ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания
1.1 Сущность и социально-экономическое значение деятельности предприятия общественного питания
1.2 Критерии, показатели и методы оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания
2 Анализ эффективности хозяйственной деятельности ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop»
2.1 Экономическая характеристика ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop»
2.2 Оценка эффективности хозяйственной деятельности ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop»
3 Пути и резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Общественное питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность предприятий, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения.
Общественное питание выполняет три взаимосвязанные функции: производство готовой продукции, ее реализацию и организацию потребления, таким образом этот тип предприятия участвует в современных рыночных отношениях. Деятельность предприятий общественного питания в процессе выполнения этих трех функций характеризуется рядом признаков, сближающих их с предприятиями пищевой промышленности и розничной торговли.
Актуальность выбранной темы в том, что деятельность предприятий общественного питания в рыночных условиях требует роста эффективности на основе внедрения достижений НТП, повышения качества продукции и услуг, широкого использования эффективных форм хозяйствования и управления, предприимчивости, инициативы. В условиях, когда предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Благополучие и коммерческий успех теперь всецело зависят от степени эффективности их деятельности. Для целей управления эффективностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. Разработка надежного, объективного аппарата измерения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта дает возможность оценить его потенциал и прогнозировать развитие.
Оценка эффективности деятельности предприятия представляет собой сложную многофункциональную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых критериев и показателей эффективности и их интегрированию.
Целью данной курсовой работы является анализ эффективности
1 Теоретические основы оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания
1.1 Сущность и социально-экономическое значение деятельности предприятия общественного питания
Общественное питание – одна из общественно организованных форм удовлетворения потребностей людей, а именно: форма удовлетворения потребностей населения в услугах по организации питания в недомашних условиях [5, с. 5].
Общественное питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность предприятий, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения.
Общественное питание выполняет три взаимосвязанные функции: производство готовой продукции, ее реализацию и организацию потребления. Деятельность предприятий общественного питания в процессе выполнения этих трех функций характеризуется рядом признаков, сближающих их с предприятиями пищевой промышленности и розничной торговли.
По характеру организации производства предприятия общественного питания имеют ряд общих черт с предприятиями пищевой промышленности. Однако от предприятий пищевой промышленности предприятия общественного питания отличаются тем, что на них не только организуется производство готовой кулинарной продукции, но и осуществляется ее реализация в специально оборудованных помещениях. Продукция предприятий общественного питания не выдерживает длительных сроков хранения и, как правило, должна реализовываться непосредственно после изготовления. Продукция предприятий пищевой промышленности может храниться сравнительно длительное время
2 Анализ эффективности хозяйственной деятельности ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop».
2.1 Экономическая характеристика ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop»
Ресторан быстрого обслуживания «Пит Stop» располагается в центре города Бобруйск, 33, в ТЦ «Корона». Ресторан быстрого обслуживания «Пит Stop» является предприятием с полным циклом производства.
Режим работы с10.00 до 23.00 без выходных.
Зал рассчитан на 50 посадочных мест.
В состав ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop» входят следующие помещения: складская, производственная, административно-бытовая и торговая группы помещений. Состав складских помещений включает: кладовые для хранения овощей, сухих продуктов, блок охлаждаемых камер. К производственной группе помещений относят заготовочные цехи (мясорыбный, овощной), доготовочные (горячий и холодный), специализированный (кондитерский), моечные кухонной и столовой посуды. Состав административно-бытовой включает комнату отдыха, душевую, туалетную комнату, кабинет заведующей производством. Для посетителей предусмотрены гардеробная комната, туалетные комнаты и торговый зал.
Целями и предметом деятельности ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop» согласно Уставу является оказание различных услуг предприятия общественного питания. Основными формальными целями являются:
– организация отдыха и потребления пищи посетителями;
– организация деятельности различных цехов и торговых процессов по продажам блюд населению и их постоянное совершенствование;
3 Пути и резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop»
В условиях рыночной экономики рост эффективности предприятия общественного питания неразрывно связан с усилением интенсификации, что позволяет исключить возможность декларативного подхода и ориентироваться на реальные механизмы организации производства.
