Введение
1. Характеристика нормативно-правовых документов, используемых в работе социального педагога
2. Уровни и проблемы в системе знаний родителей по вопросам нормативно-правовых документов
3. Методы и формы работы по повышению нормативно-правовой грамотности родителей
Заключение
Список используемых источников
Приложение А
Введение
Тема отклоняющегося поведения в кругу молодых людей, на настоящий момент, разобрана и изучена в большом числе трудов. Впрочем проблема важности нормативно-правовой грамотности в среде родителей воспитывающих подростка с отклоняющимся поведением не получила такого обширного исследования. Стоит сделать акцент на социокультурные условия, имеющие место в социуме, использовать средства к индивидуальной и социальной психологии, проработать существующие знания семейной психологии и психологии личности. Собственно, эта информация и даёт возможность понять, на чём следует основывать работу с подростка имеющим отклоняющиеся поведение и их семьями.
В прогрессивной психологии, понятие девиантного (отклоняющегося) поведения, означает отклонение в поведении субъекта от общепризнанных мерок принятых в сообществе. Следует сказать, что это явление разрастается, и количество ситуаций умножается ежегодно, эксперты уже сообщают о массовом характере, которое приобрело проявление отклоняющегося поведения и, в частности это затрагивает подростковую среду. Не приходится удивляться, что отклоняющегося поведение сегодня подвергается постоянному и пристальному вниманию экспертов самых разных сфер знания (медиков, психологов, педагогов, юристов и т. д.).
На сегодняшний день, итоги всех проведённых исследований (медицинских осмотров, психологических тестирований, опросов социологов и юристов) сообщат об одном – здоровье (как физическое, так и психологическое) нынешних подростков стало существенно хуже и не прекращает изменяться к худшему. Прослеживается усиление страсти подростков ко всевозможным искушениям (курение, алкоголь. наркотические вещества и т. д.). случается это во многом потому, что в современном мире все эти искушения достаточно легкодоступны и распространены.
Актуальность исследования заключается в огромном влиянии на формирование поведения ребёнка, среды, в которой воспитывается подросток. Те навыки и формы взаимодействия, которые формируются у ребёнка в процессе семейного воспитания, крайне трудно поддаются коррекции, особенно во взрослом возрасте. Также, семья выступает для человека своеобразным шаблоном общества. Тут формируются и прорабатываются все те основы социального взаимодействия, которые будут у ребёнка в будущем.
Именно из-за значительной роли семьи в здоровой адаптации личности в обществе, следует уделить большое внимание вопросу нормативно-правовой грамотности родителей, особенно, если в семье у ребёнка уже наблюдается отклоняющееся поведение.
1. Характеристика нормативно-правовых документов, используемых в работе социального педагога
Дети, их родители и учителя обращаются за помощью и советом к педагогу социальному в тяжелые часы своего существования. поддержать словом и делом, способствовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, при надобности произвёл переоценку своих жизненных ценностей – основная миссия педагога социального [20, с. 15].
Важное место в рабочей практике педагога социального занимает социальное посредничество – способствование разрешению появившихся трудностей в системе общественных взаимодействий подопечных, участие в розыске и мобилизации средств, включении подходящих специалистов и организаций для предложения нужной поддержки.
Социальному педагогу выделена существенная роль и в исполнении функций опеки и попечительства: роль в подборе опекунов, приемных и замещающих родителей, их инструктаже и обучении, сопровождение этих семей [13, с.8].
Современный педагог социальный должен быть активным в информационно-пропагандистской и рекламной работе, разъясняющей принципы и возможности социально-педагогической помощи и услуг.
Педагогу социальному важно обладать особым запасом познаний и способов для грамотного воплощения всяческих типов его деятельности, так как социально-педагогическая работа касается юридические, медицинские, психологические, педагогические, экономические, социальные, экологические и другие аспекты. Вследствие чего от педагога социального потребуется нужная компетентность по немалому спектру тем, а вдобавок навык располагать к себе, содействовать конструктивному диалогу, консультировать.
В собственном профессиональном процессе педагог социальный обладает правом:
Определять в границах своей компетенции конкретные цели и задачи занятия с детьми, подростками, со важными для них взрослыми и выполнять их намерение в границах личной профессиональной ответственности, зоне ответственности учреждения образования и нужд микрорайона [15, с. 34].
