Введение
Проанализировав все предшествующие достижения в изучении социума и дополнив их своими наблюдениями, выдающийся французский исследователь Г. Тард разработал собственную оригинальную концепцию.
Популярные натуралистические теории – социальный механицизм и социал-дарвинизм – он отверг, посчитав ошибкой сравнивание социума с механическим агрегатом или биологическим организмом. Биологические и психологические эволюционистские теории, а также идеи и взгляды, которые основывались на признании существования неких действующих самостоятельно духовных сущностей, таких как «душа толпы» или «коллективное сознание», ученый-социолог тоже не принял. Его подход к изучению общества был полностью аналитическим.
Своей концепции Тард дал название интерментальной психологии. Исследователь рассматривал социологию как социальную психологию, которая изучает самые разнообразные общественные процессы и явления. Такую социологию он считал возможной потому, что она основывалась на передаче сознанием одного человека сознанию другого определенной необходимой информации. Именно такой передачей Тард объяснял течение мнений, возникновение массовых импульсов, традиций, национальных обычаев и других процессов, структур, явлений, сил. Под социальными процессами Тард понимал в первую очередь межличностные, интериндивидуальные отношения и процессы.
В настоящее время в отечественной литературе немного работ, посвященных анализу психологической социологии Тарда. Освещение тардовских воззрений ограничивается статьями в работах по истории социологии. В основном - это изложение сущности законов подражания. Имя Тарда также упоминается в связи с исследуемыми им вопросами социальной психологии в разделах, посвященных истории этой науки.
Социология Г. Тарда наиболее тщательно подвергалась критике со стороны его современников - М.М. Ковалевского, Е.В. Де Роберти, Н.К. Михайловского, П.А. Сорокина, ему также посвящены исследования профессоров А.А. Козлова, Л. Синицкого и др.
При написании курсовой работы были использованы труды таких авторов, как Гофман А.Б., Иншаков С.М., Ковалевский М.М., Ярошевский М.Г. Они позволили создать общую картину развития социологии как науки, определить место Тарда как социолога.
Глава 1 Теория Г. Тарда в контексте французской социологии второй половины XIX века
1.1 Анализ социально-исторических предпосылок возникновения психологической социологии Габриэля Тарда
Прежде чем рассматривать суть теории подражания Габриэля Тарда, следует представить те социально-исторические и научно-теоретические предпосылки, в которых происходило становление психологической социологии рубежа XIX- XX веков. Период Второй империи (1852 - 1870) стал «веком позитивизма» в истории французской социальной мысли. Под его влияние попали общественные науки, а также философия и литература [9, с.40].
Многие из ранних французских социологов пришли в эту науку от естествознания и имели инженерную подготовку. Например, Фредерик Ле Пле, который в свою очередь оказал огромное влияние на творчество Г. Тарда. Позитивистская методология заключалась в призыве следовать строгим объективным методам, тщательно анализировать факты, а также в отвержении «метафизики», под которой понималось знание умозрительного характера, не подтверждаемое конкретными данными.
С установлением во Франции Третьей республики позитивизм стал выступать как официальная научная доктрина. Именно на сциентизм опирались многие деятели французской науки и культуры, считавшие, что «научный дух» позволит укрепить единство нации и избавить страну от чувства унижения, которое ощущалось в обществе после поражения в 1871 г. в войне с Пруссией [1, с.36]. Это было также время теоретических поисков. «Новую науку пытались сочетать с остатками всех метафизических систем, еще продолжающих пользоваться расположением публики; ее толкали, поочередно, в объятия всех ходячих предвзятых идей, всех популярных гипотез, традиционных взглядов и модных научных новинок, - отмечает современник событий, русский социолог Е. Де Роберти, - Но и это имело свою выгоду. Немало плодоносных семян могло быть и, конечно, было посеяно этим путем» [4, с.2].
Связь биологии и социологии - вопрос, волновавший многие умы во Франции того времени.
Причина интереса к биологии со стороны социологов заключалась в той степени развития, которой эта наука достигла на момент зарождения социологии. «Социология - наука слишком недавнего происхождения и
Центральной книгой творчества Тарда является «Законы подражания», вызвавшая определенный резонанс в сфере социальных наук. “Законы подражания” – это одна из основополагающих работ Тарда, посвященная социально-коммуникативной деятельности индивидов через подражание, которое является основой развития самого общества.
Ученый раскрывает смысл подражания, как основного двигателя социального прогресса, прослеживает все процессы в социуме с точки зрения существования данного закона. В результате вырисовывается целостная картина, в которой автор рассматривает общество через новую призму.
Рассмотрение подражания Тард начинает с повторения в физике, химии, биологии. Проводя тонкие аналогии, он приходит к выводу о наличии подражания в социальной науке. Ученый считает подражание частью универсального закона повторения.