В общественном питании учитываются следующие факторы:
– снижение материалоемкости продукции;
– улучшение использования капитальных вложений, запасов и оборотных средств;
– рост производительности труда.
Помимо перечисленных факторов, еще можно выделить и такие, как:
– уровень конкурентоспособности производства и продукции;
– технико-экономические параметры хозяйственной деятельности предприятия, соответствующие требованиям спроса на рынке сбыта.
Поэтому при разработке плана организационно-технических мероприятий по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop» в первую очередь следует реализовывать внутрипроизводственные резервы и только после этого переходить к мероприятиям, связанным с техническим перевооружением и расширением производства на основе создания гибкой технологии, позволяющей без значительных потерь перестраивать производство кулинарной продукции в целях повышения его эффективности.
Для того чтобы поддержать нормальную финансовую устойчивость предприятия необходимо:
– ускорить оборачиваемость капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;
– вернуть дебиторскую задолженность;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов. Растет уровень благосостояния населения, культура посещения заведений общественного питания приобретает более массовый характер. Предприятия общественного питания характеризуются единством форм организации производства, обслуживания потребителей и различаются по типам. Результативность деятельности предприятия общественного питания отражает такой показатель, как экономическая эффективность. Эффективность общественного питания – это экономическая категория, выражающая отношения ассоциированных участников торгово-технологического процесса по поводу совокупной конечной результативности выполняемых отраслью функций производства, реализации и организации потребления, направленной на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей. Критерий эффективности общественного питания в абстрактной форме можно представить, как соотношение между достигнутыми отраслью конечными результатами и совокупными затратами, с которыми связано получение этого результата.
Проанализировав эффективность хозяйственной деятельности ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop», можно сделать вывод о том, что ресторан является предприятием общественного питания с полным циклом производства. Данный объект располагается в ТЦ «Корона». Основным видом деятельности ресторана быстрого обслуживания «Пит Stop» является производство и реализация потребителям продукции собственною производства и покупных товаров. Из проведенного анализа деятельности ресторана за отчетный период можно охарактеризовать как неудовлетворительную. Главный показатель финансового благополучия предприятия – прибыль – в 2015 г. она составила 29 млн р. и это при том, что в 2014 году предприятие имело прибыль в размере 192
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: (на примере предприятий сферы услуг): учебное пособие / Г.И. Хотинская, Т.В. Харитонова. – Москва: Дело и сервис, 2007. – 240 с.
2. Ефимова, О.П. Экономика общественного питания: учебное пособие / О.П. Ефимова. – Минск: Новое знание, 2008. – 347 с.
3. Карпенко, Е.А. Экономика отрасли. Торговля и общественное питание / Е.А. Карпенко. – Москва: ИНФРА-М, 2010 – 224 с.
4. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для студентов / Л.И. Кравченко. – Минск: Новое знание, 2009. – 511 с.
5. Организация общественного питания: резервы и оценка эффективности: учеб. пособие / Т.И. Николаева, З.О. Фадеева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. – 183 с.
6. Петров, А.М. Общественное питание: учет и калькулирование себестоимости: практическое пособие / А.М. Петров. – Москва: Омега-Л, 2009. – 422 с.
7. Соломатина, А.М. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учеб. для вузов / А.М. Соломатина. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
8. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества / А.М. Фридман: учебник. – Москва: Дашков и К, 2008. – 625 с.
9. Чернов, В.А. Экономический анализ. Торговля, общественное питание, туристический бизнес / В.А. Чернов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 640 с.
10. Шестакова, Т.И. Калькуляция и учет в общественном питании: учебно–практическое пособие / Т.И. Шестакова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 346 с.
11. Экономика гостиниц и ресторанов: учебное пособие / О.П. Ефимова, Н.А. Ефимова, Т.А. Олефиренко. – Минск: Новое знание, 2008. – 391 с.
12. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие / [Т.И. Николаева и др.]. – Москва: КноРус, 2008. – 399 с.
13. Экономика предприятий торговли и общественного питания [Электронный ресурс]: электрон. учеб. курс / под ред. Т.И. Николаевой, Н.Р. Егоровой. – Электрон. дан. и прогр. – Мн.: КноРус, 2010. – 277 с.