ВВЕДЕНИЕ
Палестина – полу сформировавшееся непризнанное государство. Данное непризнанное государственное образование имеет статус частично признанного
государства поддерживается 135 суверенными странами, и имеет дипломатические отношения с многими государствами-членами ООН. Непризнанное государство обладает демократическими признаками и имеет неоднородный религиозный и этнический состав. Государственные институты сформированы частично, в государстве отсутствует армия, но существуют полувоенные организации.
На сегодняшний день, многими государствами Палестина признана оккупированной Израилем, однако многие государства не признают независимость Палестины (США, Франция, Япония и т.д). Разрешение палестино-израильского конфликта делает возможным его признание. В 1967 году Израиль оккупировала территории Сектор газа и Западный берег реки Иордан. Большинство арабских стран не при знают Израиль суверенным государством и считают Палестину арабской страной, оккупированной «сионистским режимом».
Палестина является постоянным наблюдателем ООН и также полноправным членом региональной организации – Лиги арабских государств. Дипломатические отношения с Палестиной установили большинство государств-членов ООН. И все же Палестина пока не стала полноправным членом мирового сообщества. Незавершенность процесса международного признания связана с тем, что Израиль признал лишь автономный статус палестинских территории и частично контролирует районы, на которые претендует Государство Палестина.
Актуальность данной работы обусловлена напряженностью политической обстановки в регионе, корни которой кроются в межконфессиональных отношениях.
Цель курсовой работы – проанализировать межконфессиональные отношения в Палестине на современном этапе.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Сопоставить ислам и христианство в Палестине на современном этапе.
2. Изучить религиозную политику государства Палестина.
3. Рассмотреть религиозную ситуацию на Западном берегу реки Иордан и роль ХАМАС в межконфессиональных отношениях.
4. Проанализировать взаимоотношение ислама и христианства и их отношение к государственности Палестины.
Объект курсовой работы – Палестина на современном этапе.
Предмет курсовой работы – межконфессиональные отношения в Палестине на современном этапе.
Методы исследования: анализ научно-теоретической и публицистической литературы по выбранной теме, исторический анализ, метод анализа и синтеза.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материал может быть использован при изучении религиозной и политической ситуации на Западном берегу реки Иордан.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ИСЛАМА И ХРИСТИАНСТВА В ПАЛЕСТИНЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Палестина является местом, в котором сосредоточены святыни господствующих в настоящее время в мире основных идеологий: ислама и христианства. В то же время она является древней землёй Израиля, с которой связаны тысячелетние религиозные чаяния евреев. Здесь же находятся религиозные святыни иудаизма. Для иудаизма и христианства Палестина - главная святыня. Это место, где зародились обе религии и сохраняются связанные с ними священные реликвии. Христианство после крестовых походов, пораженное внутренним расколом, уделяло мало внимания этой территории. Несколько столетий Палестина находилась под владычеством мусульманской Турции. В это время там продолжалась активная деятельность еврейских общин, выдвинувших выдающихся законоведов. В 1917 г. Великобритания признала право евреев селиться в Палестине. Лишь после Первой мировой войны христианская страна получила мандат на управление этой землёй. Этой страной и стала Великобритания. Однако, религиозные деятели христианства не торопятся утверждать свои права на эту землю. Они лишь заботятся о содержании святых мест своих конфессий.
Для мусульман эта территория стала считаться священной в более позднее время. По толкованию неопределённого текста суры Корана №17 здесь пророк Мухаммед вознёсся на небо. В честь этого события на месте бывшего Храма построена мечеть Омара (“Купол на скале”) и мечеть Аль-Акса. Обе мечети были построены после смерти Мухаммеда. Многочисленные надписи арабской вязью вокруг купола мечети Омара ничего не сообщают о “ночном путешествии” Мухаммеда к Аллаху. Тем не менее эти места почитаются третьей (после Мекки и Медины) святыней ислама согласно толкованиям более позднего времени. В Коране нет точного указания на эти мечети. Сказано лишь, что Мухаммед перенёсся на своём летающем коне “из святой мечети в самую отдалённую мечеть”, что, конечно, не более чем миф. Название Аль-Акса и переводится как самая отдалённая. В момент, когда создавался Коран этой мечети не существовало и миф возник значительно позже. Миф был создан лишь в середине 7-го века. До середины 20 века мусульманские богословы не уделяли этому месту большого внимания. С конца 19 века население Иерусалима составляло около 61% евреев и около 38% мусульман.
