Введение
1. Специфика предпринимательской деятельности в сфере культуры
1.1. Место предпринимательства в сфере культуры
1.2. Виды предпринимательства
2. Организационно – правовые формы предпринимательства
3. Оценка эффективности предпринимательской деятельности и перспективы предпринимательства в сфере культуры
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство - ключевой элемент современной рыночной экономики, который способствует образованию регулируемого, социально - ориентированного рыночного механизма, поддержанию здоровой конкуренции, обеспечению предпосылок для быстрого и постоянного экономического роста.
Изменение социально - экономической структуры социума при переходе от административно - командного механизма управления экономикой к рыночным осуществляется во всех отраслях и сферах. Но динамика и масштабы процессов заметно отличаются друг от друга в общественной сфере, хозяйственно - производственных отраслях и народно - хозяйственных комплексах. Это объясняется спецификой их назначения в социально - экономической структуре общества.
Организации сферы культуры по своей природе, формированию и развитию предопределены существовать на техническом и финансовом обеспечении государственно - общественных структур, выполняя интеллектуально - эстетические функции по распространению и развитию моральных, художественных ценностей человеческого сообщества, информационно - исторических монументов, опыта и традиций поколений в сохранении окружающей среды. По своей сущности и содержанию данные функции не могут осуществляться полностью на предпринимательской основе. Они предполагают общественно - государственную масштабность и социальную направленность движения ресурсов воспроизводства объектов культуры.
Предмет исследования – предпринимательская деятельность в сфере культуры.
Цель работы: рассмотреть сущность и специфику предпринимательской деятельности в сфере культуры.
Из цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы предпринимательской деятельности;
- определить сущность и принципы предпринимательства;
- охарактеризовать основы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
- изучить виды предпринимательства;
- выявить специфику правового обеспечения предпринимательской деятельности в сфере культуры;
- проанализировать перспективы предпринимательства в сфере культуры.
Актуальность исследования развития предпринимательской деятельности некоммерческих учреждений культуры обусловлена потребностями экономического и научного характера.
В условиях перехода к рынку культура не может быть изолирована от данного процесса. Она становится частью рыночной экономики и поэтому должна существовать по ее законам. Знание этих законов даст возможность противостоять коммерциализации, найти пути сохранения культурных сфер, повысить уровень заработной платы работников, создать возможность для повышения квалификации кадров.
1. СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
В системе рыночной экономики важным для учреждений культуры является вопрос их развития с помощью предпринимательской деятельности, предлагая потребителю те услуги, которые пользуются наибольшим спросом. Успех предпринимательства зависит в основном от правильно выбранной сферы деятельности, стратегии и тактики управления.
Предпринимательство – инициативная, основанная на новой коммерческой идее, деятельность, которая на основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует и на основе личной заинтересованности развивает ту или иную форму добычи материальных или духовных благ в сфере производства.
Предпринимательство в культуре – это деятельность собственника или уполномоченных им лиц по организации разработки, производства и реализации услуг и продуктов культурного и информационного назначения в целях достижения социального эффекта и увеличения доходов от разных видов деятельности [16].
Сфера культуры – сфера, как правило, некоммерческой деятельности. Главная особенность управления в сфере культуры заключается в том, что деньги здесь появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных инстанций: органов власти, спонсоров, благотворительных организаций, меценатов.
Предпринимательская деятельность в культуре имеет особенности в зависимости от отраслевой принадлежности, от статуса организации и, конечно же, от развитости рынка.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Организационно - правовая форма предпринимательской деятельности – комплекс материальных и организационных различий, способов образования имущественной основы, принципов интерактивности собственников, учредителей, участников, их обязанностей друг перед другом и сторонами [17, с. 85].
Правовое регулирование строится на таких аспектах как: закон, право, юридическая ответственность, нормативно-правовой акт.
В качестве субъектов предпринимательства закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» называет физических лиц -граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, а также коллективы предпринимателей.
Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, не достигшие совершеннолетия (за исключением членов кооперативов, которыми могут быть граждане с 6 лет). Предпринимателями в Беларуси не могут быть должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и суда.
К обязанностям предпринимателя относится выполнение всех обязательств, предусмотренных законодательством заключенными им договорами, заключение договоров и контрактов с гражданами, принимаемыми на работу по найму, оплата труда своих работников в размерах не ниже установленного минимального уровня, внесение в фонд социального страхования отчисления по страхованию своих работников в установленных размерах, своевременная уплата налогов и других установленных платежей в бюджет.
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наряду с развитием рыночных отношений расширяется и сфера коммерческой активности, охватывая обмен товарами, не только материального производства, но и интеллектуальной деятельности. Фактически невозможно найти область предпринимательской деятельности, в которой коммерческие структуры не играли бы немало важной роли [13, с. 17].
