подготовке детей к школьному обучению.
Понимая важность этого периода, уже за несколько месяцев до начала учебного года учреждения дошкольного образования организуют целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на новом этапе жизни.
Целью занятий является решение трёх основных задач. Первая – привитие интереса к знаниям, опираясь на занимательный и в то же время содержательный игровой материал. Вторая – развитие познавательных процессов. Основными методами работы при решении этой задачи являются дидактические игры, игровые упражнения, занимательные и требующие творческого подхода задания, вопросы, которые ориентируют детей на поиск и самостоятельные открытия. Педагоги хорошо знают, что успешное обучение ребёнка зависит от уровня его речевого развития, поэтому Третья – главная задача – развитие речи, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения. Для этого подбирается такой материал, который затрагивает самые разные виды деятельности, где каждый ребёнок мог бы успешно проявить себя.
Все занятия проводятся с учётом критериев психологической готовности, которые предполагают многокомпонентное образование. Прежде всего, у
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования по теме «Готовность к школьному обучению как социально-педагогическая проблема» можно сделать следующие выводы:
1. На сегодняшний день существует множество критериев и определений, характеризующих школьную готовность, но обобщить данное понятие можно как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению. В частности, у ребенка старшего дошкольного возраста должна быть до определенной степени развита нервная система, психические процессы, нравственные и волевые черты характера и так далее.
Среди основных видов готовности ребенка к школе выделяют три вида: физическая, психологическая и педагогическая готовности.
2. Факторов и причин, которые влияют на готовность ребенка к школьному обучению, на сегодняшний день очень много. Все они тесно связаны друг с другом и взаимодействие каждого из них отдельно невозможно.
Например, если у ребенка хорошо развита речь (а это одно из важнейших факторов готовности ребенка к школе), то есть он в принципе умеет хорошо говорить, и понимает услышанное, это еще не значит, что у него развита коммуникативная компетентность – важнейшее свойство, необходимое человеку в условиях современной жизни. Например, в ситуации большого класса он может вдруг потерять дар речи и, выйдя к доске, не сможет связать и двух слов. Значит, он не готов говорить перед группой людей, его речевых способностей, пусть и хорошо развитых, недостаточно, чтобы в данной, конкретной ситуации успешно общаться.
3. Неготовность ребенка к школе – одна из важнейших проблем нашего времени. Для успешного ее решения необходима согласованная работа семьи, дошкольного учреждения и школы.
Семья – это первоначальная сфера обитания ребенка. Именно в ней закладывается отношение его к школе и создаётся настрой.
Роль дошкольного учреждения состоит в организации занятий с детьми, которые помогут им на новом этапе жизни, а также в привитии интереса к этим занятиям, и, соответственно, к будущему обучению в школе.
Абобакирова, О.Н. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе / О.Н. Абобакирова // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 891-893.
Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2008. – 423 с.
Бессонова, Н.Г. Вовлечение родителей в воспитательный процесс / Н.Г. Бессонова // Начальная школа – 2016–№8. – С. 6-8.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 400 с.
Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 1008 с.
Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова. – М.: Академический Проект, 2005. – 256 с.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 168 с.
Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.В. Елфимова. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 234 с.
Зайцева, И.А. Семья как ценностная основа социальной адаптации / И.А. Зайцева // Начальная школа. – 2014. –№1. – С. 29-32.
Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1976. – 327 с.
Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование / Т.Н. Князева. – СПб.: Речь. – 2007. – 123 с.
Коломинский, Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.П. Коломинский. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – Москва: Академия, 2008. – 175с.
Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2007. – 279 с.
Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева. – М.: Педагогика, 2002. – 256 с.
Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. – 1996. – 374 с.
Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. / М.А. Панфилова. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 160 с.
Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Питер, 2004. – 562 с.
Сергеева, В.П. Основы семейного воспитания / В.П. Сергеева. – М.: Академия, 2015. – 192 с.
Социально – психологическая адаптация первоклассников / Авт.-сост. Захарова О.Л. – Курган, 2005. – 42 с.
Тишина, Е.И. Как организовать работу с родителями / Е.И. Тишина // Начальная школа. – 2015. – №4. – С. 65–66.
Филиппова, С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / С.О. Филиппова. – М.: Академия, 2015. – 320 с.
Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста / В. Штрасмайер. – М.: Академия, 2002. – 240 с.
Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Эльконин, Д.Б. Психология развития / Д.Б Эльконин. – М.: Академия, 2001. – 144 с.