Исходя из определенных критерий функционирования учреждения и специфик его состава, предопределять направленности, ценности, формы и методы работы.
В сфере нужной для работы компетенции знакомиться с важной документацией учреждения и частными делами учеников.
Обращаться в учрежденном распорядке с запросами в медицинские, правовые учреждения, органы районной исполнительной власти, общественные организации по проблемам охраны прав и правомочных интересов учащихся, оказания информационно-педагогической поддержки.
2. Уровни и проблемы в системе знаний родителей по вопросам нормативно-правовых документов
Ранее уже отмечалось, что к педагогу социальному различные категории участвующие в образовательном процессе граждан, обращаются в сложных спорных ситуациях. Однако, как показывает практика, основу работы социального педагога составляют подростки имеющие отклоняющееся поведение и их семьи.
Для того, чтобы лучше определить значимость работы педагога социального, в том числе и в отношении повышения уровня нормативно-правовой грамотности родителей, воспитывающих подростков имеющих отклоняющееся (девиантное) поведение, следует выяснить, что собственно данный тип поведения из себя представляет [14,с 67].
Девиантное поведение (от лат. deviation – отклонение) – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. Например, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Не всегда проявляется в негативном выражении. Также девиацией является одаренность, чрезмерная доверчивость, открытость в сообществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя (Леонова И.В.).
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения (Эмиль Дюркгейм) [23,с. 44].
3. Методы и формы работы по повышению нормативно-правовой грамотности родителей
Причина этого отклонения в поведении подростков лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия несовершеннолетних с окружающим миром, родителями, педагогами, сверстниками и самим собой. Причиной отклоняющегося поведения несовершеннолетних, асоциального образа жизни, противоправного поведения может являться правовая безграмотность воспитывающих их лиц. Поэтому существует необходимость создания условий для развития повсеместной пропаганды правовой грамотности среди родителей и опекунов воспитывающих подростков и в особенности подростков с отклоняющимся поведением [4,с. 52].
Основы воспитания ребенка закладываются в первую очередь в семье, поэтому надлежащее семейное воспитание является неотъемлемым фактором профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Нормативно-правовое образование родителей направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного и качественного воспитания несовершеннолетних [23, с. 46].
Задачи необходимые для реализации при повышении нормативно-правовой грамотности родителей, воспитывающих подростков с отклоняющимся поведением:
– обеспечить родителей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;
– развивать правовое самосознание родителей и лиц их замещающих;
– формировать у родителей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и своего ребёнка;
– развивать у родителей, воспитывающих подростка с отклоняющимся поведением, навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Направление работы по повышению нормативно-правовой грамотности родителей, воспитывающих подростков с отклоняющимся поведением:
1. Работа с нормативными и руководящими документами:
– оформление программ правого воспитания,
– организация работы Совета профилактики.
Заключение
В зависимости от тех обстоятельств, которые встречаются в жизни подростка, он формирует свои действия и реакции. Базируются они на особой субъективной оценке, тех фактов и явлений, которые встречаются в жизни подростка. Очень часто, из-за того, что в подростковом возрасте, происходит перестройка личности ребёнка и значимыми иными выступают уже не родители и учителя, а релевантная группа сверстников, поведение ребёнка может приобрести черты отклоняющегося. Однако семья всё же играет большую роль в укоренении или ослаблению девиантной формы поведения подростков. Разумеется, в большую роль тут играет уровень нормативно-правовой грамотности, который имеется у членов семьи, а также, те формы отношений, которые существуют и используются, между членами семьи. Общеизвестно, что часто родители не понимают и не видят логики в действиях своего ребёнка-подростка, в особенности с отклоняющимся поведением.
Неоценима роль, которую играет в предупреждении девиантного поведения подростка семья в целом и каждый родитель в частности. Как уже было сказано, отрицательный пример поведения родителей, формирует у ребёнка отклоняющееся поведение. Такой же эффект может наступить и при нормативно-правовой безграмотности родителей.
