ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и признаки Интернет-зависимости
1.2 Причины появления зависимости от Интернета у подростков
1.3 Особенности формирования Интернет-зависимости детей и подростков как медико-социальная проблема
1.4. Международный и отечественный опыт коррекции подростковой Интернет-зависимости
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Методы и формы коррекции подростковой зависимости от Интернета
2.2 Изучение готовности будущих социальных работников (социально-реабилитационная деятельность) к работе по коррекции подростковой зависимости от Интернета
2.3 Механизмы совершенствования подготовки будущих социальных работников к коррекции подростковой зависимости от Интернета
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 9 ДО 13 ЛЕТ
3.1 Организация и проведение исследования Интернет-зависимости среди учащихся государственного учреждения образования «Средняя школа № 7 г.Гродно»
3.2 Опыт работы государственного учреждения образования «Средняя школа № 7 г.Гродно» по профилактике и коррекции подростковой зависимости от Интернета
3.3 Разработка и апробация программы коррекции зависимости от Интернета у подростков
3.4.Рекомендации педагогу социальному по профилактике интернет-зависимости у подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Интернет-зависимость достаточно молодое явление. Рождение Интернета относится к 70-м годам 20-го века, но затем он быстро развивался. В последние годы наблюдается «интернетизация» всех сфер общественной и промышленной деятельности. Интернет стал необходимым атрибутом офисов, медицинских учреждений, школ, промышленных производств и широко используются в повседневной жизни. В последнее десятилетие Интернет прочно вошел в повседневную жизнь значительной части белорусов, и доля совсем юной аудитории растет с каждым днем. Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета на сентябрь 2010 года – 92% всех подростков в Республике Беларусь имеют доступ к Интернету.
На 2015 год в нашей стране количество активных пользователей Интернета составило 5 миллионов человек, из них 800 тысяч – это дети до 14 лет. Помимо уже привычных монитора, клавиатуры, мышки, процессора по-явились компьютеры «помобильнее»: ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютеры, КПК, смартфоны. Выход в Интернет доступен для любого из пере-численных устройств.
На данный момент вполне можно говорить о том, что признание удобства Интернета может перерасти в привязанность – иной раз очень глубокую, патологичную – к виртуальному источнику удовольствия. В современном мире подростки уже оценили все преимущества использования компьютера и Интернета, которые оказывают и негативное влияние на их социально-психическое развитие. Прежде всего, попадая в сеть, дети оказываются беззащитны перед угрозами и соблазнами, таящимися во «всемирной паутине». По данным МВД РБ, за последние годы количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, и число подобных ресурсов превысило 300 миллионов веб-страниц.
В последнее время в социальных сетях появились опасные игры и группы, которые провоцируют суициды среди несовершеннолетних. «Синий кит» («Тихий дом», «Киты плывут вверх», «Море китов», «Дом китов», «Рина», «Разбуди меня в 4:20», «Огненная фея», «Беги или умри» и пр.) – это смертельно опасные игры, в финале которой дети и подростки совершают самоубийство, погибают.
Интернет магнетически действует на подростков не только, как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий преодолевать многие проблемы: одиночество, неумение общаться, неуверенность и боязливость и т.д. Перед подростком открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который «отключает» его от реального мира, «переключая» на себя. Однако возникает вопрос: заменит ли виртуальное общение
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие и признаки Интернет-зависимости
Терминология проблемы еще пока не вполне устоялась. Применяются такие наименования как «зависимость от Интернета», или «Интернет-аддикция» (Internet Addiction Disorder, или IAD, Internet Behavior Dependency), а также «избыточное/патологическое применение Интернета» (Internet Overuse, Pathological Internet Use). Синонимы зависимости от Интернета – «интернет-аддикция», «виртуальная аддикция», «кибераддикция», «нетаголизм».
При всем обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому).
Термин Internet-addiction (по-русски «Интернет-аддикция» или «Интернет-зависимость») появился в 1996 году. Его предложил американский психолог доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, воз-можно патологического, пребывания в Интернете. Термин аддикция (с лат.яз. addictio – присуждение) в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона трактуется как склонность, неистребимая привычка. Проблема Интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет и повсеместным использованием ее, как в профессиональной, так и в обыденной жизни десятков миллионов людей. Как справедливо замечают израильские психологи Y. Amichai-Hamburger и E. Ben Artzi (2003), «кажет-ся, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы Интернет» [12, с. 68].
Под Интернет-зависимостью понимается непреодолимое влечение к Интернету, которое характеризуется губительным воздействием на социальную, бытовую, рабочую, образовательную и другие сферы деятельности.
Исходя из того, что характер Интернет-зависимости отличается от химических зависимостей тем, что физиологический компонент полностью отсутствует, а вот психологический проявляется очень ярко, можно определить Интернет-зависимость как нехимическую зависимость – навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.
