Введение
1 Теоретические аспекты изучения построения и функционирования социальной иерархии в организации
1.1 Понятие и сущность социальной иерархии
1.2 Особенности построения социальных иерархических систем управления
1.3 Специфика функционирования отношений руководства-подчинения в социальной организации
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Социальные организации являются одним из самых интересных и загадочных феноменов жизни, не менее загадочных, чем сам человек, и не уступают ему по своей сложности.
Проблемы, связанные с управлением и более эффективным функционированием социальных организаций волновали умы ученых задолго до тех глобальных изменений в общественно-политической и информационной сфере.
Феномен иерархии в социальной организации заинтересовал ученых лишь в конце XIX века в связи с практической необходимостью повышения конкурентоспособности создаваемых им организаций.Переход индустриального общества в постиндустриальную стадию развития повлек за собой изменение социальной структуры. Важной формой проявления социального структурирования и принадлежности к тому или иному социальному слою является включенность людей в иерархическую структуру социальных организаций. Иерархия является обязательной характерной чертой практически любой организации. Под иерархией имеется в виду разделение организации на определенные уровни; работники, находящиеся на различных иерархических уровнях отличаются друг друга по их месту в системе властных отношений. Основные предназначение иерархии состоит в том, чтобы обеспечить достижения наиболее значимых для организации целей с наименьшей затратой сил.
Что касается проблем организационной иерархии, то они продолжают оставаться актуальными и требуют осмысления в соответствии с новыми социально-политическими условиями. Речь идет не столько о решительном отказе от командно-административных методов руководства, сколько о структурной перестройке всей системы управления.
Цель работы: изучить процесс построения системы социальной иерархии в организации.
Задачи работы:
1. раскрыть понятие и сущность социальной иерархии в организации;
2. рассмотреть механизмы построения социальных иерархических систем управления;
3. охарактеризовать специфические черты функционирования отношений руководства-подчинения в социальной организации.
4. изучить особенности иерархической системы в ЦТДиМг.Бобруйска.
5. раскрыть стиль руководства в ЦТДиМг.Бобруйска.
Объект работы: система социальной иерархии в организации.
Предмет работы: построение и особенности функционирования социальной иерархии в организации.
Проблемами построения социальной иерархии в организации занимались такие исследователи как М. Вебер, Г.Файоль, Г.Саймон, Б.Уилферд, Д.Браун, ,И.Ансофф, А.Чандлера, Д.Норт и др. Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Концепция Вебера послужила мощным толчком для дальнейших научных разработок в этом направлении. Начиная с Вебера, исследовали бюрократию Мертон, Гоулднер, Крозье, Липснет и другие. При написании работы использовались труды Бабосова Е.М., Соколовой Г.Н., Пригожина А. И., Зборовского Г.Е., Кравченко А.И. и других.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность социальной иерархии
Фундаментальным, определяющим признаком социальной организации является направленность на достижение цели. Саму организацию сегодня и зарубежные и отечественные социологи определяют как целевую общность. Однако цель организации может быть достигнута только при ее иерархическом построении и при наличии в ней управленческих отношений.
Г.В. Осипов считает, что иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. А также – принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему [24, с. 266].
По мнению Т. Мошкиной, везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления. С социологической точки зрения неравенство некорректно оценивать в этических терминах, поскольку оно выполняет как негативную, так и позитивную функции [17, с. 93]. Естественным, закономерным следствием иерархического построения организационных систем, является максимальная скорость принятия управленческих решений.
Концепция иерархической структуры была сформулирована М. Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Он исходил из следующих принципиальных положений:
–четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;
–иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
–наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения управленцами своих задач и обязанностей;
–дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;
–осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к данной должности [21, с. 91].
Природа иерархии состоит в превосходстве одних над другими. Люди, наделенные властью, располагаются наверху общественной пирамиды, другие, лишенные ее, –внизу. Такой порядок называется иерархическим.
Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из трех основных уровней – верхнего, среднего и нижнего. В управленческой иерархии это уровни управления, в социальной –классы.
1. Бабосов, Е.М. Социология управления.Учеб.пособие для студентов вузов. – 5-е изд. / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 288 с.