Подражание – это заимствование индивидом готовой модели поведения у кого-либо. Все изобретения и открытия, которые в последствие повторяются многими людьми, являются актами творчества талантливых, особенных, способных, уникальных людей, которых Г.Тард называет «новаторами». [16, с.10]
Говоря о подражании, Тард рассматривает возрастающую и убывающую виды прогрессии этого явления. При этом даже при убывающей прогрессии развития социального, тенденция распространения новой идеи на весь мир остаётся прежней, но соперничающие идеи могут затормозить этот процесс. Эти идеи, по сути, предстают как новые изобретения, вызывающие новые волны подражания. Такой феномен Тард объясняет на примере истории потребления кофе, табака, числа локомотивов, построенных с начала возникновения железнодорожного дела и т.д. Но в то же время конкретных статистических данных он не приводит.
Говоря об искусстве, Тард также подводит идею подражания. Когда произведение одновременно относится и к промышленности и к искусству, «то оно подобно в промышленных чертах другим произведениям иностранного происхождения, но будет отличаться от них своею эстетической стороною» [16, с. 10]. В пример автор приводит греческие и египетские колонны. Таким образом, делается вывод о невозможности заключить искусство в какую-либо
Заключение
Жан Габриель Тард - один из крупнейших ученых XIX в. Он оставил богатейшее наследие в различных областях обществознания (философии и социологии, психологии и криминологии, праве и политической науке). Вместе с тем, его в первую очередь следует рассматривать как социолога, поскольку общество было центральным пунктом всех его рассуждений. Исследования в предметном поле других общественных наук удачно дополнили его социальную теорию, позволили составить целостное интегративное представление об обществе.
Методологической основой теории Тарда стал археологический и статистический методы. В своих работах ученый подходил к рассмотрению политических вопросов с социологической точки зрения.
В трудах Тарда содержится основополагающий фундамент сущности человеческих поступков и общественных отношений. С другой стороны, методология и терминология Тарда нуждаются в пересмотре и обновлении.
Идеи Тарда неплохо уживаются с современными теоретическими подходами. При этом нужно учитывать ряд положений. Прежде всего, оставив в стороне натуралистические взгляды Тарда, можно понять процесс подражания как смысловое действие, отличное от субъективного смысла подражающего. С помощью теории Тарда можно понять, почему одни инновации приживаются в обществе, а другие нет.
С точки зрения современности, идейное наследие Тарда позволяет рассматривать его как одного из самых современных социологов, оказавшего влияние на развитие проблематики социальных групп, общественного мнения, массовой коммуникации, «массового общества», распространения инноваций и других актуализированных аспектов социальной реальности. Дальнейшее развитие темы исследования может быть связано с анализом социально-политического ракурса творчества Тарда, который представляет несомненный интерес в связи с новыми реалиями.
1. Александровская, В.Н. «Социальное подражание» и «идеальный образ»: психологическая проблема в междисциплинарном исследовании / Мир науки, культуры, образования. - № 5 (42). -2013.- С. 204-2011.
2. Гофман, А.Б. Два периода в развитии французской социологии/История теоретической социологии. В 4 т. Т. 3. Разд. 3. Гл.1./Отв. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. - Москва: Канон, 2002.- 442 с.
3. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. - 157 с.
4. Загребина, А.В. Количественная социология Габриэля Тарда // III Всероссийский социологический конгресс. М., 2008. - 230 с.
5. Загребина, А.В. Психологическая социология Габриэля Тарда / Автореф. дис. на соиск. ст. к.с.н. по сп. 22.00.01.- Санкт-Петербург, 2004. - 69 с.
6. Загребина, А.В. Публика как социальная общность: пионерские исследования Г. Тарда // Социол. исслед. 2010. -- N3. - С. 139 - 145.
7. Загребина, А.В. Теория Тарда в контексте французской социологии второй половины XIX века // Социс (социологические исследования). – 2011. - №8
8. Иншаков С.М. Зарубежная криминология / С.М. Иншаков. – М.: Изд. Группа ИНФРА. М – НОРМА, 1997. – 374 с.
9. Ковалевский, М.М. Современные социологи. СПб.: изд. «Алетейя», 1997.- 644 с.
10. Лебон, Г. Психология толп // В кн.: Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН, изд. КСП+, 1998. - 116 с.
11. Овчаренко, В.И., Грицанов, А.А. Социологический психологизм: критический анализ. Минск: Вышейшая школа, 1990. - 221 с.
12. Психологический подход во французской социологии XIX-ХХвв. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер.6. вып.2.№ -14.- 2002.- С.108-117.
13. Семенов, Ю. Иные (кроме марксистской) современные концепции основ общества и движущих сил истории.
14. Сериков, А.Е. Общество как подражание: об актуальности тезиса Габриэля Тарда / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2010. - № 2 (8). - С. 298-313.
15. Тард Жан Габриель [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/TARD_ZHAN_GABRIEL.html. - Дата доступа: 15.02.2016.
16. Тард, Г. Законы подражания - М.: Академический проспект, 2011- 28 с.
17. Тард, Г. Социальные законы. СПб.: изд. В. И. Губинского, 1906. - 137 с.
18. Теория подражания. Идеи Г. Тарда[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pidruchniki.com/12120124/sotsiologiya/teoriya_podrazhaniya_idei_tarda. - Дата доступа: 19.02.2016.
19. Фирсова, Н. Предвестник исследований диффузии инноваций Габриэль Тард: «Общество – это подражание» // Социология власти. – 2012. - №6-7 (1).
20. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины XX века. М.: «Академия», 1997. - 370 с.