Введение
Глава 1. Интонационные стили речи преподавателя
1.1. Интонация и ее функции
1.2. Фонетические особенности официального и неофициального интонационных стилей
Глава 2. Просодические характеристики речи преподавателя английского языка
2.1. Требования к речи преподавателя
2.2. Фонетическая сторона речи преподавателя
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Интонация любого языка отвечает за внешнее оформление предложения. У каждого языка есть своя особая, характерная для него интонация, заметно отличающаяся от интонации других языков. Вследствие сильно выраженного аналитического характера английского языка, интонация в нем играет особенно важную роль.
Актуальность темы характеризуется значительным интересом к интонации в целом и к ее отдельно взятым параметрам в современной лингвистике. В настоящее время просодия звучащей речи анализируется в различных аспектах: лингвистическом, коммуникативно-информативном и социальном. Интонационный уровень имеет зачастую первостепенное значение в формировании высказывания, определении его языковой, речевой и коммуникативной функции. В интонационном анализе высказывания важным является вопрос о роли просодии в передаче смысла, то есть необходимо не только выявить конкретные интонационные модели, но и выявить зону допустимой вариативности просодических характеристик в создании вариантов блоков языковых объединений, реализующих функцию воздействия на адресата. Например, существует ряд экспериментально- фонетических исследований, где выделяются элементы просодии, соотносимые с выражением конкретных эмоций [19;20;21].
Также имеются исследования в области публичной речи, отмечающие ее просодические особенности, реализующие функцию воздействия на аудиторию [10;13;17].
Объектом курсовой работы являются устные инструкции в английском языке.
Предметом курсовой работы являются просодические характеристики устных инструкций преподавателя в английском языке.
Цель курсовой работы - рассмотреть фонетические характеристики речи преподавателя английского языка.
ГЛАВА 1 ИНТОНАЦИОННЫЕ СТИЛИ РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1.1 Интонация и ее функции
В мире не существует языков, которые были бы монотонны, то есть без изменения просодических параметров. Существуют различия в функционировании интонации в разных языках.
Отечественные лингвисты сходятся во мнении, что на перцептивном уровне интонация представляет собой единство, которое образуется взаимосвязанными друг с другом компонентами, такими как мелодика, интенсивность и длительность, темп. Некоторые исследователи включают также тембр и паузы.
Ж. Марузо сравнивает интонацию с мелодией речи, определяя ее как «изменения высоты звука в речи образующие то, что называют в самом общем виде интонацией». [18, с. 265].
В других же лингвистических и фонетических исследованиях интонация рассматривается как более сложное единство, обнаруживающее составляющие ее компоненты.
Интонация является «сложным единством четырех коммуникативно-значимых компонентов: мелодики, фразового ударения, темпорального компонента, включающего ритм и паузацию, тембра голоса. Это комплексное единство в сочетании с соответствующими грамматическими и лексическими структурами предложения используется для адекватной передачи мыслей, желаний, эмоций и отношения говорящего к действительности или к высказыванию» [6, с. 290].
А. М. Пешковский под интонацией понимает способ выражения мысли, представляющий собой не что иное, как логическое, психологическое, ритмическое или грамматическое ударение.
ГЛАВА 2 ПРОСОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Требования к речи преподавателя
Личность педагога в образовательном процессе имеет огромное значение, накладывает большую ответственность и требует постоянной работы над собой. Для достижения совершенства, преподавателю необходимо постоянно совершенствоваться не только в знания своего предмета, но и в технике его преподавания.
При любом подходе к определению содержания техники преподавателя имеется ряд элементов неотъемлемых элементов:
- саморегуляция технической деятельности (самоконтроль, выдержка), управления внутренним самочувствием;
- культура общения преподавателя со студентами;
- владение речью (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонационная гибкость, эмоциональная выразительность и т.д.);
- выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, внешний вид педагога);
- овладение вниманием аудитории.
Важнейшей составной профессионального мастерства современного преподавателя является устная речь. Она не только является средством раскрытия сущности того или иного предмета, но и средством выражения отношения преподавателя к явлениям, событиям, речь воздействует на формирование личностных качеств учащихся, раскрывает личность самого педагога.
Для полноценного выполнения педагогических задач, речь преподавателя должна соответствовать определенным требованиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании поставленных во введении задач были рассмотрены функции и определение интонации, которая представляет собой комплекс сверхсегментных характеристик, который составляет функциональное единство определённых средств, таких как мелодика, интенсивность, темп, тембр, пауза, логическое ударение. Интонации выполняет множество функций, основными из которых являются функция членения, разграничительная функция, функция выражения синтаксических отношений, актуального членения предложения, модальная функция, художественная функция.
В аспекте рассмотрения официального и неофициального фонологического стиля установлено, что обеспечению адекватного понимания, интерпретации и восприятия речи коммуникантами способствует стилистически грамотная организация и построение суждений в соответствии с типовыми сферами и стилями общения. Высказывания каждого стиля обусловлены обстановкой общения: спецификой взаимоотношений и социально-статусных ролей коммуникантов, стиле-коммуникативными функциями, средствами актуального членения и стилистическим материалом.
Требования к речи преподавателя состоят в ясности вложенной в нее мысли, выразительности слов и интонаций, четкости произношения и чистоте, грамматически правильным оформлением, богатством языковых форм. В речи преподавателя должны преобладать простые, неосложненные предложения, которые легче воспринимаются студентами/учениками. Все эти требования помогают разнообразить способы выражения мысли, добиться правильности и избежать монотонности речи, а богатый лексический состав речи преподавателя дает возможность выражать разнообразные чувства и мысли.
