Введение
1 Теоретические аспекты проблемы профилактики девиантного поведения подростков при взаимодействии специалистов социально-педагогической и психологической службы и родителей в условиях средней школы
1.1 Характеристика девиантного поведения
1.2 Направления профилактики девиантного поведения подростков
1.3 Взаимодействие специалистов социально-педагогической и психологической службы и родителей как фактор профилактики девиантного поведения подростков
Выводы по первому разделу
2 Эмпирическое исследование профилактики девиантного поведения подростков при взаимодействии специалистов социально-педагогической и психологической службы и родителей в условиях средней школы
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов исследования
2.3 Рекомендации по профилактике девиантного поведения подростков при взаимодействии специалистов СППС и родителей в условиях средней школы
Выводы по второму разделу
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие в нашей стране негативные изменения в системе семейных ценностей, рост подростковой преступности, толерантное отношение к агрессивным формам поведения, отсутствие эффективных путей предупреждений девиаций способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Тенденция возрастания девиантного поведения в подростковой среде актуализирует поиск эффективных путей профилактики его возникновения.
Девиация подростков является результатом неспособности привести негативные по своему содержанию побуждения в соответствие с выработанными культурой нормами и правилами самореализации и самоутверждения личности в обществе. Девиантное поведение подростков может быть последствием отсутствия внимания со стороны семьи и школы. Возникновению отклонений в поведении у подростков способствует все чаще выбираемый взрослыми попустительский стиль воспитания, который способствует появлению безответственного поведения, сопротивлению подростков требованиям социума, нарушению взаимосвязи и преемственности между такими звеньями системы воспитания как семья и школа.
Семья, будучи важнейшим институтом социализации, обладает огромными ресурсами в предупреждении девиантного поведения. Но современная семья утратила свое влияние на развитие личности и поведения детей и подростков. В таком случае школа, объединив усилия с родителями учащихся, может стать фактором повышения эффективности девиантного поведения учащихся подросткового возраста. Родители много времени уделяют работе и мало – детям, которые все чаще являются предоставленными сами себе. Школа же чаще всего работу по проблеме девиантного поведения осуществляет при ее фактическом обнаружении.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1 Характеристика девиантного поведения
В современной социально-педагогической литературе девиантным называют поведение, которое отклоняется от социальных норм, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам) [1, с. 84].
Девиантное поведение характеризуется тем, что личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей, так как сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации, носит асоциальный или антисоциальный характер. Как подчеркивает Е.В. Змановская, девиантное поведение наносит реальный ущерб личности или окружающим людям, то есть может носить деструктивный или аутодеструктивный характер [2, с. 102].
Исследователи М.Е. Буторина и А.З. Иоголевич в качестве причин девиантного поведения детей и подростков называют следующие четыре группы: возрастно-психологические, социально-психологические, медико-биологические причины [3, с. 12].
Возрастно-психологические причины девиантного поведения обусловлены особенностями возрастного развития. К психологическим причинам отклоняющегося поведения детей подросткового возраста относятся: подростковый кризис, установки на антисоциальное поведение, индивидуально-психологические особенности. К социально-психологическим причинам возникновения девиантного поведения относятся неблагоприятная ситуация в школе и семейное неблагополучие. Медико-биологические причины отклоняющегося поведения школьников включают наследственные, врожденные и приобретенные факторы [3, с. 13].
По мнению М.М. Миннегалиева, среди многочисленных причин, способствующих девиантному поведению подростков, выделяются:
– семейное неблагополучие и связанные с этим недостатки в воспитании детей (педагогическая некомпетентность родителей, отсутствие должного контроля родителей за детьми; увеличение числа неполных, асоциальных семей);
– приобщение ближайшим кружением подростков к употреблению психоактивных веществ в раннем возрасте;
– недочеты в работе специалистов школы - неорганизованная сфера организации досуга, отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся;
– отрицательное влияние ближайшего окружения (2012) [4, с. 127].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности профилактики девиантного поведения подростков при взаимодействии СППС и родителей в условиях средней школы.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование склонности подростков к девиантному поведения с помощью опросников, обработка и анализ результатов исследования;
3) на третьем этапе были разработаны рекомендации по профилактике девиантного поведения подростков при взаимодействии СППС и родителей в условиях средней школы.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Белоозёрска». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 7-8 классов, из них 15 мальчиков и 15 девочек. Возраст испытуемых – 14-15 лет. Также в исследовании приняли участие 30 родителей учащихся.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить отношение родителей к проблеме девиантного поведения подростков;
2) определить склонность к девиантному поведению у подростков;
3) разработать рекомендации по профилактике девиантного поведения подростков при взаимодействии СППС и родителей в условиях средней школы.
Методы исследования: анкетирование, опрос, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Анкета «Отношение к проблеме девиантного поведения подростков» (собственная разработка).