Современные идеологи ислама, говоря о Ближнем Востоке, палестинской проблеме, особое внимание уделяют вопросу борьбы против сионизма и израильской агрессии. Объясняется это не только тем, что в конфликт с Израилем оказалась втянута группа влиятельных государств мусульманского мира и Организация освобождения Палестины. Важное значение имеет и тот факт, что с 1967 г. на территории Израиля находятся высокопочитаемые мусульманами «святы места» ислама – мечети Аль-Акса и Кубба ас-Сахра в Иерусалиме, те самые храмы, куда служба безопасности Израиля 16 июня 2017 года хотела установить металлоискатели, для общественной безопасности и что впоследствии послужило очередным конфликтом и всеобщим недовольством мусульманского сообщества. Миллионы верующих в странах мусульманского Востока видят в политике Тель-Авива оскорбление их религиозных чувств, а мусульманские богословы и международные исламские организации провозглашают противодействие сионизму «борьбой за веру» – джихадом [7, 77]
ГЛАВА 2 РЕЛИЗИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПАЛЕСТИНЫ
Власти Палестинской Автономии законодательно гарантировали участие христиан в политической жизни государства. Депутаты от христиан присутствуют в Законодательном Совете и муниципалитетах, а также в выборных органах в местах компактного проживания (Восточном Иерусалиме, Вифлееме, Бейт Джалле, Бейт Сахуре и Рамалле). За христианами закреплено 6 из 88 мест в Законодательном Совете.
Христианские Церкви получили от властей статус официальных национальных учреждений. Рождество было объявлено общенациональным праздником. Ясир Арафат неоднократно заявлял, что «сбережение христианских Святых мест входит в круг его непосредственных обязанностей» [12, с. 185]. Махмуд Аббас, который сегодня возглавляет Палестинскую Автономию, придерживается в отношении христиан таких же взглядов, как и его предшественник. Руководители ПНА неоднократно присутствовали на праздничных богослужениях в христианских церквях.
Существует ряд причин, не позволяющих исламизму «поднять голову» на ЗБРИ. Главной из них является всеобъемлющий контроль Израиля над развивающейся «на местах» политической ситуации и недопущение там хамасовских ячеек на Западном берегу.
Во-вторых, это позиция официальной Рамаллы, которая всячески подчёркивает свой светский характер. Разделение палестинцев по разным группам (религиозным, племенным, региональным и другим) имеет место, однако палестинское руководство старается их не выпячивать. Его официальная риторика подчёркивает, что палестинцы исторически делятся на мусульман и христиан, мирно живущих друг с другом сотни лет.
В Рамалле справедливо опасаются, что разделением палестинцев по религиозному признаку может воспользоваться (и уже пользуется) в своей пропаганде Израиль, стремящийся раз дробить палестинское политическое самосознание и подменить его другими (в первую очередь религиозными) идентичностями. Примером может служить принятый в израильском Кнессете весной 2014 г. закон, вводящий раздельное представительство для палестинцев-мусульман и палестинцев-христиан, являющихся гражданами Израиля, в Национальной комиссии по трудоустройству. Сторонники закона дали ясно понять, что это не просто легальная формальность, но стремление подавить в палестинцах-христианах арабскую составляющую их идентичности. Один из главных лоббистов нововведения член Кнессета от партии «Ликуд» Я. Левин заявил: Кнессета от партии «Ликуд» Я. Левин заявил: «Это – исторически важный шаг, который позволит сбалансировать Государство Израиль и соединить нас с палестинцами-христианами, которых я благоразумно не называю арабами, поскольку они таковыми не являются. Христиане являются нашими природными союзниками, отличие от мусульман, стремящихся подорвать основы государства изнутри» [13].
В этой связи палестинское руководство, со своей стороны, всячески ограничивает деятельность исламистов на ЗБРИ. Главной его целью является не допустить рост исламского религиозного фанатизма, способного оттолкнуть от общепалестинской борьбы за независимость христиан и светских палестинцев.
