ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность художественного воспитания, его цели и задачи
1.2 Эстетическое воспитание учащихся в работе учителя
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
2.1 Специфика художественно-эстетического воспитания в процессе изучения предметов естественного цикла
2.2 Специфика художественно-эстетического воспитания в процессе изучения предметов гуманитарного цикла
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире глобализация охватывает все стороны жизнедеятельности человека, вносит изменения не только в социальную сферу, но и в осознание мира, тем самым оказывая как позитивное, так и негативное влияние на формирование личности. Сегодня востребована разносторонне развитая, нравственно зрелая и творческая личность, обладающая высокой культурой и устойчивым мировоззрением. Важная роль в формировании такой личности принадлежит ценностям, которые являются смыслообразующей основой бытия человека.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важному средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания.
Проблема эстетического воспитания всегда считалась одной из актуальных в отечественной педагогике. В трудах классиков советской психологии и педагогики (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.) неоднократно подчеркивалась значимость эстетического воспитания личности, формирования ее эстетических потребностей.
Но именно в конце XX начале XXI века в нашей педагогике произошел явный перелом в отношении к данной проблеме. Интерес современных педагогов- исследователей к проблеме эстетического воспитания и формирования эстетической культуры личности мы объясняем рядом причин:
• во-первых, потребностями образовательной практики в научно обоснованных рекомендациях по воспитательной работе с детьми и учащейся молодежью в новых социально-экономических условиях;
• во-вторых, необходимостью заполнить «белые пятна» в изучении проблемы;
• в-третьих, необходимостью отражения новых реалий в работе учреждений образования (школы с эстетической направленностью, художественно-эстетические лицеи, музыкальные лицеи, гимназии-колледжи искусств и др.), появившихся на постсоветском пространстве.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность художественного воспитания, его цели и задачи
Одним из условий успешной человеческой деятельности издавна признается художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой – на реализацию его творческих задатков. Следовательно, художественное развитие личности, как часть ее духовной культуры, является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие субъекта. А значит, художественное образование направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, на развитие способности личности к преобразованию себя и действительности. Художественная деятельность учит человека видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок, является благодатным пространством для воспитания бережного отношения к богатому художественному опыту прошлого, к культуре народов, к их ценностям, традициям и символам, передающимся из поколения в поколение.
Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, настойчиво возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего народа. Именно через искусство происходит связь поколений и передача духовно-нравственного опыта наших предков. Важнейшую роль в приобщении детей к культуре и искусству играет художественное образование. «Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостности личности, ее духовности и творческой индивидуальности, интеллектуальности и эмоционального богатства» [17, с. 308].
Выводы по главе 1
Проанализировав научно-теоретическую литературу по теме можно сделать следующие выводы.
Сегодня в образовательном процессе возможно построение такой системы учебно-воспитательной работы, которая способствовала бы оптимальному развитию эстетических и художественно-творческих способностей каждого учащегося.
Эстетическое воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование эстетического сознания, воспитание и развитие эстетических чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
2.1 Специфика художественно-эстетического воспитания в процессе изучения предметов естественного цикла
Под эстетическим потенциалом математики понимается «совокупность её возможных ресурсов, которые могут быть реализованы как средства эстетического развития личности».
Неверно думать, что возможности для эстетического воспитания на уроках математики значительно скромнее, чем на уроках литературы, музыки или ИЗО. Математика является не только стройной системой законов, теорем и задач, но и уникальным средством познания красоты, в основе объективных законов которой лежат два фундаментальных математических принципа: качественный принцип гармонии и количественный принцип симметрии. В свою очередь, красота, выражая высшую целесообразность устройства мира, утверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях.
В научно-исследовательской и методической литературе выделяются два основных аспекта в содержании эстетического потенциала учебного предмета, условно названных внешним и внутренним.
Внешний аспект представляет собой математический аппарат, позволяющий проникнуть в тайны красоты и гармонии окружающей нас действительности. Ее основу составляют учения о симметрии, пропорции, периодичности, перспективе (красота, постигаемая чувствами).
Внутренний аспект связан непосредственно с эстетикой математической интеллектуальной деятельности (красота, постигаемая разумом).