2. Басак, Е.Г. Социальные основы иерархии в организациях: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.04.04 / Е.Г. Басак. – Новочеркасск: НПУ, 2002. – 19 с.
3. Бураканова, Г. Стиль руководителя и эффективность управления / Г. Бураканова // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – №. 4. – С. 112-117.
4. Волкова В. Н., Теория систем / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. – М.: Высшая школа, 2006. – 512 с.
5. Дворсков, К.П. О стиле и культуре руководства / К.П. Дворсков, С.А. Ширяев. – Новосибирск: АКМС, 2005. – 308 с.
6. Деменева, Н.А. Индивидуальные социально-трудовые конфликты в организациях: технологии управления: автореф. дис. .. канд. социол. наук: 22..00.08 / Н.А. Деменева. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. – 19 с.
7. Жемчугов, А.М. Социальная организация как система / А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. – 2012. – № 9 (13). – С. 18-28.
8. Жемчугов, А.М. Эффективность организации – единство целей, стратегии и структуры / А.М. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. – 2012. – № 2 (6). – С. 3-14.
9. Зборовский, Г.Е., Костина, Н.Б. Социология управления: учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. – М.: Гардарики, 2007. – 272 с.
10. Зинченко, Г.П. Социология для менеджеров: учебное пособие / Г.П. Зинченко. – СПб.: Вече, 2002. – 176 с.
11. Королева, О.В. Взаимовлияние стиля руководства производственной организации и сплоченности коллектива / О.В. Королева // Территория науки. – 2007. – № 3. – С. 415-422.
12. Кравченко, А.И. Прикладная социология и менеджмент. Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Издательство МГУ, 1995. –188 с.
13. Менеджмент организации. Учебное пособие / под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра, 1997. – 432 с.
14. Микитюк, А.О. Конфликты в организации / А.О. Микитюк, С.М. Самохвалова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. – №6, Т. 2. – С. 261.
15. Мильнер, Б.3. Теория организаций: Курс лекций / Б.З. Мильнер. – М: ИНФРА, 1998. – 243 с.
16. Мирошниченко, И.В. Социология. Конспект лекций / И.В. Мирошниченко. –М.:А – Приор, 2009. – 128 с.
17. Мошкина, Т. Многоликая структура// Управление персоналом. – 2007. – № 12. – С. 63 – 68.
18. Нечепоренко, О.П. Стиль руководства как фактор социально-психологического климата / О.П. Нечепоренко // Вестник Омского университета. – 2013. – № 1. – С. 45-52.
19. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. Б.З. Мильнера. – М.: Фонд экономической книги Начала, 1997 – 180 с.
20. Первякова, С.А. Стиль руководства и его влияние на эффективность управленческой деятельности / С.А. Первякова // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 11. – С. 2-5.
21. Пригожин, А. И. Современная социология организаций / А.И. Пригожин. – М.: Интерпракс, 1995. – 196 с.
22. Снежко, С.В. Неформальные отношения как социальный ресурс организации / С.В. Снежко // Среднерусский вестник общественных наук. – 2009. – № 4. – С. 106-109.
23. Соколова, Г.Н. Экономическая социология. Курс лекций / Г. Н. Соколова, О.В. Кобяк. – 3-е стер.изд. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 188 с.
24. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Изд-во НОРМ – ИНФРА М, 2000. – 488 с.
25. Степанова, М.А. Естественные основы иерархических отношений в человеческом обществе / М.А. Степанова // Гуманитарный вектор. – 2013. – № 34, Т. 2. – С. 68-73.
26. Сурвилло, Е.Ю. Исследование ожиданий «власть-подчинение» как основания для формирования скрытых конфликтов в организации / Е.Ю. Сурвилло // Известия РГПУ. – 2009. – № 114. – С. 342-346.
27. Удальцова, М.В. Социология управления: Учебное пособие / М.В. Удальцова. – М.: ИНФРА –М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 144 с.
28. Фролов, С.С. Социология организаций / C.С. Фролов/ – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.
29. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации./ С.В. Шекшня. – М.: Интел-Синтез, 2009. – 368 с.
30. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М.: Наука, 1972. – 266 с.