ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «МИНСКПРОЕКТМЕБЕЛЬ»
2.1 История создания предприятия
2.2 Анализ внешней среды предприятия
2.3 Анализ внутренней среды предприятия
2.3.1 Анализ основных финансово-экономических показателей
2.4 Анализ комплекса маркетинга
2.4.1 Анализ товарной политики
2.4.2 Анализ ценовой политики
2.4.3 Анализ сбытовой политики
2.4.4 Анализ коммуникационной политики
2.5 SWOT- анализ
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «МИНСКПРОЕКТМЕБЕЛЬ»
3.1 Производство нового вида продукции
3.2 Совершенствование коммуникационной политики
3.3 Инвестиционный проект по замене кромкооблицовочного оборудования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 50 стр., 4 рис., 12 табл., 35 источников, 4 прил.
МАРКЕТИНГ, PEST-АНАЛИЗ, SWOT-АНАЛИЗ, АССОРТИМЕНТ, ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА, РЕКЛАМА, КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
Целью данной курсовой работы является анализ ассортиментной политики на ОАО «Минскпроектмебель» и разработка направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.
Объектом изучения данной курсовой работы является ОАО «Минскпроектмебель».
Предметом исследования выступает ассортиментная политика ОАО «Минскпроектмебель».
Методы исследования: сравнение и сопоставление, методы абсолютных и относительных разниц, метод графического представления, АВС-анализ, метод дисконтирования, а также логический метод.
В работе изучены слабые и сильные стороны предприятия, угрозы и возможности со стороны внешней среды, охарактеризована существующая маркетинговая стратегия, описана товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика ОАО «Минскпроектмебель». На основании проведенного анализа были предложены направления совершенствования ассортиментной политики ОАО «Минскпроектмебель».
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная деятельность предприятия в значительной степени зависит от того, насколько достоверно оно предвидит дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от прогнозирования. В условиях перехода к рынку объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка в равной мере влияют друг на друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям при не насыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определяет большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия. В конкурентной борьбе предприятие должно производить только то, что оно может продать, или же вообще ничего не производить. Изменение структуры и объема производства продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступит росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара, а именно: надежности, эффективности применения, удобства обслуживания, доступной цене и т.д.
Управление ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент. Анализ ассортимента дает наиболее точные данные только при использовании различных методик анализа.
Цель курсовой работы – проанализировать ассортиментную политику на ОАО «Минскпроектмебель» и разработать направления совершенствования ассортиментной политики предприятия.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты ассортиментной политики предприятия;
- проанализировать ассортиментную политику предприятия;
- разработать перспективные совершенствования ассортиментной политики ОАО «Минскпроектмебель».
Объект исследования – ОАО «Минскпроектмебель».
Предмет исследования – ассортиментная политика ОАО «Минскпроектмебель».
Информационной базой для написания дипломной работы послужили данные бухгалтерской и статистической отчетности, аналитического учета и копии отдельных документов ОАО «Минскпроектмебель» за 2015-2017 гг.
В качестве методов исследования были использованы следующие общенаучные методы: сравнения и сопоставления, абсолютных и относительных разниц, метод графического представления, АВС-анализ, дисконтирования, а также логический метод.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ассортимент товаров – совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку [11, c. 48].
Номенклатура, или товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации [5, c. 26].
Товарный ассортимент – группа товаров, связанных между собой схожестью их назначения, либо тем, что их продают одинаковым группам потребителей, или через одни типы производственных предприятий, или в рамках одного и того же ценового сегмента. Есть два способа успешной деятельности производственного предприятия на рынке:
- предложить покупателю выгодные условия приобретения своих товаров (сочетание высокого качества, достаточно низкой цены, системы скидок и сервисного обслуживания);
- реагировать на изменение спроса и предложения с максимально возможной скоростью (данный способ находит своё отражение в ассортиментной и ценовой политике предприятия).
Ассортимент продукции – подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п [7, c. 74].
Правильный подбор ассортимента – основополагающий принцип работы предприятия, способствующий его успешной деятельности.
Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют определенное сходство. И также можно различать ассортимент продукции и ассортимент товаров.