В-третьих, само палестинское общество, которое в основной своей массе продолжает оставаться секулярным, несмотря на «ренессанс» ислама и активное внедрение его норм в бытовую жизнь людей на Ближнем Востоке.
ГЛАВА 3 РЕЛИЗИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ НА ЗАПАДНОМ БЕРЕГУ РЕКИ ИОРДАН, СЕКТОР ГАЗА. РОЛЬ ХАМАС В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ
Из-за затяжного арабо-израильского конфликта урегулировать вопрос признания государства довольно сложно. В данном конфликте разногласия сторон касаются, в первую очередь, территориальных вопросов, исторического права на эти земли [1, с. 155].
Особого внимания в свете вышеизложенного заслуживает проблема организаций религиозно-экстремистского толка, пришедших к власти
и оказывающих влияние на ближневосточный регион, таких, как ХАМАС.
Для ХАМАС основной является борьба с Израилем за создание независимого Палестинского государства, однако, с точки зрения исламистов,
этот конфликт имеет не только территориальный, но и религиозный аспект.
Идеологической основой ХАМАС и его «путеводной звездой» является ислам. Именно исламу движение обязано своим мировоззрением,
к нему обращается при вынесении решений. Палестина — святая земля ислама, земля пророка Мухаммеда, который, по преданию, с Храмовой горы в Иерусалиме вознесся на небо. Иерусалим — священный город,
важнейший после Мекки и Медины город для мусульман, именно на Иерусалим ориентировались при молитве первые верующие. Восприятие палестино-израильского конфликта через призму религии придает ему особое,
ценностное измерение и объясняет непримиримость позиции исламистов.
Программный документ ХАМАС — «Учредительная Хартия»
1988 года — начинается словами имама, шахида Хасана Аль-Бана (основателя движения «Мусульманское братство»): «...Израиль будет существовать, пока ислам его не уничтожит...» [11]. «Мусульмане не смогут забыть,
что когда евреи захватили святой Иерусалим в 1967 году и стояли у порога святой Аль-Аксы, они провозгласили: Мухаммед умер» (вспомним, что
именно после неосторожных слов А. Шарона, сказанных в 2000 году, арабский мир вновь охватили панарабистские устремления [6, с. 112]).
Если палестинская земля является святой для ислама, а именно так
и считает ХАМАС, то отказ даже от малой ее части невозможен. Поэтому
любые инициативы, называемые «мирным решением» палестинской проблемы, противоречат исламскому мировоззрению, а отказ от какой-либо
части Палестины равносилен для исламистов отказу от религии.
При этом в «Хартии» утверждается, что ХАМАС является гуманным
движением, уважающим права человека и распространяющим исламскую терпимость на другие религии при условии, если они не стоят на
пути ислама.
«Хартия» призывает движение «поднять знамя Аллаха над каждым уголком Палестины», определяя целью движения «бескомпромиссную войну за возвращение родной земли». ХАМАС обвиняет Израиль
в «мировом сионистском заговоре», утверждает, что все бедствия, которые обрушиваются на Израиль, заслужены, стремится к его уничтожению
и требует создания исламской теократии на всей территории Палестины
и Иордании.
В «Хартии» утверждается, что джихад — единственный способ уничтожения «сионистского врага», изгоняющего палестинских жителей, распространяющего коррупцию, захватывающего земли и разрушающего все
исламские религиозные ценности. В этой связи можно вспомнить высказывание представителя ХАМАС И. Радвана в эфире палестинского телевидения 30 марта 2007 года о том, что освобождение Палестины и мечети Аль-Акса будет достигнуто не благодаря международному посредничеству, а «благодаря винтовке».
