1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Проблема и проблемная ситуация
Важнейшей социально-демографической группой социума являются женщины, они вместе с мужской частью населения в своей совокупности составляют единый социальный организм, осуществляющий многообразие социальной функции, в т.ч. социально-экономическую, реализуемую на рынке труда.
Проблему женской занятости многие российские экономисты Б.М. Генкин [3], С. Суханов [8], Г.Г. Силласте [9], Н.В. Зубаревич [10], Н. Вишневская [11], З. Хоткина [12] и другие авторы. Современное состояние и особенности регулирования труда молодежи и женщин на региональном уровне рассматривалась П.А. Чукреевым [13], Л.И. Старовойтовой [14] и другими.
Как одну из наиболее важных и серьезных можно выделить проблему адаптации и социальной самореализации у женщин и девушек в условиях социально-экономической нестабильности.
В. Зливкова и С. Яковенко, обнаружили устойчивые образцы поведения молодых женщин и девушек в ситуации с высоким уровнем неопределенности [4].
Для них были характерны:
- нереалистичность притязаний, в соответствии с которыми приемлемой считалась работа хорошо оплачиваемая, легкая, престижная, «быть на виду», с коротким рабочим днем;
- ожидание удачи;
- боязнь получить отказ, делающая трудными любые обращения к другим людям и усиливающая комплекс «обреченной на неудачу» при каждом отказе;
- смирение с доминированием мужчин во всех областях деятельности [4].
Обоснование этих и других причин позволяет понять, что заставляет волевых, способных и энергичных девушек, «маскировать» свой ум и талант и казаться существами наивными, недалекими и чрезвычайно инфантильными.
2 ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа
Основной метод сбора информации – анкетный опрос, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. Анкетирование позволяет собрать достаточно большой объем необходимой социологической информации за короткий срок.
2.2 Определение выборочной совокупности исследования
В данном социологическом исследовании выборочная совокупность формируется методом случайного отбора. В выборочную совокупность должны войти молодые женщины в возрасте 18-31 год.
Взять статистические данные по могилёвской области
Генеральная совокупность – 1000 человек, выборочная совокупность должна составить:
Используемая в данном исследовании выборка является целевой. Каждый респондент, входящий в выборку, должен находиться в возрасте от 18 до 31 года включительно, быть женщиной. При отборе респондентов в выборку необходимо обеспечить примерно равное распределение их по возрасту. Выборку исследования составят молодые женщины в возрасте 18-25 лет – 500 человек и в возрасте 26-31 года – 500 человек.
1. Адамчук, В.В. и др. Экономика и социология труда Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина - М.: ЮНИТИ, 2000. – 407 с.
2. Арутюнян, М.Ю. Проблема двойной идентичности: особенности традиционного конфликта «семья-работа» / М.Ю. Арутюнян, О.М. Здравомыслова // Личность и семья в эпоху перемен. – М., 1994. – 176 с.
3. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда Учебник для вузов. - М.: Норма–Инфра М, 1999. - 384 с.
4. Колосова, Р.П. Открытая экономика и занятость / Р.П. Колосова // В кн.: Государственная политика на российском рынке труда. – М.: Экономика, 2001. – 294 с.
5. Калибеков, Д. Современные проблемы молодежи. // «Вопросы экономики» - 2005 - №8 - С. 18-25.
6. Раковская, О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / О.А. Раковская – М.: Наука, 2003. – 192 с.
7. Терновская, О.П. Гендерные различия в представлениях о месте работы в жизни женщины / Ежегодник Росс. психологического общества: Материалы 3 го Всероссийского съезда психологов. В 8 т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – Т. 7.
8. Суханов, С., Безденежных, Т. Женщины на рынке труда // Человек и труд. – 1999. – №3. – С. 23-24.
9. Силласте, Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе. // Социс. 1998. – №4. – С. 58-65.
10. Рощин, С.Ю., Зубаревич, Н.В. Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в контексте целей развития тысячелетия: доклад 2005 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа undp.ru/Gender-MDG-rus.pdf – Дата доступа: 17.06.2016.
11. Вишневская, Н., Нестандартные формы занятости в странах с развитой рыночной и переходной экономикой / Н. Вишневская // Труд в Казахстане. – 2005. – 11. – С. 36-53
12. Хоткина, З. Гендерная асимметрия в сфере занятости / З. Хоткина // Материалы I Российской летней школы. – М., 1997.
13. Занятость населения и ее регулирование / П.А. Чукреев, Е.В. Корытова – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. – 212 с.
14. Старовойтова, Л.И., Золотарева, Т.Ф, Занятость населения и её регулирование: Учебное пособие для студентов вузов. / Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золоторева – М.: Изд-во «Академия», 2001.
15. Спрос и предложение по профессиям, востребованным на рынке труда РБ на 01.12.2015: Министерство труда и социальной защиты РБ. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru. – Дата доступа: 17.06.2016.
16. http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/ofitsialnye-publikatsii_7/index_585/ – Дата доступа: 17.06.2016.
17. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов/ Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2003. – 168 с.
18. Климов, Е.В. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
19. Куровская, С.Н. Социально-педагогические основы профориентации: пособие / С.Н. Куровская. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 321 с.
20. Харченко, К.В. Социология управления: от теории к технологии: учебное пособие / К.В. Харченко. – Белгород: Обл. типография, 2008. – 160 с.
21. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М.: Наука, 1972. – 266 с.