Ассортиментные группы подразделяются:
а) по местонахождению товаров:
- промышленный ассортимент – ассортимент товаров, выпускаемых каким-либо промышленным предприятием или отраслью в целом. Отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки;
- торговый ассортимент – перечень товаров, формируемых организацией с учётом спроса, материально-технической базы и специализации магазина. Формируется из промышленного [27, c. 127];
б) по широте охвата товаров:
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «МИНСКПРОЕКТМЕБЕЛЬ»
2.1 История создания предприятия
Предприятие организовано в годы первой пятилетки в виде кооперативной артели «Метринструмент», которая производила деревянные метры. Первоначальная численность персонала составляла около 300 человек. В довоенные годы совершенствовалась производственная деятельность, расширялась номенклатура производимой продукции, освоен выпуск тяжелого спортивного инвентаря. С 1944 году предприятие стало называться мебельной фабрикой (артелью) «Родина» Белпромсовета. Начиная с 1947 года, фабрика постепенно переключается на изготовление широкого ассортимента корпусной бытовой мебели: столов, тумб, шкафов и секретеров. Решением Минского исполкома от 5 июня 1952 года артели «Родина» выделяется земельный участок площадью 4,6 га для расширения производства и строительства инженерного корпуса. В 1954 году фабрика «Родина» входит в состав Минлеспрома БССР.
В феврале 1957 года для разработки новых моделей мебели в системе Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности Беларуси было создано проектно-конструкторское бюро (ПКБ). В 1963 году на базе мебельной фабрик «Родина» и ПКБ было организовано экспериментальное конструкторское бюро мебели (ЭКБМ) Управления лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности Совнархоза БССР.
В 1971 году экспериментально-конструкторское бюро мебели реорганизовано в Проектно-производственное объединение мебели (ППОМ), которое с 1975 года стало называться Минским научно-производственным объединением (НПО) «Минскпроектмебель». В 1994 году на базе проектно-конструкторских служб, в составе объединения, создается обособленное хозрасчетное подразделение Проектно-конструкторское технологическое бюро мебели (ПКТБМ). В 1997 году научно-производственное объединение преобразовано в открытое акционерное общество (ОАО) «Минскпроектмебель».
01.10.2016 ОАО «Минскпроектмебель», на основании приказа концерна «Беллесбумпром» от 18.02.2016 № 31 было реорганизовано путем присоединения к нему ОАО «Минскмебель», специализирующейся на производстве мягкой мебели.
В целях увеличения объемов производства, поставок конкурентоспособной мебели в дальнее и ближнее зарубежье, учитывая то обстоятельство, что значительная часть оборудования морально устарела и физически изношена, на предприятии произведено обновление основного технического оборудования. В течение 2008-2011 г.г. приобретены: линия раскроя плитных материалов, линия обрезки мебельных щитов, линия облицовывания кромок, обрабатывающий центр с ЧПУ, пресс для фанерования мебельных щитов, автомашины МАЗ, трактор, автопогрузчик.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «МИНСКПРОЕКТМЕБЕЛЬ»
3.1 Производство нового вида продукции
На сегодняшний день конкуренция на рынке мягкой мебели сильно обострена. Это связано, в первую очередь, с увеличением количества мебельных фабрик и фирм, выходом на рынок нашей страны зарубежных производителей мебели и выходом на зарубежные рынки предприятий Республики Беларусь. Поэтому на предприятии постоянно проводиться работа по обновлению ассортимента, освоению и внедрению новых моделей продукции, имеющих спрос у потребителя и отвечающих современным требованиям дизайна, комфорта и эргономики изделий мебели.
Для повышения эффективности работы ОАО «Минскпроектмебель» следует освоить производство кухонных уголков. Сегодня проблема недостатка свободной площади на кухне, не позволяющей комфортно разместить необходимую мебель и различную бытовую технику, является довольно распространенной. Отличным решением является кухонный уголок.
Он занимает минимум площади и в то же время помогает удобно разместиться вокруг стола всем членам семьи. Основное преимущество кухонного уголка – компактность и многофункциональность. Кухонный уголок может быть оборудован специальными ящиками, в которых удобно хранить редко используемую домашнюю утварь. Есть модели кухонных уголков и с дополнительным спальным местом. Опишем предполагаемую модель нового изделия. Это будет кухонный диван со спальным местом (механизм трансформации «дельфин»), оборудованный специальным ящиком.
Габаритные размеры образца (Д х Г х В) − 175 х 125 х 88. Для обивки будет использована практичная ткань из синтетических волокон, потребитель сможет при покупке выбрать цветовое решение, в котором должен быть выполнен кухонный уголок. Определим затраты на выпуск нового изделия. Для этого составим калькуляцию себестоимости кухонного уголка (таблица 3.1).