В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» (М. Griffits, 1996). Её ха-рактеризует навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспо-собность выйти из сети, будучи on-line [16].
ГЛАВА 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Методы и формы коррекции подростковой зависимости от интернета
Существующие формы и методы коррекции Интернет-зависимости подростков можно рассмотреть на основе модели коррекции, предложенной Ф.А. Саглам.
В представленной модели процесса коррекции Интернет-аддикции у подростков предусмотрено осуществление разнообразных форм и методов деятельности субъектов в специально организованном социальном и психолого-педагогическом пространстве.
Для коррекции зависимого поведения у подростков – воспитанников, большое значение имеет подбор форм и методов проведения коррекции [24, с. 88]. Рассмотрим разнообразные методы, которые могут применяться для коррекции Интернет-зависимости у подростков.
1. Беседа – это один из наиболее действенных и часто применяемых методов в работе с подростками. Метод беседы – это психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между социальным реабилитологом и подростками с целью получения сведений от последних. В коррекционной работе с под-ростками такой метод, как беседа вполне удобен. Он помогает установить контакт с ними, поддерживать разговор на более неформальном уровне, по-скольку ни один подросток не раскроется и не будет высказывать своего мнения во время формального, делового разговора [29, с. 96]. Так же данный метод помогает определить объём знаний подростков по проблеме Интернет-зависимости, выявить уже имеющиеся представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их. Можно заполнить пробелы в знаниях и заняться просветительской деятельностью, объяснив все последствия зависимости, плюсы и минусы работы в Интернете, правила пользования «всемирной паутиной». Метод беседы позволяет активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание подростков. Важно проводить обсуждения, обратную связь после каждого проведенного занятия.
Занятие по коррекции с подростками «группы риска» можно проводить в виде эвристической беседы – это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы участников в нужное русло. Эвристическая беседа начинается с простого сообщения определенных фактов по теме, та-ких как явление
ГЛАВА 3
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 9 ДО 13 ЛЕТ
3.1 Организация и проведение исследования Интернет-зависимости среди учащихся государственного учреждения образования «Средняя школа № 7 г. Гродно»
Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление под-ростков «группы риска» – начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения. С целью определения Интернет-зависимости у подростков и детей в возрасте от 9 до 13 лет нами было про-ведено исследование в государственном учреждении образования «Средняя школа № 7 г. Гродно».
Существует масса методик, которые определяют Интернет-зависимость и стадию развития проблемы. Тест на Интернет-зависимость – это комплекс вопросов, ответы на которые дают представление о том, насколько запущена проблема. Главной является методика Кимберли Янг. Эта методика предназначена для определения степени зависимости от Интернета, и именно эта методика была избрана нами для изучения уровня зависимости учащихся от сети Интернет. Данная тестовая методика была разработана и апробирован-на в 1994 году доктором Кимберли Янг, профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Данный тест представляет собой инструмент диагностики и самодиагностики патологического пристрастия к Интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).
Первоначально данный тест состоял из 8 вопросов, на которые нужно было отвечать по принципу да – нет. В случае пяти и более положительных ответов респондент считался Интернет-зависимым. В настоящее время полная версия опросника состоит из 40 пунктов. Адаптация опросника для русского языка была произведена В. Лоскутовой.
Возраст от 9 – 13 лет приходится на обучение в 4 – 7 классах общеобразовательной школы. Для проведения исследования нами были выбраны 4 классных коллектива в параллели 4, 5, 6, 7 классов. Таким образом, в исследовании участвовало 115 учащихся: из них 75 человек – мальчики, 40 – де-вочки.
Учащимся 6 – 7 классов был предложен бланк опросника К. Янг, со-стоящий из 40 пунктов (Приложение В), учащимся 4 – 5 классов был пред-ложен другой вариант – модифицированный и адаптированный вариант опросника Янг, который состоял из восьми вопросов, не сложных по своей структуре и по
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Психолог Голдберг в 1996 г. ввёл термин «Интернет-аддикция» который был определён, как непреодолимое влечение к Интернету, которое характеризуется губительным воздействием на социальную, бытовую, рабочую, образовательную и др. сферы деятельности. Количество Интернет-зависимых подростков в разных странах колеблется от 1,4% до 17,9%. Наиболее опасным в плане приобщения к аддиктивному поведению является возраст 12-18 лет. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус, как психического расстройства формально не установлен, и она не включена в классификаторы заболеваний DSM-IV и МКБ-10. Тем не менее, интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности.
2. Интернет-зависимых подростков можно объединить по типам: Интернет-коммуникаторы, Интернет-эротоманы, Интернет-агрессоры, Интернет-гемблеры, Интернет-когнитиваторы, Интернет-покупатели.
Среди основных причин, вызывающих Интернет-аддикцию у подростков, назовём: низкий уровень социально-психологической адаптации, негативная «Я-концепция», трудности в коммуникативной деятельности, несформированные организаторские навыки.
