ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Основные подходы к профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Социально-педагогический потенциал игротерапии как средства профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ
2.1 Организация, методы исследования и результаты диагностического этапа эмпирического исследования
2.2 Программа профилактики тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению детей младшего школьного возраста, характеризующихся неуверенностью, повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, высокой тревожностью. Сегодня стремительно растет число детей, переживающих эмоциональное неблагополучие. В свою очередь, повышенная тревожность оказывает негативное влияние на психическое развитие старшего дошкольника. Изучение тревожности дошкольников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их психологического здоровья.
В настоящее время в профилактической работе с детьми дошкольного возраста широко используются различные виды арт-терапии, в частности, игровая терапия. Игровая терапия предполагает реализацию различных форм игровой деятельности для предупреждения отклонений в развитии личности и поведении детей. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает уверенность в себе и самооценку, позволяет проверить себя в разного рода ситуациях общения, снимая страхи социально значимых последствий.
В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается устремленность ребенка к поддержанию коммуникаций и взаимодействию с окружением. Это проявляется в позитивных личностных трансформациях, сдвигах, проистекающих в самосознании, улучшении психоэмоционального самочувствия, положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения.
Современными исследователями в качестве признака тревожности называют детские страхи. В последнее время специалистами отмечается достаточно широкое распространение детских страхов которые негативно влияют на формирование личности ребенка (И.В. Дубровина, А.В. Захаров, А.А. Ковалевская, А.С. Спиваковская).
Проблемой выявления путей профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как М.Э. Вайнер, А.И. Захаров, О.А. Карабанова Л.М. Костина, С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник, Л.Д. Лебедева, О.О. Осипова, А.М. Прихожан, О.В. Тапилина и другие.
Однако, проблема профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой терапии является недостаточной освещенной.
Объект исследования – профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игротерапия как средство профилактики тревожности у
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст охватывает период психического развития ребенка от 5 до 6-7 лет (до момента поступления в школу) и характеризуется активным развитием психических процессов. В этом возрасте активно развивается произвольное внимание, произвольная память, наглядно образное мышление достигает высокого уровня и начинает развиваться логическое мышление, речь усложняется и пополняется активным словарным запасом [24, с. 96].
К концу дошкольного возраста появляется целостное восприятие и осмысление реальности: неконкретные, мало осознаваемые впечатления, полученные посредством ощущений, об окружающем мире сменяются на более четкие, ясные и обобщенные. В этом возрасте происходит познавательное развитие, развивается познавательный интерес. По мнению Л.В. Шубиной, у старших дошкольников ярко выраженная любознательность как свойство личности проявляется в стремлении к самостоятельному познавательному поиску, к усвоению и преобразованию информации [27, с. 9].
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Согласно А.Н. Леонтьеву, игра – это вид деятельности, возникающий на определенном этапе онтогенеза и направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [15, с. 90].
Старший дошкольный возраст характеризуется становлением саморегуляции и самоконтроля. У старшего дошкольника происходит активное развитие воли, его компонентов: целеполагания, планирования, контроля [17, с. 55].
Поведение старшего дошкольника становится произвольным. По мнению Е.Е. Сапоговой, произвольность в поведении дошкольника находит свое проявление в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от интересного занятия, от игры ради выполнения поручения взрослого, оказании помощи взрослому [23, с. 195].
У детей старшего дошкольного возраста формируется рефлексия, т. е. осознание своего эмоционального и социального «я». У детей в 5-7 лет формируется самооценка на
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проделанный анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой проблеме позволил сделать следующий вывод:
1. Старший дошкольный возраст представляет собой важнейший период психического развития детей, который характеризуется активным развитием психических процессов и личности ребенка. В этот период поведение ребенка становится произвольным. В старшем дошкольном возрасте имеет большое влияние отношения старшего дошкольника со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование устойчивой структуры мотивов, возникновение новых социальных потребностей, совершенствуются навыки игровой деятельности. В этот период происходит активное развитие эмоционально-волевой сферы. В старшем дошкольном возрасте наличие определенных страхов являются возрастной нормой.
2. В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные подходы к профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Первый подход предполагает проведение профилактической работы не только с дошкольниками, но и их с родителямию Другим подходом к профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста является предупреждение детских страхов. В программу
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ
2.1 Организация, методы исследования и результаты диагностического этапа эмпирического исследования
Цель эмпирического исследования: выявить уровень и характер тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование уровня и тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью тестирования и анкетирования;
3) на третьем этапе осуществлялся обработка и анализ результатов исследования, разработка программы профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 71 г. Бреста».