Поэтому учитель математики должен:
• быть ознакомлен с той суммой возможностей и ресурсов математики, которые могут быть использованы как средства эстетического развития личности;
• повысить уровень культуры собственной математической деятельности;
• овладеть некоторыми приемами, позволяющими вызвать у учащихся эстетическое удовлетворение от успешной интеллектуальной деятельности, связанной с поиском решения задачи или доказательством теоремы и т.д.
Выводы по главе 2
Рассмотрев особенности организации художественно-эстетического воспитания учащихся в условиях современной школы можно сделать выводы.
В рамках современной образовательной программы любой школьный предмет может гармонично сочетать в себе элементы художественно-эстетического воспитания. Конечно, такие предметы, как литература, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура отличаются от, например, предметов естественного цикла, так как эстетическое воспитание является одной из основных их функций. Однако воспитывать эстетическую, художественно развитую личность возможно с помощью всех предметов школьной программы.
Эстетическое воспитание, если оно содержательно и умело осуществляется, оказывает действенное влияние на нравственное формирование учащихся, на эстетику их поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по теме можно сделать следующие выводы.
Сегодня в образовательном процессе возможно построение такой системы учебно-воспитательной работы, которая способствовала бы оптимальному развитию эстетических и художественно-творческих способностей каждого учащегося.
Эстетическое воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование эстетического сознания, воспитание и развитие эстетических чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Основная задача учителя (руководителя кружка, творческого коллектива) сводится к учету уровня эстетической воспитанности каждого ребенка и построению образовательной и воспитательной траектории его развития, ориентированной на личностный культурный рост.
Развитие культурного кругозора и эстетической активности у детей и подростков должно быть систематическим, постепенно усложняющимся процессом, опирающимся на потребность формирующейся личности добиться результатов, подняться на ступеньку выше в культурном развитии, устранить имеющиеся пробелы в плане эстетического воспитания и формирования эстетической культуры.
Рассмотрев особенности организации художественно-эстетического воспитания учащихся в условиях современной школы можно сделать выводы.
1. Алексеева, О.В. Система оценки художественного развития младших школьников/О.В. Алексеева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2015. – № 5. – С. 11–14.
2. Большая советская энциклопедия. В 30 т., Т. 28 / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1978. – 3176 с.
3. Гусленко, И.Ю. Составляющие методики эстетического воспитания студентов в вузе / И.Ю. Гусленко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. – 2011. – № 6. – С. 305–310.
4. Добрецова, С.А. Пограничность художественного образования и эстетического воспитания в системе высшего образования / С.А. Добрецова // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2015. - № 5. – С. 337–341.
5. Краткий словарь по эстетике. – М, 1986. – 468 с.
6. Кудина, Г.Н. Как развивать художественное воспитание у школьников / Г.Н. Кудина. – М.: Дрофа, 2005. – 214 с.
7. Лармин, О.В. О взаимовлиянии нравственного и эстетического в воспитании / О.В. Лармин // Активные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. – Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1978. – С. 46–53.
8. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – Москва-Воронеж, 2004 – 321 с.
9. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачев. – М., 1985. – 323 с.
10. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории / Л.И. Новикова. – М.: Педагогика, 1987. – 164 с.
11. Нуржанова, И.Н. Особенности эстетического воспитания учащихся / И.Н. Нуржанова // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета имени Манаша Козыбаева, 2013. – С. 259-264.
12. Разумный, В.А. Эстетическое воспитание: Сущность, формы, методы / В.А. Разумный. – М.: Мысль, 1969. – 189 с.
13. Розина, О.В. Эстетический идеал в подготовке учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе ценностей православной культуры / О.В. Розина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2013. – № 3 – С. 51-59.
14. Серых, Л.В. Методика внедрения форм и методов эстетического воспитания / Л.В. Серых // Вестник современной науки. - 2015. - № 9. - С. 71-75.
15. Сокольников, Ю.П. Концепция системного понимания воспитания как теоретическая основа педагогического творчества: творчество в педагогической деятельности / Ю.П. Сокольников // Сб. науч. тр. – Свердловск, 1990. – С. 4–17.
16. Цзюй, Ч. Дидактические основы обучения студентов изобразительному искусству в системе высшего художественно-педагогического образования России и Китая / Ч. Цзюй // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 167–168.
17. Черткоева, В.Г. Художественное развитие личности как средство воспитания учащихся в поликультурном образовательном пространстве / В.Г. Черткоева // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. – Владикавказ. – 2012. – С. 307–311.
18. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. – М.: Педагогика, 1975. – 146 с.