ГЛАВА 4 ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ИСЛАМА И ХРИСТИАНСТВА, ОТНОШЕНИЕ ИХ К ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ПАЛЕСТИНЫ
Несмотря на то, что в Основном законе, действующим на территории контроля ПНА, говорится, что «принципы Исламского Шариата являются главным источником законодательства» (Статья 7), по сути, он не отличается от конституций наиболее демократических стран современного мира. Закон 20 закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, создание конституционного механизма для разрешения конфликтных ситуаций между исполнительной и законодательной ветвями власти и т.п. В статье 2 подчеркивается, что «Палестинский народ является частью арабской и исламской нации. Арабское единство является целью, и палестинский народ надеется достичь ее». В этом положении упоминание об исламской нации, скорее, свидетельствует о сохранении и незыблемости идеи арабского единства среди руководящего состава ООП/ ПНА. В статье 5 отмечается, что «арабский язык и Ислам являются официальным языком и религией Палестины». Но тут же приводится пояснение, что «Христианство и все другие монотеистические религии должны уважаться и охраняться в равной степени. Конституция гарантирует равенство прав и обязанностей всех граждан, независимо от религиозных верований».
Власти ПНА, как уже говорилось выше, демонстрируют самое благожелательное отношение к христианам и не предпринимают каких-либо действий против них, однако исламские экстремисты проводят тактику постепенного вытеснения христиан с исконных мест их проживания. Христиане нередко сталкиваются с угрозами и насилием. В Секторе Газа они часто становятся жертвами исламистов, так как именно христиан в первую очередь подозревают в сотрудничестве с Израилем.
Палестинский основной закон декларирует свободу вероисповеданий, и хотя власти не имеют отношения к действиям экстремистов против христианских общин, они и не предпринимают никаких мер для разрешения сложившейся ситуации. Кроме того, власти ПНА некоторыми своими действиями заставляют усомниться в их приверженности принципу уважения всех религий. Так, Ясир Арафат превратил в свои резиденции два православных монастыря в Вифлееме (1994) и Хевроне (1997) [8]. Согласно официальной версии верхние этажи монастыря в Вифлееме были добровольно переданы монахами под резиденцию Арафата [4].
С начала 2000-х гг. в Палестинской Автономии довольно часто происходит захват земель и прочей собственности христиан мусульманскими
экстремистскими бандами и группировками. Периодически для захвата
собственности бандиты вместо угроз используют подделку документов, что
позволяет «законно» отнять ее у владельца.
Непрекращающиеся нападения на христиан, ведущие к ухудшению их положения на Святой Земле, вызывают все большее опасение Христианских Церквей. В сентябре 2005 г. главный настоятель францисканской Кустодии Святой Земли Пьер-Баттиста Пиццабалла рассказал о волне насилия, направленной на христианское население.
«Почти каждый день — повторяю, каждый день — наши общины здесь подвергаются нападениям исламских экстремистов». Священник сообщил в интервью, что в период между 2000 и 2004 гг. христиане стали жертвами 93 нападений. Примером таких нападений может служить погром в христианской деревне Тайбе, в ходе которого были сожжены 14 домов, христианской деревне Тайбе, в ходе которого были сожжены 14 домов несколько магазинчиков и лавокxxix. По словам префекта ватиканской Конгрегации Восточных Церквей кардинала Игнатия Мусы Дауда, доля христиан, проживающих на Святой Земле, по отношению к общему числу местных жителей, сократилась за последнее столетие в десять раз.
Очередная волна насилия против христианского населения поднялась после неосторожных слов папы римского Бенедикта XVI (2005‒2016) об исламеxxx, вызвавших возмущение и осуждение в мусульманском обществе.
В сентябре 2006 г. были совершены нападения на семь христианских храмов в Секторе Газа и Западном берегу реки Иордан. Однако экстремисты совершали нападения на христиан до и после скандала из-за выступления папы [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Палестина – это, прежде всего, место рождения Иисуса Христа – Вифлеем, место его взросления – Назарет, место его вознесения – Иерусалим. Палестина связана с христианством и его пророком и посланником Иисусом Христом. На сегодняшний день в Палестине представлены все конфессии, в том числе около 55 000 христиан, которые являются неотъемлемой частью палестинского народа.
