ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Психологические требования к личности педагога
1.2 Особенности педагогической деятельности и требования к личности учителя начальных классов
1.3 Педагогические способности учителя
1.4 Стили педагогического общения и руководства
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1 Диагностика профессиональной направленности личности учителя
2.2 Коммуникативные и организаторские способности учителя
2.3 Диагностика индивидуального стиля педагогической деятельности учителя
2.4 Определение уровня коммуникабельности педагога
2.5 Диагностика эмоциональной устойчивости учителя
2.6 Методические рекомендации учителям начальных классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что система образования и воспитания - главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. По-прежнему остаются актуальными слова К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» [25].
Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности этой проблемы; напротив, обостряют ее, наполняют новым качественным содержанием - усилением акцента на взаимодействии теории и практики в психологии педагогического труда (как в анализе, так и в процессе подготовки учителя). Практические педагогические воздействия учителя на учащегося, осуществляемые без учета психологических механизмов развития личности ребенка, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации.
Личность учителя - основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства. Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.
Вопросами изучения психологических особенностей личности учителя начальных классов занимались Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Крутецкий, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и многие др.
Все вышесказанное обуславливает актуальность настоящей курсовой работы. Исходя из актуальности настоящего исследования, в основу данной
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Психологические требования к личности педагога
Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен - он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических. Анализ исследований позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:
- умственные;
- дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.);
- перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);
- организаторские качества;
- волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);
- коммуникативные;
- тактичность;
- педагогическое воображение, способность к распределению внимания;
- динамизм личности - способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
- эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);
- оптимистическое прогнозирование;
- креативность [2, с. 11].
Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др. А.К.Маркова в своем труде «Психология труда учителя» отмечает, что, чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность [14, с. 72].
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1 Диагностика профессиональной направленности личности учителя
Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один становится другом и советчиком молодежи, другой, способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то помогает слабым учащимся устранить причины их недостатков. Нельзя сказать, что некоторая из этих сфер деятельности лучше другой - все они необходимы.
В нашем диагностическом исследовании принимали участие 10 педагогов начальных классов «Средней школы №13 г. Мозыря». Для выявления профессиональной направленности учителя начальных классов мы воспользовались опросником «Оценка профессиональной направленности личности учителя» [26]. В опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов. (Приложение 1)
По результатам опросника мы можем выделить 5 параметров личности учителя: общительность, организованность, направленность на предмет, интеллигентность, мотивация одобрения. В таблице 2.1 представлены результаты исследования профессиональной направленности учителей начальных классов.
Таблица 2.1 Профессиональная направленность учителя начальных классов
| № п/п | Общительность | Организованность | Направленность на предмет | Интеллигентность | Мотивация одобрения | Преобладающий тип |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 3 балла | 4 балла | 1 балл | 2 балла | 3 балла | Организатор |
| 2 | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | предметник |
| 3 | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | 4 балла | интеллигент |
| 4 | 3 балла | 4 балла | 4 балла | 5 баллов | 3 балла | интеллигент |
| 5 | 5 баллов | 4 балла | 4 балла | 4 балла | 4 балла | коммуникатор |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема нашей курсовой работы «Психологическая характеристика личности современного учителя начальных классов» основывалась на цели настоящего исследования - выявление психологических характеристик личности современного учителя начальных классов.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач, и пришли к следующим заключениям.
При решении задачи - установить психологические требования к личности педагога – мы установили, что основными психологическими требованиями к личности педагога являются следующие:
- любовь к детям;
- любовь к педагогической деятельности;
- наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей;
- широкая эрудиция;
- педагогическая интуиция;
- высокоразвитый интеллект;
- высокий уровень общей культуры и нравственности;
- профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей;
- общительность;
- артистичность.
В процессе решения задачи - выявить особенности педагогической деятельности и требования к личности учителя начальных классов – нами было выявлено то, что личность учителя начальных классов имеет свои особенности. Каждому учителю начальных классов необходимо формировать знание возрастных особенностей развития старших дошкольников и младших школьников, развивать умения доступно и понятно излагать учебный материал, использовать игровые методы обучения, проявлять особую теплоту и материнскую ласку к учащимся, стремиться к эффективному взаимодействию с родителями.
При решении задачи - охарактеризовать педагогические способности учителя – мы установили, что самыми важными педагогическими способностями учителя начальных классов являются следующие:
- способность делать учебный материал доступным для учащихся;
- понимание учителем учащегося;
- творчество в работе;
- педагогическое волевое влияние на детей;
- способность организовывать детский коллектив;
- интерес к детям;
- содержательность и яркость речи;
- ее образность и убедительность;
- педагогический такт;
- способность связывать учебный предмет с жизнью;
- наблюдательность (по отношению к детям);
1. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 80 с.
2. Бальцевич, А.Г. Самореализация молодого учителя начальных классов / А.Г. Бальцевич // Актуальные проблемы педагогики и социальной работы. – №1. – 2014. – С. 11-16.
3. Большая российская энциклопедия / под общ. ред. В.В. Давыдова. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. – 562 с.
4. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. – М.: Флинта, 2015. – 596 с.
5. Гоноблин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н. Гоноблин. – М.: Просвящение, 1985. – 223 с.
6. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Наука, 2003. - 499 с.
7. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин.- 2-е изд. дополн. и перераб. – СПб.: Питер, 2011. – 784 с.
8. Карапетян, Л.В. Профессиональная стрессоустойчивость преподавателя как субъекта педагогической деятельности / Л.В. Карапетян. – Екатеринбург: УГУ им. А.М. Горького, 2008. – 211 с.
9. Кашлев, С.С. Общение как педагогическое средство [текст]: педагогика: теория и практика педагогического процесса / С.С. Кашлев // Народная асвета. - №7. – 2007. – С. 10-15.
10. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: МарТ, 2005. – 448 с.
11. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. - Л.: ЛГУ, 1997.- 183 с.
12. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
13. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
14. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1999.- 192 с.
15. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы / Л.М. Митина. – СПб: Дело, 2001. – 215 с.
16. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – М. ИЭТ:, 2013. – 268 с.
17. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения: учеб. пособие для студентов / Рыданова И. И. - Минск : Беларуская навука, 1998. - 319 с.
18. Рыжковская, Т.Л. Основы психологии и педагогики / Т.Л. Рыжковская. – Минск: МИУ, 2010.
19. Сластенин, В.А. Педагогика: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
20. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.
21. Ткачева, М.А. Педагогическая психология: конспект лекций / М.А. Ткачева. – М.: Академия, 2001. – 315 с.
22. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1982. – 185 с.
23. Щербаков, А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебн. пособие для студ. пед. ин-тов / А.И. Щербаков. – М.: Просещение, 1987. – 255 с.
24. Маркова, А.К. Анализ учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности / А.К. Маркова, А.Я. Никонова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875040.htm. - Дата доступа 12.04.2016.
25. Педагогическая система взглядов К.Д. Ушинского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.km.ru/referats/04CDDF621A6F4601A14FFE12D54F7B57. - Дата доступа 07.04.2016.
26. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00336.htm. - Дата доступа 09.04.2016.
27. Ряховский, В.Ф. Оценка уровня общительности / В.Ф. Ряховский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00003.htm. - Дата доступа 16.04.2016.
28. Федоршин, Б.А. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей / Б.А. Федоршин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00219.htm - Дата доступа 10.04.2016.
29. Ryans, D.G. Characterisсs of teachers / D.G. Ryans. - Washington, DC: Amer. Council on Educat., I990. – 201 p.