В исследовании приняли участие 35 детей старшей группы, из них 17 мальчиков и 18 девочек. Возраст детей – 5-6 лет.
Методики исследования:
1. Методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Назначение методики: оценка уровня и особенностей тревожности у детей дошкольного возраста. Стимульный материл методики представлен рисунками для мальчиков и для девочек, где изображены различные ситуации с детьми.
В ходе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности. Показав ребенку рисунок, психолог задает вопрос и дает инструкцию-разъяснение определенного содержания. На основании данных протокола вычисляется индекс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Раскрыты возрастные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст представляет собой важнейший период психического развития детей, который характеризуется активным развитием психических процессов и личности ребенка. В этот период поведение ребенка становится произвольным. В старшем дошкольном возрасте имеет большое влияние отношения старшего дошкольника со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование устойчивой структуры мотивов, возникновение новых социальных потребностей, совершенствуются навыки игровой деятельности. В этот период происходит активное развитие эмоционально-волевой сферы. В старшем дошкольном возрасте наличие определенных страхов являются возрастной нормой.
2. Раскрыты основные подходы к профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные подходы к профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Первый подход предполагает проведение профилактической работы не только с дошкольниками, но и их с родителями. Другим подходом к профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста является предупреждение детских страхов. В программу психологической поддержки семьи ребенка, имеющего страхи, должны входить следующие направления работы: индивидуальная работа с ребенком, детские групповые занятия, семейная терапия для родителей. Третий подход к профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста заключается в создании взрослыми условий, удовлетворяющих потребности ребенка.
3. Охарактеризован социально-педагогический потенциал игротерапии как средства профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Игровая терапия считается наиболее эффективным методом психологической профилактики, т.к. игра является привычной деятельностью ребенка и ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игровая терапия может помочь детям осознать свою уникальность, сформировать адекватную самооценку, устранить признаки эмоционального не благополучия, снизить тревожность. Игра помогает ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и избавиться от фрустраций, которые имеются в отношениях между ребенком и взрослым.
1. Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочеткова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 4. – С. 35–47.
2. Безматерных, Т.В. Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста / Т.В. Безматерных // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 135-137.
3. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников / М.Э. Вайнер. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 364 с.
4. Варенова, Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-метод. комплекс / Т.В. Варенова. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2007. – 112 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М: Смысл, 2004. – 512 с.
6. Захаров, А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 416 с.
7. Илларионова, И.В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Илларионова // Вестник ЧГПУ. – 2011. - № 2. – с. 154-158.
8. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2005. – 412 с.
9. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. – М.: Академия, 1997. – 386 с.
10. Костина, Л.М. Игровая коррекция тревожности у дошкольников / Л.М. Костина // Вестник Мурманского гос. технического ун-та. – 2004. – № 2. – С. 185-189.
11. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.
12. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
13. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практич. пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.: Генезис. 2002. – 208 с.
14. Лебедева, Л.Д. Велики ли глаза у страха? / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. – 2000. – № 19. – С. 8-17.
15. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. – М.: МОиПК, 1995. – 144 с.
16. Мазурова, Н.В. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания / Н.В. Мазурова, Ю.А. Трофимова. – 2013. – № 3, Т. 12. – С. 82-85 с.
17. Мухина, И.С. Возрастная психология. Феноменология развития / И.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
18. О’Коннор, К. Теория и практика игровой психотерапии / К. О’Коннор. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
19. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
20. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
21. Профилактика и преодоление тревожности в дошкольном возрасте: Методические рекомендации для педагогов-психологов ДОУ. – Курган, 2003. – 74 с.
22. Романов, А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик / А.А. Романова. – М.: «ПлэЙТ», 2004. – 48 с.
23. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
24. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
25. Тапилина, О.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии: автореф. дис … канд. психол. наук: 19.00.07 / О.В. Тапилина. – Москва, 2002. – 19 с.
26. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: Питер, 2002. – С. 19–28.
27. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
28. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. – 240 с.
29. Щербакова, Л.В. Детские страхи: роль родителей / Л.В. Щербакова // Психолог в школе! – 2015. – № 1. – С. 36-39.
30. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.