Зависимым от Интернета может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если: в семье присутствует атмосфера дружелюбия, по-коя, комфорта и доверия; у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Можно выделить 4 основных признака Интернет - зависимости:
1) навязчивое желание проверить e-mail;
2) постоянное желание следующего выхода в Интернет;
3) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
4) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
3. Особенности поведения младшего школьника, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости, связаны с приоритетами в общении ребенка, нежеланием выполнять домашние дела, контролем времени, снижением успеваемости и пренебрежением к успехам. Основная причина для возникновения компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте кроется в детско-родительских отношениях в семье, а именно отсутствие эмоциональной поддержки, которая в дальнейшем влияет на социализацию ребенка. Виртуальная реальность позволяет получить недостающую любовь и эмоциональное тепло
1. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс / Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. - Минск: БГПУ, 2013. – 216 с.;
2. Вачков, И.В., Дерябо, С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
3. Вересаева, О. Психология и интернет на пороге ХХI века// Психологи-ческая газета. - №12. - 1996. – 4-6 с.
4. Войскуновский // Психологический журнал, 2004. — Т. 25. — № 1.
5. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е.
6. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интерне-та// Психологический журнал. – 2004. - № 1. - 90-100 с.
7. Войскунский, А.Е. Общение, опосредованное компьютером// Диссертация канд. психол. наук. - М., 2003. – 146 c.
8. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции// Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. Москва, 12-14 апреля 2000 г. - М.: Экопсицентр РОСС. - 251-253 с.
9. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета// Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000. – 100-131 с.
10. Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. - М.: Феникс, 2010. - 320 с.
11. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс». — 2004.
12. Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор)// Аддиктология. - 2005. - № 1. - 65-77 с.
13. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 - 52 с.
14. Егоров, А.Ю., Кузнецова, Н.А., Петрова, Е.А. Особенности личности подростка с Интернет зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - Т.5. - 20-27 с.
15. Ёлкина А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 394-396.
16. Жичкина, А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol
17. Жукова М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного университета, 2013.- Выпуск 11.
18. Змановская, Е.В. /Девиантное поведение личности и группы: учебное поcобие/ Е.В.Змановская, В.Ю. Рыбников. – Спб.: Питер, 2010. – 352 с.;
19. Интернет – зависимость в медицинской парадигме/ В.А. Лоскутова// Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/ Ред.-сост. А.Е. Воскунский.- М.: Акрополь, 2009.-152-164 с.
20. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития// Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. - 1999. - № 1. - 8-15 с.
21. Лечение компьютерной и Интернет зависимости: психоневрологи-ческий центр Зайцева. – Режим доступа: http://pncz.ru/prakticheskaja-dejatelnost/8-nehimicheskie-zavisimosti/31-lechenie-kompjuternoj-i-internet-zavisimosti.html
22. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. канд. мед.наук: 14.00.18. / В.А.Лоскутова: Новосибирская государственная медицинская академия.- Новосибирск., 2004.
23. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. - Новосибирск, 2004. - 42 с.
24. Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
25. Малыгин, В.Л. и др. Особенности личности подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению// Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. - 2011. - Т. 111. - № 4. - Вып. 1. - 105-108 с.
26. Мартынова, О.С. Критерии оценки Интернет - зависимости. – Режим доступа: http://www.psyonline.ru/article/dependence/69077/
27. Одержимые интернетом: Китайская история. Китай специальные центры, где не забалуешь. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/81072/
28. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
29. Пырочкина, С.А., Погорелова, О.П. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность. - Волгоград, 2008. - 123 с.
30. Саглам, Ф.А. Интернет-аддикция подростков как форма проявления отклоняющегося поведения// Педагогическое образование и наука. - 2009. - №5. - 88-91 с.
31. Саглам, Ф.А. Профилактика Интернет-аддикции у подростков: методическое пособие. - Казань: Изд-во «Бриг», 2009. - 56 с.
32. Симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/ conferen-ce/internet/2009/index.html
33. Чаплюк, А. Англичан будут лечить от игровой зависимости// Игромания. – Режим доступа: http://www.igromania.ru/news/102716/Anglichan_budut_ lechit_ot_igrovoi_zavisimosti.htm
34. Чаплюк, А. Китайцев лечат от зависимости// Игромания. – Режим доступа: http://www.igromania.ru/news/28730/Kitaicev_lechat_ot_zavisimosti.htm
35. Чаплюк. А. Корейцев будут лечить от игровой зависимости// Игромания. – Режим доступа: http://www.igromania.ru/news/115599/Koreicev_budut_lechit_ot_igrovoi_zavisimosti.htm
36. Шутова, Н.В. Проблема компьютерной зависимости. – Режим до-ступа: http://rastem-vmeste.com/child_science/395/
37. Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
38. Янг, К. Диагноз - Интернет-зависимость// Мир Интернет. - 2000. - №2.- 24-29ас.