ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования трудолюбия у старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогические аспекты трудового воспитания у старших дошкольников
1.2. Понятие, значение и задачи трудового воспитания дошкольников
Глава II. Практическая работа по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников
2.1. Определение уровня проявления трудолюбия у старших дошкольников
2.2. Содержание работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Изучение сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания трудолюбия детей дошкольного возраста признана одной из наиболее актуальных в современном образовании. Трудолюбие, ответственное отношение к своим обязанностям, желание оказать помощь считаются одними из самых важных нравственных качеств личности.
Актуальность работы состоит в том, что нравственное воспитание считается одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Труд и уважение к труду являются основными национальными ценностями. Будущее ребенка и его нравственное развитие в значительной степени определяется содержанием трудового воспитания в дошкольных образовательных организациях и в семье. По этой причине перед дошкольной образовательной организацией встает важная задача воспитания трудолюбия с периода детства. В качестве показателя проявления трудолюбия можно выделить способность рассмотреть красоту труда, преодоление сложностей.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий, направленного на направленный на воспитание трудолюбия у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Глава I. Теоретические основы формирования трудолюбия у старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогические аспекты трудового воспитания у старших дошкольников
С давних времен человек придавал огромное значение труду. Всегда люди стремились устраивать свой быт с трудолюбием, бережливостью, порядком и чистотой. Также и на данный момент человека в социуме мы ценим по труду. Понятие «трудолюбивый человек» трактуется, как правило, как «работящий человек, который не терпит праздности». Согласно исторической эпохе данное понятие расширялось и углублялось, однако его главные признаки оставались одинаковыми. И сейчас, размышляя о трудолюбии, мы имеем в виду нравственную черту человека, которая имеет множество критериев.
Трудовое воспитание – это процесс взаимодействия педагога и ребенка, который ориентирован на формирование трудолюбия, трудовых навыков, а также творческого отношения к труду.
На данном этапе развития науки этой проблемой занимаются А.И. Логинова, Д.В. Сергеева, Г. Киселева, Н. Крылова, Л.И. Сайгушева. Все специалисты по трудовому воспитанию провозглашают необходимость и значимость трудового воспитания с самого раннего возраста. Это обусловлено следующими причинами:
1. Требованиями современного мира. Чрезвычайно важным является воспитание у детей дошкольного возраста таких качеств как самостоятельность, трудолюбие, целенаправленность, активность, гуманность, бережливость, коллективизм.
2. Возрастными психологическими особенностями детей, которые представляют собой активность, подражательность, любознательность, пытливость, сензитивность, а также эмоциональная отзывчивость.
Глава II. Практическая работа по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников
2.1. Определение уровня проявления трудолюбия у старших дошкольников
Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы в первой главе, мы выделили некоторые показатели уровня развития трудолюбия у ребенка старшего дошкольного возраста.
1. Интеллектуальный элемент и его показатель, а именно представления о сущности и важности трудолюбия, как нравственного свойства, о связи между семьей и бытовыми предметами;
2. Мотивационно-потребностный элемент и его показатель, а именно желание быть трудолюбивым и следовать трудовым нормам;
3. Поведенческий компонент и его показатель, а именно навык принимать участие в подготовке и осуществлении совместного труда.
С учетом данных показателей нами выделены три уровня развития трудолюбия, а именно низкий, средний, высокий.
На каждый показатель нами разработаны 3 задания с тем, чтобы результат оценки уровня проявления трудолюбия был наиболее точен. Соответственно, максимальный балл составляет 9 баллов, а минимальный - 3 балла.
Нами принималось во внимание следующее соотношение уровней развития трудолюбия ребенка дошкольного возраста с суммой набранных баллов:
Высокий уровень (9-8 баллов). Ребенок дошкольного возраста самостоятельно описывает связь предметов с интересами их хозяев, осознает значимость трудолюбия и осознает себя как трудолюбивого индивида. Ребенок выказывает желание оказать помощь другим в труде. Употребляет речевые конструкции типа «Я сделаю сам», «Я помогу» и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы рассмотрели понятие трудолюбия. Трудолюбие определяется, как черта характера, которая состоит в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие выражается в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности самим процессом труда. Отношение к труду зависит от волевых усилий человека, от собственного стремления, желания, творческого дерзновения, организованности и ответственности за свои действия и результат трудовой деятельности. В процессе воспитания трудолюбия обязательным условием является понимание смысла деятельности, и положительный настрой на результат труда.
Опираясь на понятия трудолюбия и воспитания, мы можем сделать вывод о том, что является воспитанием трудолюбия. Воспитание трудолюбия – это целенаправленная деятельность семьи и дошкольного учреждения образования, призванная формировать у ребенка нравственную черту личности, характеризующую отношение к труду. Результат воспитания трудолюбия мы видим в следующих компонентах и показателях:
1. Интеллектуальный компонент и его показатель - наличие представлений о понимании сути трудолюбия, значимости трудолюбия как нравственного качества семьянина, о связях между миром семьи и миром бытовых предметов;
2. Мотивационно-потребностный компонент и его показатель - стремление быть трудолюбивым и следовать трудовым нравственным норам семьи, устанавливать причинно-следственные связи между миром семьи и миром бытовых предметов.
1. Арнаутова О. Ю. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми: опыт экспериментально-педагогической работы педагогов МДОУ. Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 2007.
2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. М.: Педагогика, 1972.
3. Васильева А. И., Ковальчук Я. И, Трудовое воспитание дошкольников. Минск,1983.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. Москва: Смысл; Эксма, 2005.
5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога М.: [Электронный ресурс] // Трудолюбие. URL: http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=16&id=1195154928&p=658].
6. Дуброва В. П. Влияние педагогической позиции родителей на воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук/ Белорусский государственный педагогогический университет им. М. Танка Минск, 1997.
7. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Педагогическая практика в детском саду. М., 1998.
8. Житко И. В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. … канд. пед. наук. М., 1990.
9. Жуковская В. И. Психологические основы выбора профессии. Минск, 1978.
10. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. М., 1986.
11. Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Минск: Выш. школа, 1981.
12. Касперская Л. Б. Воспитание готовности к труду на основе его привлекательности у детей 6–7-летнего возраста: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Минск, 1981.
13. Климов Е. А. Введение в психологию труда. Москва: Изд-во Моск. ун-та, Изд. центр «Академия», 2004.
14. Коломинский С. В. Диагностика и коррекция развития личности дошкольника. Минск: Унiверсiтэтскае, 1997.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Academia, 2004.
16. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Московский психолого-соц. институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001.
17. Макаренко А. С. Трудовое воспитание. Мн., «Нар. асвета», 1977., с. 110].
18. Марецкая Н. И. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях // Дошкольная педагогика. 2005. № 3. С. 60-64.
19. Мичурина Ю. А. Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005.
20. Мишарина Л. А. Формирование первоначальных знаний о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ленинград, 1978.
21. Носкова, О. Г. Психология труда. Москва: Изд. центр «Академия», 2004.
22. Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
23. Сизикова Н. Плетение из бумаги // Дошкольное воспитание. 2005. № 11.
24. Точин А. Е. Трудовое воспитание детей в семье. Минск: Нар.аствета, 1982.
25. Тютюнник В. И. Начальный этап развития субъекта творческого труда (оптимистическая теория личности). М.: РПО, 2013.
26. Учебная программа дошкольного образования. Минск, Национальный институт образования, 2012.
27. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. ТЦ Сфера, 2006.