1. Антипова, А.М. Ритмическая система английской речи /А.М. Антипова.– М.: Высшая школа, 1984.– 254 с.
2. Аракин, В. Д. Практический курс английского языка. 1 курс: учеб. для студентов вузов / В.Д. Аракин и др.; под ред. В. Д. Аракина. – 6 изд., доп. испр. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 536 с.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахманова. – М.: Едиториал УРСС, 2004.
4. Блох, М.Я. Просодия в стилизации текста / М.Я. Блох, Е.В. Великая. – М.: «Прометей» МПГУ, 2012. – 120 с.
5. Букатов, В. М. Учителю о режиссуре / В.М. Букатов// Педагогика. 1996. –№ 3. – С. 54–60.
6. Васильев, В.А. Фонетика английского языка. Нормативный курс: учебник для институтов и факультетов иностранных языков - 2-е изд., перераб. / В.А. Васильев. – М.: Высшая школа, 1980. – 256 с.
7. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. –М., 2012.– 538 с.
8. Гайдучик, С.М. Фоностилистический аспект устной речи: Автореф. дис. … доктора филол. наук / С.М. Гайдучик. – Ленинград, 1973.– 20 с.
9. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М.: Высшая школа, 1988. – 320 с.
10. Динцис, А.В. Просодические и кинесические средства реализации функции убеждения (на материале английского публичного судебного монолога) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / А.В. Динцис. – М., 2004. – 367 с.
11. Дубовский, Ю.А. Анализ интонации устного текста и ее составляющих /Ю.А. Дубовский. – Минск, 1978.– 140 с.
12. Евсеева, И.В. Современный русский язык: курс лекций / И.В.Евсеева, Т.А.Лузгина, И.А.Славкина, Ф.В.Степанова; Под ред. И.А.Славкиной; Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск,2007. - 642 с.
13. Кожедуб, Н.В. Просодическая реализация убеждения как одного из видов речевого воздействия в судебной речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Н.В. Кожедуб. – Н. Новгород, 2005. – 24 с.
14. Короткевич, М.Н. Просодия стилистических разновидностей побуждения в современном английском языке: Автореф. дис. … канд. филол. наук / М.Н. Короткевич. – Минск, 1982. – 20 с.
15. Красных, В. А. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций /В.А. Красных.– М., 2001.– 14 с.
16. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. –СПб., 2014 [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/info/bts.
17. Мажар, Е.Н. Аффективно-манипулятивный компонент ораторской речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.Н. Мажар. – М., 2005. – 18 с.
18. Марузо, Ж. Словарь лингвистических терминов / Ж. Марузо ; пер. с фр. Н.Д. Андреева. – М. : УРСС, 2004. – 436 с.
19. Мацкевич, Е.Э. Фонетические средства выражения желания в современном немецком языке: (экспериментально-фонетическое исследование) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.Э. Мацкевич. – Н. Новгород, 2004. – 167 с.
20. Николаева, Е.Ю. Просодические средства выражения вежливости в современном немецком языке: (экспериментально-фонетическое исследование) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.Ю. Николаева. – Н. Новгород, 2005. – 19 с.
21. Паршин, А.Ю. Просодические средства выражения презрения в современном английском языке [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / А.Ю. Паршин. – Н. Новгород, 2004. – 18 с.
22. Переворская, Е. И. Фонетические средства эффективности речевой коммуникации педагога / Е. И. Переворская, В. А. Золотаревская [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://bo0k.net/index.php?p=achapter&bid=8599&chapter=1.
23. Пешковский, JI. M. Русский синтаксис в научном освещении / Л.М. Пешковский. -М.: Учпедгиз, 1938. - 451с.
24. Родионова О.С. Интонационная подсистема – компонент системы языка/ О.С. Родионова и др. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001.– 315 с.
25. Светозарова, Н.Д. Интонационная система русского языка. Монография /Н.Д. Светозарова.–Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. - 176 с.
26. Соколова, М. А. Практическая фонетика английского языка: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений /М.А. Соколова [и другие]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.
27. Стернин, И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / И.А. Стернин. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С. 116–129.
28. Торсуев, Г. П. Обучение английскому произношению /Г.П. Торсуев. – М.: Уч. пед. гиз, 1956. – 224 с.
29. Фрейдина, Е.Л. Публичная речь и ее просодия /Е.Л. Фрейдина. – М.: «Прометей», 2005. –235 с.
30. Цеплитис, А. Н. Анализ речевой интонации /А.Н. Цеплитис. – Рига, 1974. - 272 с.
31. Черемисина, Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь [Текст] / Н. В. Черемисина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Русский язык, 1989. - 241 c.
32. Щерба, Л. Б. Языковая система и речевая деятельность / Л.Б.Щерба– . М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.
33. Batteux, C. De la construction oratoire / С. Batteux. - Paris, 1763.
34. Crystal, D. Prosodic systems and intonation in English /D. Crystal.– London: Cambridge University Press, 1969.– 328 p.
35. Fries, C.C. English Pattern Practices: Establishing the Patterns as Habits [Text] / C.C. Fries, R. Lado. – Ann Arbor: University of Michigan Press, 1958. – 338p.
36. Jones, D. Everyman's English Pronouncing Dictionary /D.Jones. – New York: E.P. Dutton & Co. Inc., 1956. – 594 p.
37. Pike, K. L. The Intonation of American English. University of Michigan Papers in Linguistics I / K.L. Pike.– Ann Arbor: University of Michigan Press, 1945.
38. Roach, P. English Phonetics and Phonology. A Practical Course / P. Roach. – Cambridge : Cambridge University Press, 1991. – 262 p.