Введение
Раздел 1. Понятие предпринимательской деятельности
1.1 Признаки предпринимательской деятельности
1.2 Субъекты предпринимательской деятельности и их права
1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность
Раздел 2. Современный туризм как экономическое явление
2.1 Определение понятия туризма
2.2 Сферы, влияющие на развитие туризма
Раздел 3. Туристский рынок как сфера экономических отношений
3.1 Тенденции развития туризма в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одно их ведущих мест на современном этапе развития экономики занимает туристический бизнес. Актуальность данного факта обусловила выбор темы курсовой работы «Предпринимательская деятельность в сфере туризма». Важнейшей особенностью туристического бизнеса является создание и развитие индустрии туризма, которая появилась благодаря высокому спросу на туристические услуги. Сфера туризма – это совокупность юридических и физических лиц экономической и социальной сфер деятельности, которые предоставляют туристам услуги по временному размещению, питанию, перевозке, экскурсионному обслуживанию, организации отдыха, развлечений и др.
Основными критериями развития туристической индустрии является количество туристов-посетителей и объем деятельности коммерческих туристических структур, производящих туристический продукт. Причем главную роль в настоящее время играет не просто увеличение предоставляемых услуг, а их качество. Туризм включает в себя широкий спектр видов деятельности, в настоящее время он подразумевает не просто отдых населения, поэтому он должен рассматриваться с точки зрения спроса потребителей, а не с точки предложения.
Современное развитие общества и человеческих потребностей привело к потребности населения в отдыхе, культурном развитии, познании и новым ощущениям, что как ничто иное способствует развитию туристического бизнеса [6].
Целью курсовой работы является изучение и анализ предпринимательской деятельности в сфере туризма Республики Беларусь.
Для достижение данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать и углубить теоретические и практические знания по специальности;
1 ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предпринимательство является одной из важнейших составляющих современной экономики. За последние два десятка лет на территории Беларуси появились миллионы субъектов хозяйствования. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.
Предпринимательство предполагает не только деятельность участвующих в нем лиц, но и наличие в государственном экономическом кругу определённых условий, которые позволяют осуществить присущие предпринимательству функциональные признаки. Комплексность этих условий определяет область предпринимательства, самыми основными частями которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является главным признаком предпринимательской среды. Для бизнесменов наличие экономической свободы - это не просто возможность заниматься только каким-либо видом деятельности, это значит иметь одинаковый доступ к ресурсам и рынкам, действовать в разных направлениях, получая из этого прибыль. Личная заинтересованность – это мотиватор предпринимательской деятельности, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, реализации и накопления дохода является ключевым условием предпринимательской среды.
Исходя из общего определения, предпринимательская деятельность - это инициативная самостоятельная деятельность юридических или физических лиц, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, произведённых, переработанных или приобретённых указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другими лицами и не используются для собственного потребления, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность [1].
2 СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИЗМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
2.1 Определение понятия туризма
Современный туризм как экономическое явление:
1. имеет индустриальную форму;
2. выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;
3. создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики;
4. выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;
5. является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;
6. характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
7. выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;
8. совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.
Таким образом, туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы [9].
3 ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Люди, живущие в развитом обществе, помимо биологических нужд имеют много других потребностей и желаний, в том числе потребность в туризме, удовлетворение которой предполагает производство туристских продуктов и услуг, а это в свою очередь влияет на развитие производственной деятельности и ресурсной базы.
Экономику туриндустрии можно определить как дисциплину, которая изучает и анализирует экономические отношения, развивающиеся в процессе производства и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников.
Эти отношения можно рассматривать как на макроуровне (уровень государства, региона, дестинации), так и на микроуровне (уровень конкретно взятого района либо предприятия, производящего туристские продукты и услуги). С одной стороны, производство продукции и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей, непосредственно зависит от желаний потребителей — туристов. С другой стороны, на развитие самой туристской индустрии влияет множество внешних и внутренних факторов. Поэтому экономику туризма определяют как быстро развивающуюся, динамичную составляющую экономики любой страны, но во многих странах экономика туризма еще находится в начале развития [11].
