ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Состояние и проблемы активизации познавательной активности младших школьников
1.2. Исследовательская деятельность как основной компонент проектной деятельности
1.2.1 Этапы выполнения научно- (учебно)-исследовательской работы
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Методика использования метода проектов на уроках русского языка в начальной школе
2.2. Особенности использования метода проектов на уроках изучения лексики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.
Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. Современная школа требует таких методов обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы в первую очередь, общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов на сегодняшний день принадлежит методу проектов, в основу которого положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практики или теоретически значимой проблемы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Состояние и проблемы активизации познавательной активности младших школьников
Проблема познавательной активности – одна из «вечных» проблем педагогики. Вопросам ее развития у школьников посвящены труды многих ученых-педагогов (Л. М. Аристовой, М. А. Данилова, П. И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др.).
Еще в 60-е гг. ХХ века ученые-психологи обосновали и предложили положить в основу обучения мысль о том, что личность развивается в процессе собственной активной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.). Следует отметить, что сущность и содержание понятия «активность» содержательно осветили в своих работах С.Л. Рубинштейн [13] и Л.С. Выготский [8].
А.С. Макаренко разработал некоторые методические приемы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д. Макаренко считал, что жизнь и труд ребенка должны быть пронизаны интересом, что именно детским интересом определяется содержание образовательной работы. Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на классно-урочную систему обучения [11].
Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Сегодня эта проблема все шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся [1].
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Методика использования метода проектов на уроках русского языка в начальной школе
Проектная деятельность приобретает особое значение на уроках русского языка в начальной школе. Изучение данного школьного предмета у многих детей сопряжено с определенными трудностями. Как правилоܙ, это связано со сложностью усвоения практического материала, который в должной мере детьми не усваивается. Один из способов выхода из создавшейся ситуации – использование учебноܙго проектирования, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным, способствующим расширению кругозора, увеличению творческого потенциала младших школьников.
Приобщение учащихся к проектной работе – важное средство, позитивно влияющее на развитие орфографического навыка, формирование интереса к исследованию и добыванию знаний. Зародившийся в начале ХХ века, метод проектов в настоящее время получает широкое распространение, но в новых условиях. Проектная деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важноܙ, интересен и значим для самих открывателей.
В 1-2 классах учащиеся только знакомятся с проектной деятельностью, и от мастерства учителя при ее организации во многом зависит отношение учеников к проектам в дальнейшем.
В начальной школе система заданий должна быть выстроена с поэтапным усложнением и расширением состава формируемых проектных умений. Занятия организуются с постепенным усилением самостоятельности обучающихся в применении этих умений [8, с. 42].
Использование метода проектов как технологии обучения будет эффективным, если определены умения проектной деятельности с учетом особенностей возраста обучающихся в начальных классах, используются специальные упражнения, причем комплекс упражнений обусловлен этапами работы над созданием проекта [4, с. 26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию новых знаний, поиск закономерностей, описание, проектирование. Понятно, что правильно организовать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель. Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
В процессе достижения поставленной цели выявляются склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности; развивается интерес к познанию; развиваются умения самостоятельно, творчески мыслить.
Знакомство учащихся с методами научного познания, организация коллективных и индивидуально-групповых исследований на уроке, разработка системы домашних заданий исследовательского и творческого характера являются одним из путей достижения этих целей.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Проектная (исследовательская) деятельность имеет важное значение при обучении младших школьников, т.к. помогает развить проектное мышление. Несмотря на особенности возраста младших школьников, на уроках русского языка при изучении лексики с успехом может применяться метод проектов.
Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
В настоящее время проекты классифицируются: по доминирующей деятельности учащихся; по комплексности и характеру контактов; по продолжительности.
1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / / Вопросы психологии. – 1984. – № 5. – С. 36 – 41.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1979. – 180 с.
3. Аржановская, Н.В. Урок-путешествие по русскому языку: II класс / Н.В. Аржановская // Начальная школа. – 2003. – № 8. – С. 43.
4. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / А.В. Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. –№ 2.
5. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина. – М. : Владос, 2003. – 225 с.
6. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. – Москва : Академия, 2001. – 364 с.
7. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. – М. : АПН РСФСР, 1959. – 180 с.
8. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М. : Педагогика, 1972. – 140 с.
9. Выготский, Л.С. Психология подростка / Л.С. Выготский. – М. : Академия, 2005. – 180 с.
10. Гликман, И. Педагогическая технология — это одно из средств педагогической методики / И. Гликман // Директор школы. – 2004. – № 7. – С. 46–49.
11. Данилов, М.А. Педагогический процесс, диалектика его движения и отражение в теории / М.А. Данилов. – М. : Наука, 1969. – 280 с.
12. Занков, Л.В. О начальном обучении / Л.В. Занков. – М. : Проссвещение, 1963. – 160 с.
13. Качурина, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы / М.Г. Качурина // Школьные технологии. – 2010. – №6. – С. 32.
14. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
15. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: начальная школа. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2004. – 384 с.
16. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе : практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2006. – 256 с.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1975. – 280 с.
18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина ; под ред. А.Г. Рузской. – М. : Логос, 1997. – 220 с.
19. Лоншакова, А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка / А.А. Лоншакова // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 38–44.
20. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 140 с.
21. Морозова, Н.Г. Воспитание исследовательской деятельности у детей в семье / Н.Г. Морозова. – М. : Просвещение, 1961. – 196 с.
22. Ниязова, Г.Б. Организация исследовательской деятельности учащихся / Г.Б. Ниязова, Л.Р. Баимбетова, З.К. Бектурова. – Астана : Родник, 2010. – 64 с.
23. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глобова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2006. – 720 с.
24. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1972. – 160 с.
25. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1971. – 220 с.
26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – Москва : Народное образование, 2008. – 358 с.
27. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М. : Просвещение, 1984. – 260 с.
28. Степанова, О.А. Игровая школа мышления : методическое пособие / О.А. Степанова. – Москва : Наука, 2003. – 128 с.
29. Файзуллина, С.У. Развитие познавательных интересов и исследовательских умений / С.У. Файзуллина. – М.: Просвещение, 1996. – 140 с.
30. Харламов, Ф.И. Активизация учения школьников / Ф.И. Харламов. – Минск. : Нар. Асвета, 1970. – 280 с.
31. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. –М. : Педагогика, 1983. – 220 с.
32. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 1971. – 180 с.
33. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва : Сентябрь, 1996. – 120 с.