1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Проблема и проблемная ситуация
1.2 Определение объекта и предмета исследования
1.3 Постановка целей и задач исследования
1.4 Выдвижение гипотез
1.5 Интерпретация и операционализация основных понятий
2 ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание методов сбора, обработки и анализа первичной информации
2.2 Описание выборочной совокупности исследования
2.3 Рабочий план исследования
Инструментарий
Список использованных источников
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Проблема и проблемная ситуация
В XXI веке армия как социальный институт потерпела значительные переметы, изменилось отношение к вооруженным силам, их функциям и задачам. В настоящее время обострились внутренние проблемы армии Республики Беларусь – это и дедовщина, и частый произвол по отношению к солдатам-срочникам со стороны офицерского состава, и недостаточность материальных средств на элементарные нужды, в том числе и здоровое питание [5, с. 74].
Названный комплекс проблем естественно способствует тому, что значительное число молодых людей стремится избежать службы в армии – в первую очередь из чувства самосохранения. Сегодня многие из них просто «косят» различными, в том числе и противозаконными, способами [3, с. 135].
На негативное отношение к армии влияет также то, что сознание общества изменилось, меняются ценности и ценностные ориентации современной молодежи. Свобода убеждений и совести стала неотъемлемой частью сознания современного общества. Поэтому желание служить или не служить в армии базируется, в том числе, и на рациональном и осознанном выборе молодежи. Молодые люди рассуждают, где они будут больше полезны обществу, что более полезно будет для них (в смысле творческой и профессиональной самореализации, жизненных перспектив и пр.). Этот прагматический подход вполне соответствует современной системе ценностей постсоветского поколения и достаточно широко распространен [8, с. 24].
В разное время и в разных социальных контекстах имидж армии меняется в зависимости от ряда факторов, бывая как положительным, так и отрицательным. В советское время было распространено мнение, что армия – школа жизни, и только армия делает юношу настоящим мужчиной. Служба приучает к коллективизму, к дисциплине, закаливает характер и волю. Сегодня же армия теряет свой престиж, армия считается пустой тратой времени. Более престижно «делать карьеру» и обеспечивать будущую жизнь, чем мерзнуть на полигонах, недосыпать в караулах [7, с. 12].
Что касается отношения к современной армии, то социологические исследования показывают, что в сознании общества все более активно присутствуют две практически противоположные тенденции: первая – это
2 ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание методов сбора, обработки и анализа первичной информации
Основной метод сбора информации – анкетирование. Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования.
Обработка первичной информации будет проводиться с помощью программы SPSS Statistics – компьютерной программы, предназначенной для статистической обработки данных.
Анализ информации будет осуществляться при помощи таких методов, как: метод аналитического описания, ранжирование, группировка, сравнение и классификация, графические методы представления информации.
2.2 Описание выборочной совокупности исследования
Выборочная совокупность данного социологического исследования была сформирована методом случайного отбора.
В выборочную совокупность должны войти студенты в возрасте 18 – 29 лет Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова.
Генеральную совокупность составляет студенческая молодежь, численность которой согласно данным университета составляет 7600 человек.
Выборочная совокупность должна составить:
Инструментарий
АНКЕТА
Уважаемая молодежь! Приглашаем Вам принять участие в обсуждении проблемы отношения студенческой молодежи к службе в армии. Пожалуйста, ответьте на поставленные вопросы. Среди предложенных вопросов выберете те, которые соответствуют Вашему мнению и обвести цифру, обозначающие эти варианты или допишите свой ответ. Благодарим Вас за участие!
1. Гордитесь ли Вы своей страной?
1. Да
2. Нет
2. На Ваш взгляд, служба в армии является обязательным компонентом современного общества?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
3. Как Вы относитесь к службе в армии?
1. Положительно
2. Отрицательно
3. Все равно
4. Вы служили в армии?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
5. Хотели бы Вы служить в армии?
1. Да
2. Нет
6. Почему Вы хотели бы (не хотели бы) служить в армии?
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. О воинской обязанности и воинской службе: Закон Республики Беларусь от 5.11.1992 г. 1914-XІІ // Национальный правовой интернет портал. – Режим доступа: pravo.by/ – Дата доступа: 22.06.2016.
3. Ашихмин, И.Н. К вопросу об отношении студенческой молодежи к службе в армии сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции от 13 апреля 2007 г. / Под ред. Е.Н. Мясиной, Н.А. Фроловой. − Орел: ОрелГТУ, 2007. − С. 135-136.
4. Бабосов, Е.М. Социология: Энциклопедический словарь / Е.М. Бабосов. – М.: Книжный Дом «Либроком», 2009. – 480 с.
5. Клементьев, Р.П., Николаева, И.А. Призыв на военную службу / Р.П. Клеменьтьев, И.А. Николаева // Социологические исследования. – 2000. – №10. – С. 72-76.
6. Социальный паспорт молодёжи Центрального района по состоянию на 01.02.2016 г. // Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодёжи администрации. – Режим доступа: http://www.cenadm.gov.by/ru/molod/. – Дата доступа: 22.06.2016.
7. Левинсон, А.Г. Армия как институт социализации / А.Г. Левинсон// Общественные науки и современность. − 2004. – № 4. – С. 11-13.
8. Низовских, Н.А. Жизненные принципы и ценностные ориентации студенческих групп / Н.А. Низовских // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 24-26.
9. Шевцов, В.В. Отношение школьников и студентов к военной службе / В.В. Шевцов // Социологические исследования. – 2006. – №6. – С. 111-113.
10. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М.: Наука, 1972. – 266 с.