Анализ ценовой стратегии показал, что уровень рентабельности продукции, заложенный в цену, по предприятию составляет 18 %.
Найдем прибыль от реализации 1 ед. изделия продукции:
355,1 × 0,18 = 63,918 руб.
Определим отпускную цену предприятия без НДС:
63,918 + 355,1 = 419,018 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными видами деятельности ОАО «Минскпроектмебель», направленными на получение максимальной прибыли, рентабельности и эффективности производства являются:
− производство изделий из древесного сырья: корпусной мебели в большом ассортименте и различного функционального назначения, изделий малых форм (тумбы, комоды, шкафы), офисной мебели, мебели под заказ;
− другие виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
В 2017 году наблюдается положительный момент, это уменьшение убытка от реализации продукции, соответственно можно утверждать, что организация в 2017 году сработала наиболее эффективно по сравнению с 2016 годом. Также об этом говорит рост выручки от реализации продукции, производительности труда.
Наиболее приемлемой для предприятия является стратегия, которая имеет большее количество баллов. В данном случае – это стратегия 4. В дальнейшем будем совершенствовать направления деятельности предприятия, указанные в этой стратегии.
Всю номенклатуру ОАО «Минскпроектмебель» можно считать гармоничной, как с позиции и технологии производства, так и с точки зрения направления использования, так как вся продукция предназначена для использования конечными потребителями.
Существующие мощности позволяют выпускать современную мебель с использованием материалов из натуральной древесины бука, дуба, сосны и берёзы.
Мебель, производимая ОАО «Минскпроектмебель» может быть установлена в жилых помещениях, офисах. Разнообразие ассортимента обеспечивается преимущественно на основе комбинаторики, за счёт унификации корпусов и щитов, применения стандартной фурнитуры, простоты сборки, за счёт использования многообразных решений фасадов, различных приёмов декорирования и отделки.
Ассортимент ОАО «Минскпроектмебель» является довольно полным, в год появляется несколько новинок. Коэффициенты полноты, широты и глубины ассортимента довольно высоки, однако коэффициент устойчивости ассортимента очень низкий.
По результатам ABC-анализа было выявлено, что к группе А относятся наборы мягкой мебели.
В ОАО «Минскпроектмебель» применяется затратный метод ценообразования.
Наиболее приемлемой для предприятия является стратегия, которая имеет большее количество баллов в SWOTанализе. В данном случае – стратегия 4. В дальнейшем будем совершенствовать направления деятельности предприятия, указанные в этой стратегии, а именно:
1.Совершенствование коммуникационной политики путем совершенствования рекламной деятельности.
2. Обновление основных средств.
3. Выход на новые рынки сбыта путем производства новых или усовершенствованных товаров.
Выпуск нового вида продукции в ОАО «Минскпроектмебель» обеспечит получение предприятием дополнительной прибыли, повысит конкурентоспособность предприятия, позволит ему успешно позиционировать себя на рынке мягкой мебели Республики Беларусь. Реализация нового товара будет приносить предприятию прибыль уже после продажи 43 ед. продукции. Постоянное обновление ассортимента, модификация существующих изделий является одним из важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на успешную жизнедеятельность предприятия. Прибыль от реализации 100 ед. изделия составит 6391,8 тыс. руб. Эффект данного мероприятия будет выражаться в прибыли от реализации. В первом году реализации планируется производство 2000 ед., тогда прибыль от их реализации составит 127,8 тыс. руб. Эффективность от данного мероприятия будет равна 18%.
Направлением совершенствования коммуникационной политики ОАО «Минскпроектмебель» должно стать использование собственных транспортных средств предприятия для размещения на них рекламы предприятия. Экономический эффект составит 301,6 тыс. руб. Эффективность равна 301600%.
По обновления оборудования мы имеем возможность экономить на текущих затратах 16,6 млн. руб., т.е. практически получить на эту сумму дополнительную прибыль. Но в качестве экономического эффекта выступает лишь чистая прибыль, равная 13,28 тыс. руб. Эффективность данного проекта составит 42%.
1 Акулич, И. Л. Маркетинг / И. Л. Акулич. – Минск : Вышэйшая школа, 2012. – 161 с.
