1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Проблема и проблемная ситуация
1.2 Определение объекта и предмета исследования
1.3 Постановка целей и задач исследования
1.4 Выдвижение гипотезы
1.5 Основные понятия, их интерпретация и операционализация
2 ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа
2.2 Определение выборочной совокупности исследования
2.3 Рабочий план исследования
2.4 Инструментарий
Список использованных источников
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Проблема и проблемная ситуация
Одни из самых важных вопросов, который возникает в жизни человека, является вопрос правильного профессионального самоопределения и выбора профессии. Эта проблема довольно актуальна в настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, а также с радикальными изменениями на рынке труда. Это означает, что старшеклассникам становится все труднее оценить свои профессиональные перспективы, найти отправную точку в развитии профессионального и личностного самоопределения и сформировать устойчивую структуру интересов, которая выступает одним из необходимых условий самоопределения [3, с. 116].
Сейчас многие будущие студенты, а также их родители, озабочены одним вопросом: какое образование получить, чтобы быть востребованным на рынке труда страны и не оказаться безработным. При выборе своей профессии школьникам стоит обратить внимание на то, насколько она востребована в реальности. Многие считают престижными и самыми востребованными специальности в сферах экономики и юриспруденции, однако, на сегодняшний день это далеко не так. Сегодня рынок труда Беларуси испытывает традиционный дефицит медиков и избыток экономистов.На рынке не хватает инженеров и не востребованы психологи. Об этом свидетельствует анализ спроса и предложения по профессиям, востребованным на рынке труда республики. По данным управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты, на 1 декабря 2015 года в городской местности статус безработного был у 18 врачей, а потребность в них (исходя из количества вакансий, заявленных нанимателями в службу занятости) в 76 раз больше - 1 тыс. 366 [1].
Проблема выбора профессиин осит комплексный характер, так как представляет сложное, многоплановое явление, сочетающее в себе экономические аспекты с социальными, образовательные аспекты с психологическими. По своей сути – это процесс подготовки личности к общественно полезному труду, процесс, завершающийся осознанным профессиональным выбором. В этом процессе на равных правах участвуют индивид, как постоянно развивающаяся личность с формирующимися в процессе развития мотивами, установками, ценностными ориентациями, и
2 ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа
Основной метод сбора информации – анкетный опрос, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета.
Обработка собранных данных производится с помощью программы SPSS.
При анализе социологических данных будут использованы группировка, сравнение и классификация, ранжирование, графические методы представления информации.
2.2 Определение выборочной совокупности исследования
В данном социологическом исследовании выборочная совокупность формируется методом случайного отбора.
В выборочную совокупность должны войти учащиеся 9-х и 11-х классов средних общеобразовательных школ.
По данным Белстата, в 2015-2016 учебном году в Могилевской области численность выпускников 11-х классов составляет свыше 6 тысяч человек, численность учащихся 9-х классов составляет 10,4 тысяч человек [2].
В генеральную совокупность входит количество выпускников 9-х и 11-х классов Могилевской области, которое по данным Белстата составляет 16,4 тыс. человек.
Используемая в данном исследовании выборка является целевой. Каждый респондент, входящий в выборку, должен находиться в возрасте от 15 до 18 лет включительно, в настоящий момент обучаться в 9-ом или 11-ом классе средней общеобразовательной школы. При отборе
1. Спрос и предложение по профессиям, востребованным на рынке труда РБ на 01.12.2015: Министерство труда и социальной защиты РБ. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru. – Дата доступа: 10.06.2016.
2. Образование в Могилевской области (учебный год 2014/2015): Главное статистическое управление Могилевской области. – Режим доступа: http://mogilev.belstat.gov.by/ – Дата доступа: 10.06.2016.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов/ Э.Ф. Зеер.– М.: Академический проект, 2003. – 168 с.
4. Климов, Е.В. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
5. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
6. Куровская, С.Н. Социально-педагогические основы профориентации: пособие / С.Н. Куровская. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 321 с.
7. Харченко, К.В. Социология управления: от теории к технологии: учебное пособие/ К.В. Харченко. – Белгород: Обл. типография, 2008. – 160 с.
8. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М.: Наука, 1972. – 266 с.