Назначение: выявление отношения родителей подростков к проблеме девиантного поведения. Данная анкета предназначена для родителей учащихся подросткового возраста. С помощью анкеты можно определить:
– как родители понимают девиантное поведение;
– какие проявления девиантного поведения обнаруживаются у их детей;
– кому родители отводят роль в решении проблемы девиантного поведения подростков;
– как родители считают верным организовать работу в условиях школы по профилактике девиантного поведения?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Раскрыто понятие девиантного поведения. Под девиантным поведением понимается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Личность, которая проявляет девиантное поведение, вызывают негативную оценку со стороны других людей, так как сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации, носит асоциальный или антисоциальный характер. В зависимости от направленности негативного воздействия девиантное может носить деструктивный или аутодеструктивный характер. Особенно ярко девиантное поведение проявляется в подростковом возрасте. Факторами, способствующими возникновению различных форм девиантного поведения, являются негативное влияние ближайшего окружения, школы и личностные особенности подростков.
2. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях школы реализуется в таких основных направлениях как: организация социальной среды, информирование, активное социальное обучение социально-важным навыкам, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, активизация личностных ресурсов, разработка и реализация программы профилактики. Профилактика девиантного поведения подростков включает всех участников образовательного процесса и предполагает психолого-педагогическую помощь подросткам, психолого-педагогическое просвещение среди педагогов, психологическую и социально-педагогическую работа с родителями.
3. Охарактеризовано взаимодействие социально-педагогической и психологической службы и родителей как фактор профилактики девиантного поведения подростков. Взаимодействие специалистов социально-педагогической и психологической службы и родителей является важнейшим фактором профилактики девиантного поведения подростков. Взаимодействие специалистов СППС и родителей основано на установлении непрерывного взаимодействия, согласовании интересов, координации усилий, поиске эффективных форм и методов работы, направленных на предупреждение девиантного поведения. Эффективная профилактика девиантного поведения подростков предполагает организацию сопровождению семейного воспитания подростков с девиантным поведением, осуществления совместных действий школы и семьи.
1. Галич, Г. О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г. О. Галич, Е. А. Карпушкина, Л. Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. –
С. 84-91.
2. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В.Ю. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
3. Зайдуллина, Г. Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста / Г. Г. Зайдуллина // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 11-18.
4. Миннегалиев, М. М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению / М. М. Миннегалиев // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – С. 122-129.
5. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2008. – 765 с.
6. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск : Ильин В.П., 1996. – 192 с.
7. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91–102.
8. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект, 2005. – 336 с.
9. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
10. Ковтун, Л. О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению подростков / Л. О. Ковтун // Вестник КемГУ. – 2012. – № 1. – С. 81-88.
11. Беседина, О. В. Профилактика аддиктивного поведения / О. В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
12. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростка / Г. Ф. Бедулина. – Минск : Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы – детям», 2001. – 172 с.
13. Бедулина, Г.Ф. Инновационные формы работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. – № 2. – С. 22-29.
14. Макеева, Г. А. Модель педагогической профилактики / Г. А. Макеева // Директор школы. – 1999. – № 5. – С. 69-70.
15. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс / Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск: БГПУ, 2013. –216 с.
16. Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В. А. Попов, Н. П. Липнягов // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 410-412.
17. Фурманов, И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения в подростковом и юношеском возрасте / И. А. Фурманов. – Минск : Нац. институт образования, 1997. – 198 с.
18. Егорова, У. Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У. Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
19. Тетерятникова, Л. Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Тетерятникова. – Кострома, 2009. – 20 с.
20. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. – Минск : Аверсэв, 2004. – 365 с.
21. Ковш, Г. И. Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков / Г. И. Ковш // Сацыяльна-педагariчная работа. – 2005. – № 3. – С. 41-44.
22. Воронова, Т. Ф. Профилактика девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения / Т. Ф. Воронова. – Санкт-Петербург : ГБОУ «Средняя школа №444», 2015. – С. 1-42.
23. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова. – М. : Генезис, 2009. – 470 с.
24. Дадова, З. И. Роль школы в социализации подростков / З. И. Дадова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 2. – С. 199-201.
25. Дадова, З. И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением / З. И. Дадова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2013. – № 11. – С. 49-52.
26. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
27. Гуров, В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 532 с.
28. Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательном учреждении : научно-методические рекомендации / сост. Л. Н. Якушева. – Тюмень, 2012. – 71 с.
29. Миннегалиев, М. М. Взаимодействие семьи и школы в процессе профилактики девиантного поведения подростков / М. М. Миннегалиев, Ю. И. Юричка // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 1-9.
30. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю. А. Клейберга и Г. В. Юлаковой. – Ульяновск : УГУ, 2004. – 140 с.
31. Головнева, О. С. Организация процесса изъятия ребенка из социально опасной среды в семье / О. С. Головнева, Н. А. Сасункевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2005. – № 8. – С. 33-34.
32. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М. : Владос, 2005. – 399 с.
33. Васильева, Р. М. Социальное партнерство как механизм реализации задач профилактики девиантного поведения детей / Р. М. Васильева // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 2. – С. 11-13.