Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения моделирования ситуаций при воздействии на органы чувств
1.1. Роль моделирования в процессе воздействия на органы чувств
1.2. Виды моделей, используемых при обучении иностранному языку
Выводы по главе 1
Глава 2. Исследование моделирования ситуации воздействия на органы чувств при обучении иностранному языку
2.1. Методика проведения исследования
2.2. Анализ полученных результатов
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Моделирование является сегодня важнейшим методом научного познания, исследования. Моделирование получило большое распространение в современных науках, на всех этапах научного познания, в том числе и методике обучения иностранным языкам. Это ‒ процесс работы над материалом, результатом которого является построение модели.
«Модель» – физическая система или математическое описание, отображающее существенные свойства или характеристики изучаемых объектов, процессов или явлений.
Все наше миросозерцание от своего наиболее обыденного до наиболее возвышенного представляет собой собрание моделей. Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменить его так, что его изучение даст нам новую информацию об этом объекте.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что использование моделирования ситуаций воздействия на органы чувств способствует погружению в иноязычную среду, основываясь на внутренних, психологических возможностях человека.
Цель курсовой работы – проанализировать моделирование ситуации воздействия на органы чувств.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
Рассмотреть роль моделирования в процессе воздействия на органы чувств.
Изучить виды моделей, используемые при обучении иностранному языку.
Проанализировать возможности использования моделирования ситуации воздействия на органы чувств при обучении иностранному языку.
Объект исследование – моделирование ситуаций воздействия на органы чувств.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ
1.1 Роль моделирования в процессе воздействия на органы чувств
Моделирование осуществляется через создание, исследование и применение моделей объектов. Модель является условным подобием изучаемого объекта. Модель как лингвистическое понятие возникла в структурной лингвистике [13, с. 56]. Некоторые языковеды связывали моделирование с изучением текста и утверждали, что моделирование позволит выявить механизмы языка, лежащие в основе речевой деятельности человека, которые недоступны непосредственному наблюдению [1, с. 79].
Был выделен ряд важных свойств лингвистических моделей:
• выделение существенных свойств в виде функциональной характеристики объекта моделирования, которое обеспечивает модели конечность;
• обязательное присутствие при лингвистическом моделировании идеализации, согласно которой не учитываются несущественные для данного исследования свойства объекта (например, идеализация применяется при определении недостающих членов предложения методом подстановки);
• гипотетичность лингвистической модели (примером такой модели является понятие нулевой флексии, которое гипотетически строится для объяснения реально существующего факта синтаксического согласования прилагательных с несклоняемыми существительными в роде, числе и падеже);
• формальность лингвистической модели, которая выражается в её точности и однозначности; объяснительная сила модели, проявляющаяся в том, что модель, с одной стороны, должна объяснять факты экспериментов, с другой стороны, – предсказывать неизвестное раньше, но принципиально возможное поведение объекта [1].
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИТУАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Методика проведения исследования
Основной целью обучения иностранным языкам (ИЯ) является формирование личности способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне. Таким образом, коммуникативная компетенция — это интегративная цель обучения языкам, то есть способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
При обучении иноязычному общению, появляются трудности:
– организационного характера: недостаток учебного времени, необходимого для формирования диалогических и монологических умений в говорении;
– профессионального характера: неумение учителей отбирать и организовывать языковой и речевой материал, эффективные приемы, средства, формы обучения говорению, необходимые для конкретных условий обучения в общеобразовательной школе;
– учебного характера: недостаточный запас лексических единиц, низкая речевая активность учащихся, самостоятельность, внимание, интерес, целеустремленность учащихся.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых современных приемов, способов обучения иностранному языку. Поэтому особую актуальность приобретает проблема моделирования образовательного процесса, направленного на организацию современных методов активизации речевого взаимодействия и воздействия средами это взаимодействия на органы.
Цель нашего исследования – предоставить модель воздействия на органы чувств при обучении иностранному языку и проанализировать результаты учащихся при обучении с помощью данной модели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев научно-теоретическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы.
Научно-теоретическую базу модели составляют закономерности методической науки и базисных для методики наук, положения когнитивно-лингвокультурологической методологии как концептуальной теории иноязычного образования. таким образом, разработанная на основе принципиально нового методологического подхода модель представляет собой системно-целостное образование.
На современном этапе актуальным остается создание на занятиях таких коммуникативных задач, которые бы поощряли к сознательному усвоению знаний и творческому применению приобретенных компетенций, что возможно лишь при моделировании проблемных ситуаций в обучении, в том числе и ситуации воздействия на органы чувств.
Применение моделирования делает обучение наглядным, воспитывает наблюдательность, чуткость и зоркость учащихся, способствует активному развитию логических умений и навыков, необходимых школьникам для успешного осуществления самостоятельной учебной деятельности.
Наиболее предпочтительными при моделировании ситуации воздействия на органы чувств выступают игровые модели. Игровые модели не только определяют механизм ролевого поведения, которое поддерживается единообразием речевого поведения, но и способствуют выходу в контекстуальное пространство.
Во второй главе курсовой работы мы на практике рассмотрели возможности моделирования ситуации воздействия на органы чувств. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Апресян, Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики / Ю.Д. Апресян. – М.: Просвещение, 1966. – 302 с.
2. Бабаян, А.В. Блочно-модульная технология В.А. Еременко / А.В. Бабаян // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 5. – С. 41–44.
3. Бартош, Д.К. Педагогические технологии обучения и их моделирование в учебном процессе вуза / Д.К. Бартош // Проблемы современного образования. 2-17. – № 6. – С. 232–239.
4. Бирюкова, А.Б. Моделирование коммуникативно-речевых ситуаций при обучении русскому языку как иностранному в условиях неродной языковой среды / А.Б. Бирюкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 4. – C. 34–37.
5. Засорина, Л.Н. Введение в структурную лингвистику / Л.Н. Засорина. – М.: Высшая школа, 1974. – 320 с.
6. Конышева, А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / А.В. Конышева. − СПб.: КАРО; Минск: Четыре четверти, 2005. – 208 с.
7. Лазарева, О.А. Школа тестора: лингводидактическое тестирование ТРКИ-TORFL: метод. пособие / О.А. Лазарева. – СПб.: Осипова, 2011. – 163 с.
8. Масалимова, А.С. Моделирование коммуникативной ситуации при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку / А.С. Масалимова, Г.Б. Сагиева // Иностранные языки в XXI веке: актуальные вопросы лингвистики, теории перевода и методики преподавания иностранных языков: материалы IV. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. – С. 95–100.
9. Методика обучения английскому языку. 1–4 классы: пособие для учителей и студентов педвузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
10. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
11. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур» / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2008. – 161 с.
12. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1998. – 223 с.
13. Пищальникова, В.А. Общее языкознание: учебник / В.А. Пищальникова, Г.А. Сонин. – М.: Академия, 2009. – 448 с.
14. Сопова, С.Л. Использование метода моделирования ситуаций при обучении студентов вуза английскому языку / С.Л. Сопова // Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: методическая готовность преподавателей: сборник материалов III Всероссийского научно-методологического семинара-конференции. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2016. − С. – 87–90.
15. Яковлев, Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. – М., 1985. – 208 с.