Весьма часто и во вполне благополучной семье у ребёнка проявляются девиации поведения. Это как раз тот случай, когда, не имея грамотной информации и сопровождения, родители могут не просто не суметь наладить нормального взаимодействия с ребёнком, но и потерять его. Очень важно повышать нормативно-правовую грамотность родителей и оказывать сопровождение семье, в которой воспитываются подростки. Для коррекции девиантного поведения, если оно уже наблюдается, и, для профилактики, если проблем с поведением ребёнка ещё нет.
Как показали результаты анкетирования, родители напрямую влияют на ребенка через то, чему его учат, и то, что он слышит от них. Сознание ребенка формируется сознанием его родителей. В том числе и мысли, и оценочные суждения, и эмоции его родителей весьма сильно влияют на ребёнка. Если ребёнок регулярно сталкивается с конфликтами, которые возникают между взрослыми членами семьи – он учится подобным образом взаимодействовать с обществом, в особенности со своими сверстниками.
1. Антонова, Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Л.Н. Антонова // Педагогика. – №9. – 2010. – С. 28–33.
2. Белов, В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвидным поведением / В.Г. Белов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – №7. – 2010. – С. 11–17.
3. Белов, В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков. / В.Г. Белов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – №2. – 2010. – С. 43–46.
4. Бочаров, В.В. Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами / В.В. Бочаров // Психология, социология, педагогика. – Вестник Санкт-Петербургского университета. – №12. – 2010. – С. 116–124.
5. Валиахметов, Р.М. Опыт социологического исследования проблемы суицида / Р.М. Валиахметов // Вестник общественного мнения. – №1 – 2010. – С. 65–89.
6. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Ю. В. Василькова. – М. : Академия, 2001. – 160с.
7. Дернова-Ярмоленко, А.А. Воспитание дошкольника / А.А. Дернова-Ярмоленко // Психология, социология, педагогика. – Вестник Санкт-Петербургского университета. – №12– 2010. – С. 32–396.
8. Зозырева, Э.А. Как определить подростков группы риска / Э.А. Зозырева // Профессиональное образование. – Столица. – №10. – 2010.– С. 40–41.
9. Калашкова, А.Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения / А.Г. Калашкова // Социальная педагогика. – №2. – 2010.– С. 44–47.
10. Качанова, О.Б. Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения. / О.Б. Качанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – №5. – 2010. – С. 33–38.
11. Курсоносова, Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением / Л.И. Курсоносова // Работник социальной службы. – №5. – 2008. – С. 51–79.
12. Лемиш, Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей / Д. Лемиш // Пер. с англ. С.Д. Тереховой. – М.: Поколение, 2007 – 304с.
13. Леонова, И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей / И.В. Леонова // Педагогика. Психология – «Знание. Понимание. Умение». – №2 – 2009. – С. 10–20.
14. Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика,1984. – 200с.
15. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Программа курса / А. В. Мудрик // АПСН. Московский психолого-социальный институт. – М.; Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1997. – 32 с.
16. Николаева, Н.В. Игровые технологии при обучении детей с девиантным поведением / Н.В. Николаева // Среднее профессиональное образование. – 2010. – №10. – С. 14–16.
17. Николаева, Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход / Н.В. Николаева // Среднее профессиональное образование. – №8.– 2010. – С. 39–42.
18. Новичкова, Н.Г. Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях / Н.Г. Новичкова // Сибирский педагогический журнал. – №7. – 2009. – С. 121–125.
19. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? / В.И. Новосельцев // Директор школы. – №9. – 2003. – С. 13–18.
20. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. 031300 – Соц. педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М. : Академия, 2002. – 256 с.
21. Справочная книга социального педагога [Текст]: справочное издание / ред.- сост. Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2005. – 479с.
22. Чибышева, У.Б. Проектная деятельность «Семьи» г. Балашов / У.Б. Чибышева // Социальная работа. – №4. – 2009.– С. 38–39.
23. Шипунова, Т.В. Толерантность и социальный контроль девиантности: современные тенденции / Т.В. Шипунова //Вестник Санкт-Петербургского университета. – №2. – 2010. – С. 32–39.
24. Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением / Т.И. Шульга // Социальная педагогика. – №3. – 2010.– С. 109–121.
25. Хрестоматия по социальной педагогике : Учеб. пособие для педвузов / Сост. М. А. Дыгун, Л. В. Исмайлова. – Мозырь : Белый ветер, 1998. – 208 с