ВВЕДЕНИЕ
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка
1.2 Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры
1.3 Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста
Глава II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Констатирующий этап исследовательской работы
2.2 Формирующий этап исследования
2.3 Контрольный этап исследовательской работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Игра является одним из самых доступных видов деятельности для детей дошкольного возраста, а так же одним из способов переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, так в игре у дошкольников проявляется воображение и мышление, активность, эмоциональность, потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
Л. С. Выготский отмечал, определенную специфику дошкольной игры, которая заключается в том, что самостоятельность играющих дошкольников сочетается со строгим подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются кем либо, а вытекают из содержания игры, ее задач.
Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры.
По мере взросления детей их игры переходят на более сложный уровень: дошкольники способны самостоятельно организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), а так же находить партнеров по собственным интересам, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельные игры, требует от дошкольника умения устанавливать взаимоотношения со сверстниками. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка
К творческим сюжетно-ролевым играм относятся игры, сюжет которых придумывают сами дети, в таких играх обычно находит свое отражение, детские впечатления, знания, а так же представления ребенка об окружающем мире и отношениях в социуме. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Д. Б. Эльконин отмечал, что в играх проявляется творческое воображение ребенка, что вместе с тем позволяет оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" [4, с. 74].
Зачастую дети не только отражают в игре реальную действительность, но и создают желаемый жизненный шаблон.
Знаменитым психолог Л. С. Выготский в своих работах отмечал значимость детской игры как, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [10, с. 5].
Игра имеет значимое место в нравственном, трудовом, эстетическом и физическом развитии детей, а так же необходимо отметить, что игра имеет огромное значение в образовательном развитии детей дошкольного возраста, которая в свою очередь связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Констатирующий этап исследовательской работы
Опытная-экспериментальная работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста на базе ГУО «Ясли – сада № 478 г. Минска».
В эксперименте приняло участие 10 оппонентов старшей возрастной группы (5-6 лет), из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Гипотеза: на основании изучения теоретической части работы было выявлено, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при тесном взаимодействии педагога.
Для дальнейшего подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
- провести диагностику взаимоотношений детей до проведения работы, включающей сюжетно-ролевые игры;
- провести системную работу по формированию взаимоотношений детей;
- провести сравнительный анализ результатов исследования с подтверждением выбранных эффективных методов.
Экспериментальная часть работы состоит из трех этапов:
1. Констатирующий;
2. Формирующий;
3. Контрольный.
На первом этапе констатирующего эксперимента с дошкольниками была проведена диагностика взаимоотношений детей «Кто в каком домике живет», в которой были задействованы все 10 оппонентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: изучить особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в старших группах дошкольного учреждения.
Проанализировав теоретические вопросы руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников, было выявлено, что каждый из детей по-своему реагирует на участие педагога в игре, ключевым моментов является поведение дошкольника при участии педагога: они не грубят своим сверстникам, а предлагают участвовать малоактивных детям.
Формируя навыки общения, педагогу необходимо поднимать авторитет всех дошкольников: наделив такого ребенка дополнительной, еще незнакомой ранее информацией, чтобы вызвать у них интерес к общению; учить его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх.
Игра дошкольника способна не только упорядочить поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, своё отношение к миру и сверстникам.
Необходимо отметить, что сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, а так же способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
В данной исследовательской работе сюжетно-ролевая игра послужила главным инструментом формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. В исследовании 10 оппонентов: 5 девочек, 5 мальчиков, приняли участие.
1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск: Университетское, 1990. – 560 с.
2. Бабаева, Т.И. Игра в социокультурном развитии / Т.И. Бабаева // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / [под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой]. – СПб., 2004. – 192 с.
3. Белоус, А.Н. Учите детей познавать мир: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А.Н. Белоус. — Минск: НИО; Аверсэв, 2009. – 130 с.
4. Брынзарей, Ю. Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 111 с.
5. Васильева, О.К. Воспитание интереса к роли у детей дошкольного возраста / Состояние и перспективы работы с детьми дошкольного возраста в сельской местности. – Брест, 2009. – 87 с.
6. Васильева, О.К. Ребенок и взрослый в мире игры / Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр дошкольников. – Мозырь: Белый Ветер, 2012. – 145 с.
7. Васильева, О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорус. и рус. яз. обучения / О. К. Васильева. — Мозырь: Содействие, 2015. — 3-е изд. — 152 с.
8. Воображаем, размышляем, творим…; пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. Мозырь: Белый Ветер, 2006. – 204 с.
9. Дахин, Д.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределённость / Д. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. — № 4. - 2002. – 24 с.
10. Железнякова, Р.З. Методическая помощь воспитателю по руководству играми детей раннего возраста //Состояние и перспективы работы с детьми дошкольного возраста в сельской местности. – Брест, 2009. – 55 с.
11. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск: НИО, 2012. — 184 с.
12. Комоед, Н.И. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.И. Комоед. — Мозырь: Белый Ветер, 2005. – 99 с.
13. Ксёнда, О.Г. Комплексы развивающих игр для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / О.Г. Ксёнда, О.Д. Нечай. — Мозырь: Белый Ветер, 2004. – 86 с.
14. Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт мир и себя / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. — Минск: ИВЦ Минфина, 2002. 13. Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт рукотворный мир / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. — Минск: Зорны верасень, 2008. – 98 с.
15. Лобынько, Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников / Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. — Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 220 с.
16. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей / Р.М. Миронова. - Минск: Народная Асвета, 1989. – 176 с.
17. Никашина, Г.А. Весь мир в игре: игровая модель познавательного развития ребёнка: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования: в 4 ч. / Г.А. Никашина. — 2-е изд. — Мозырь: Белый Ветер, 2006. – 84 с.
18. Обухова, Т.И. Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (дети с нарушением речи и с нарушением слуха) / Т.И. Обухова. – Минск: Зорны Верасок, 2003. – 64 с.
19. Организация познавательно – практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г.А. Кудрявцева. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 55 с.
20. Организация самостоятельной игровой деятельности: примерная тематика игр и перечень игрового материала: метод, рек. / сост. Т.К. Князева [и др.]; Учреждение образования «Минский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки кадров». – Минск: МГОИПК, 2007. – 82 с.
21. Панько, Е.А. Психология труда воспитателя / Е.А. Панько. - Минск, 1993
22. Панько, Е.А. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НПО; Аверсэв, 2007. – 304 с.
23. Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А.А. Петрикевич. — Мозырь: Белый Ветер, 2008. – 102 с.
24. Развитие личности ребенка в деятельности: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / под ред. Л.Б. Горунович. – Минск: Беларусь, 2002. – 128 с.
25. Смолер, Е.И. Вместе весело играть: (игры с детьми от 6 до 12 мес.) / Е.И. Смолер; Белорусский государственный университет, Центр перспективного детства. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. - 16 с.
26. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры: сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. — СПб.: Детство-Пресс, 2010. — 176 с.
27. Социализация дошкольника через игру: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / автор – сост. Т.В. Пятница. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 67 с.
28. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. «Национальный институт образования», 2012 г. – 416 с.
29. Чечет, В.В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В.В. Чечет, Т.М. Коростелева. – Минск: Университетское, 2000. – 158 с.
30. Юшкевич, Н.С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазеры» (для специалистов, занятых в системе дошкольного образования) / Н.С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008. – 105 с.
31. Ярмолинская, М.М. Ребенок и взрослый: учимся и развиваемся вместе / М.М. Ярмолинская, Е.В. Горбатова. – Минск, 2003. – 112 с.