3.1 Тенденции развития туризма в Беларуси
Современный туризм является одним из важнейших факторов экономического и социального развития общества. Он влияет на темпы экономического роста государства, улучшение показателей торгового баланса, уменьшение безработицы и стабильность валютного курса в стране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм является одной из наиболее доходных и перспективных отраслей мирового хозяйства. Его индустрия – важный экономический сектор многих крупных мегаполисов, обеспечивающий существенную долю поступлений в местные бюджеты, занятость населения, способствующий развитию инфраструктуры. Туризм – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой. Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью .
В то же время эффективное развитие туристической сферы невозможно без разветвленной инфраструктуры, включающей в себя гостиницы и аналогичные средства размещения, санаторно-курортные и оздоровительные организации, различные объекты культуры, искусства и физкультурно-спортивные сооружения. Еще в начале 90-х гг. из множества исторических и природных объектов Беларуси в туристических целях использовалось менее 5 %. До 2002 г. отсутствовала реклама белорусского турпродукта за рубежом. Материально-техническая база туризма на 70-80 % нуждалась в реконструкции. Уменьшалось количество санаториев, пансионатов и домов отдыха. Отсутствовала нормативная правовая база, регламентирующая взаимоотношения между туристами, туристическими фирмами и государством.
За последние годы в Республике Беларусь произошли значительные перемены в развитии туристической инфраструктуры: увеличилось количество новых комфортабельных гостиничных комплексов, санаториев, баз отдыха и др.; реконструируется и обновляется согласно общепризнанным мировым стандартам гостиничный фонд.
1. [Электронный ресурс] / Библиографическое описание: Тырышкина Е. М. Обзор методик оценки эффективности деятельности санаторно-курортных организаций // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3396/
2. [Электронный ресурс] / Туристическая библиотека — URL: http://tourlib.net/statti_tourism/slavin2.htm
3. Шмарова Л.В. Статистическое исследование зависимостей между показателями международного туризма и воздействующими на них экономическими факторами. М, 2002;
4. Артеменко А. М. Агротуризм как новая форма бизнеса для Беларуси // Организация производства в условиях рынка: материалы науч.- практ. конф., посвящ. 75-летию каф. организации производства в АПК. - Горки, 2004 - 4.2;
5. Закон Республики Беларусь «О туризме». Принят Палатой представителей 10 ноября 1999 года. Одобрен Советом Республики 18 ноября 1999 года;
6. [Электронный ресурс] / Библиофонд: Электронная библиотека студента // — Развитие туризма в Республике Беларусь — URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=48042#text;
7. Пресс – релиз Национального Статистического Комитета Республики Беларусь: Туризм в Республике Беларусь [Электронный ресурс].– 2012.– Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/tourism.php/
8. Траскевич, А.Г. Факторы формирования конкурентоспособности санаторно-курортного турпродукта / Анастасия Геннадьевна Траскевич // Вестник Белоруского государственного экономического университета .-2010.-№3;
9. Сборник методических рекомендаций / Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Национальное агентство по туризму. - Минск, 2007;
10. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь".
11. Все о туризме. Туристическая библиотека: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. tourlib. net.
12. Малашенко В.И. Менеджмент туристской индустрии: электронный учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-25 01 13 "Экономика и управление туристской индустрией". / В.И. Малашенко. – Минск: БГЭУ, 2014. – 138 с.
13. Филипп Котлер Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Филип Котлер, Джон Боуэн, Джеймс Мейкенз; пер. с англ. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
14. Полухина А.Н. Применение современных технологий формирования организационной культуры на предприятиях сервиса и туризма / А.Н.Полухина //Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - № 2.
15. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 гг. [Электронный ресурс] // Министерство спорта и туризма Республики Беларусь. URL: http://www.mst.by/ru/programma-razvitiya-turizma
16. Республика Беларусь: статистический ежегодник 2018 – Мн.2016
17. Артеменко А. М. Агротуризм как новая форма бизнеса для Беларуси // Организация производства в условиях рынка: материалы науч.- практ. конф., посвящ. 75-летию каф. организации производства в АПК. - Горки, 2004 - 4.2.
18. Пресс – релиз Национального Статистического Комитета Республики Беларусь: Туризм в Республике Беларусь [Электронный ресурс].– 2012.– Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/tourism.php