2 Артемьева, О.А. Финансовый маркетинг: учебник / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2013. – 424 c.
3 Астраханцев, С. В. Повышение эффективности управления сбытовой политикой предприятия / С. В. Астраханцев // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2012. – № 3. – С .32-36.
4 Ашинова, М. К. Совершенствование ассортиментной политики предприятий региона / М. К. Ашинова // Новые технологии. – 2015. – № 3. – С. 12-23.
5 Балакирев, С. Управление товарным ассортиментом / С. Балакиев // Современная торговля. – 2011. – N 2. – С. 26-33.
6 Баутов, А. Н. Формирование и расчет оптимального ассортимента при случайном спросе / А. Н. Баутов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 3. – С. 18-31.
7 Белоусова, С. Н. Маркетинг: учеб. пособие / С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
8 Березин, И.С. Маркетинговые исследования / И.С. Березин. – Люберцы: Юрайт, 2012. – 383 c.
9 Бурцев, В. В. Совершенствование системы управления сбытом продукции / В. В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 6. – С. 57-68.
10 Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: учеб. пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 276 c.
11 Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования: учебник / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 570 c.
12 Глубокий, С. В. Маркетинг / С. В. Глубокий. – Минск: Тонпик, 2011. – 188 с.
13 Голова, А.Г. Управление продажами: учебник / А.Г. Голова. – М.: Дашков и К, 2013. – 277 с.
14 Гордеев, Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях / Д. Гордеев // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2012. – № 2. – С. 59-63.
15 Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон. – М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2011. – 520 с.
16 Дурович, А.П. Маркетинг: учеб. пособие / А. П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 253 с.
17 Елкин, С. Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом / С. Е. Елкин // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2009. – № 9. – С. 48-55.
18 Ковалев, М.Н. Алгоритмы разработки стратегий маркетинга и логистики / М.Н. Ковалев // Экономика и управление. – 2014. – № 3 (39). – С. 91-96.
19 Ковалев, М.Н. Разработка и применение инструментов маркетинга и логистики в инновационной деятельности: монография / М.Н. Ковалёв, Н.И. Исайчикова, И.В. Сенько; под ред. М.Н. Ковалёва. – Гомель: Гомельский филиал Междунар. ун-та «МИТСО», 2014. – 191 с.
20 Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2013. – 605 с.
21 Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Н. В. Немогай, Н. В. Бонцевич. – Минск: ИВЦ Минфина, 2013. – 464 с.
22 Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: / Филип Котлер. – М.: Вильямс, 2012. – 488 с.
23 Лисовский, П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети / П. Лисовский // Справочник экономиста. – 2012. – № 7. – С. 54-66.
24 Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2012. – 479 с.
25 Национальная экономика Беларуси: краткий курс лекций / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур, А. Н. Зубко. – Минск: Тетралит, 2013. – 224 с.
26 Основы маркетинга: учеб. пособие / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 381 с.
27 Прокопчук, А. А. Современные подходы к формированию оптимальной структуры товарного ассортимента торговой организации / А. А. Прокопчук // Этап : экономическая теория, анализ, практика. – 2011. – № 5. – С. 127-132.
28 Рожков, И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге / И.В. Рожков. – М.: Русайнс, 2014. – 196 с.
29 Рудый, К. Электронная экономика государства / К. Рудый // Банковский вестник. – 2013. – № 5. – С. 33-38.
30 Слащёв, Е. В. Оценка эффективности управления товарным ассортиментом предприятия как часть системы стратегического управления / Е. В. Слащев // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2011. – № 2. – С. 83-89.
31 Смирнова, Е. В. Совершенствование управления ассортиментом продукции промышленного предприятия с учетом концепции жизненного цикла товара / Е. В. Смирнова // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 2. – С. 621-628.
32 Сюлина, С. П. Методология анализа оптимизации ассортимента продукции на долгосрочную перспективу / С. П. Сюлина // Экономический журнал. – 2010. – № 3. – С. 26-36.
33 Тарелко, В. В. Расчет экономической эффективности маркетинговой политики предприятия / В. В. Тарелко// Маркетинг, реклама и сбыт. – 2012. – № 3. – С. 59-62.
34 Управление маркетингом: учебник / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Лидер, 2010. – 832 с.
35 Хасбулатова, Б. М. Концептуальные подходы к определению маркетинговой и товарной политики предприятия / Б. М. Хасбулатова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 16. – С, 91-93.