В Беларуси XXI века мир, согласие и порядок во многом обеспечиваются за счет реализации последовательной социокультурной политики. При этом учитываются ключевые мировые тенденции развития социокультурной сферы:
- рост взаимозависимости стран на планете (открытость границ и рынков, усиление миграционных потоков и др.);
- формирование общего культурного фонда цивилизации;
- дальнейшие индустриализация и коммерциализация культуры (выпуск произведений литературы и искусства в промышленных масштабах, конкурентная борьба за потребителя и др.);
- непрерывное увеличение влияния на общество информационно-коммуникационных технологий;
- обострение старых и возникновение новых вызовов и угроз мировому сообществу.
В условиях рыночных отношений осуществляют свою деятельность современные учреждения культурной сферы.
Главную роль в расположении финансовых средств в культурной отрасли играют государственные органы и органы местного самоуправления. Бюджетное финансирование - это главный материальный ресурс учреждений культуры. Оно покрывает почти все затраты: содержание зданий, коммунальные платежи, минимальная заработная плата, покупка необходимых средств. Но этого финансирования, естественно, недостаточно, чтобы исполнять в полном объеме все функции учреждений культуры.
Дефицит бюджета, отсутствие других источников финансовой помощи некоммерческих учреждений, отсутствие конкретных приоритетов в развитии культуры приводят к тому, что учреждения культурной сферы занимаются частной деятельностью [19].
Коммерческая деятельность – следствие финансирования, которого недостаточно, и вмешательства рынка в культурную среду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводят к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства.
Деятельность в культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности и форм собственности, а также частными лицами. Спектр таких организаций довольно широк и в силу социальной значимости самих услуг, они могут оказываться одновременно на разных по величие территориях, разным категориям граждан и слоям населения.
Производимые в культурной сфере блага - это, в первую очередь, интеллектуальные продукты и услуги.
Существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводит к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики. К ним относятся: ограничения рыночного характера, которые обусловлены высокой социальной значимостью ряда культурных благ и услуг и необходимостью государства обеспечить стандарты культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивый, неравномерный, а порой низкий потребительский спрос населения на культурные блага и услуги.
Предпринимательская деятельность на современном этапе развития рыночных отношений является одним из основных источников финансирования сферы культуры. Рыночные отношения, влияющие на изменение психологии общества и внедряющие новые типы социальных и нравственных ценностей, привели к весьма успешным с коммерческой точки зрения явлениям, таких как шоу-бизнес, бизнес в сфере изобразительного искусства и антиквариата, антрепризные театры и т.д., удовлетворяющих спрос определенных слоев современного белорусского общества.
Для развития в Республике Беларусь предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в Республике Беларусь должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары и получать за это материальное и моральное вознаграждение.
В этой связи предпринимательство более правильно определять, как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги культурной сферы, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства. Акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.
1. Кодекс Республики Беларусь «О Культуре» от 20 июля 2016 г. № 413–З
2. Евсеев И.Н. Основы предпринимательства. М.: Изд-во “КОНСЭКО", 2008. - 592 с
3. Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательской деятельности – Гомель – 1998 – ГКИ ЦНТН «Развитие» — с. 13
4. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры [Текст]: учебное пособие/ Л. С. Жаркова - М: МГУКИ, 2010. – 216 с
5. Догиль, Л. Ф. Предпринимательство и малый бизнес / Л. Ф. Догиль. - Минск: Высшая школа, 2008. - 264 с
6. Культурная спадчына, менеджмент, маркетынг. Іх роля ў развіцці музея: матэрыялы навукова - практычнай канферэнцы (Мінск, 1 снежня 2009 г.) / Нацыянальная бібліятэка Беларусі. - Мінск, 2010
7. Страдов, Г. М. Предпринимательская деятельность в сфере культуры : курс лекций в электронном виде / Г. М. Страдов. – Минск: Современные знания, 2008. – 89 с
8. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003
9. Никитенко, П. Предпринимательство в белорусской институциональной модели / П. Никитенко // Общество и экономика. - 2005. - № 9. - С. 82 - 112
10. Организация предпринимательской деятельности / С. И. Грядов, П. Е. Подгорбунских, В. А. Удалов и др. - Москва: КолоС, 2003. - 416 с
11. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 28.05.1991 г., № 813-XII // Ведомости Верховного Совета РБ. - 1991. - № 19
12. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 413с
13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 308 от 12 марта 2010 года "Об утверждении Положения о попечительском совете организаций культуры".
14. Экономический бюллетень: Журнал. / Мн.: НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2000 — №8. – с. 51
15. Устюжанина Л. В. Проблема формирования и регулирования рыночных отношений в сфере культуры и досуга [Текст] / Л. Устюжанина // Культура: управление, экономика, право. - 2003. - № 1
16. Шекова Е. Л., Управление учреждениями культуры в современных условиях: Учебное пособие. – СПБ.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 416 с
17. Экономическая теория. Конспект лекций / Е.В. Васильева., Т.В. Макеева. - Москва: КолоС, 2009. - 116 с
18. Яковлев Г.А., Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2005
19. www.belta.by (Дата обращения: 29.05.2018)