Христианство на Святой земле пережило периоды гонений, расцвета и упадка, когда находясь под властью захватчиков, оно было вынуждено выживать во враждебном окружении других религий. Постепенно христиане на Ближнем Востоке превратились в конфессиональное меньшинство. Христиане ощущают себя забытыми и брошенными на произвол судьбы христианским Западом, который не оказывает им сколько-нибудь серьезной помощи в вопросах защиты от еврейских фундаменталистов и мусульманских экстремистов, которые третируют христиан как прозападный элемент, забыв о цивилизационной роли христианства на Святой Земле. Христиане ощущают себя забытыми и брошенными на произвол судьбы христианским Западом, который не оказывает им сколько-нибудь серьезной помощи в вопросах защиты от еврейских фундаменталистов и мусульманских экстремистов, которые третируют христиан как прозападный элемент, забыв о цивилизационной роли христианства на Святой Земле.
По существующей официальной статистике немногим более 75% населения в основном арабского происхождения являются приверженцами ислама суннитского толка.
Идеологической основой деятельности ХАМАС является Исламская хартия, в которой изложены не только принципы борьбы с Израилем, но и положения о противодействии ООП, с особым акцентом на развертывании всеобщего джихада, т.е. вооруженной борьбы для возвращения оккупированных территорий.
По сей день этот регион является одним из самых «взрывоопасных» в мире. Проблема не только остается нерешенной, но и периодически значительно обостряется.
1. Ананских, И.А. Статус Палестины как непризванного государства / И.А. Ананских, А.А. Александрова // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 3. – С. 149-156.
2. Воробьева, И.А. Христиане Израиля и Палестины: проблемы существования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://book.ivran.ru/f/trudy-iosras2017-4block.pdf. – Дата доступа: 23.05.2018.
3. Давидов, Д.С. Сионизм и ислам / Д.С. Давидов // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – № 4. – 2017. – С. 109–112.
4. Другие достопримечательности Вифлеема [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.e-reading.club/chapter.php/1011625/16/Balandin_-_Pyatoe_evangelie._Chast_4._Ekzegetika_fakta.html. – Дата доступа: 23.05.2018.
5. Зуева, Н. А. Религиозно-идеологические аспекты экстремистской деятельности «ХАМАС» / Н.А. Зуева, А.Р. Губаев // Актуальные проблемы мировой и европейской политики: сборник научных статей. – Воронеж: Научная книга, 2017. – С. 184-190.
6. Косач, Г. Г. Политический ислам в Палестинском контексте: движение ХАМАС / Г. Г. Косач // Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке: сб. статей. — М., 2001 . — С. 112—146.
7. Кудрявцев, А.В. Концепция «исламского решения» ближневосточной проблемы / А.В. Кудрявцев // «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии (70–е – первая половина 80-х годов): сборник статей. – М.: Наука, 1987. – С. 76–79.
8. Кухарчик Г. Критическое положение христиан на Святой Земле [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.liubite.org/nr/ema_nomera/riticeskoe_polozenie_xristian_na.html. - Дата доступа: 23.05.2018.
9. «Стена аннексии», возводимая Израилем, представляет наибольшую угрозу для христиан Святой Земли [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.sedmitza.ru/text/5852780.html. – Дата доступа: 23.05.2018.
10. Степкин, Е.А. О проблеме ислама в Палестине / Е.А. Степкин // Вестник МГИМО. – Москва, 2015. – № 5. – С. 168–172.
11. Хартия ХАМАС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mislimar.info>liartiyaxamasa.html. – Дата доступа: 23.05.2016.
12. Фарах, Ф. Живые камни. Арабские христиане на Святой Земле / Ф. Фарах. – М.: Библос консалтинг, 2012. – 400 с.
13. Levin, M.K. Christians see what is happening to their brethren throughout the Middle East and want change. The Jerusalem Post, 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.jpost.com/Israel-News/Israeli-Arabs-Move-to-diffrentiate-Christians-an-attempt-to-divide-and-conquer-375909?rumbleredirect=1. – Дата доступа: 23.05.2018.
14. Porath, Y. The Palestinian Arab National Movement. From Riots to Rebellion / Y. Porath. – London, Totowa, N.J.: Frank Cass, 1978. – 185 p.
15. Said, Аli М. Modern Islamic Reform Movements. The Muslim Brotherhood in Contemporary Egypt / Ali M. Said, M.W. Wenner // Middle East Journal. – 1982. – № 3. – P. 336–361.