ВВЕДЕНИЕ
Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли проект доходы, которые окупят все затраты сил и средств?
Бизнес-план включает в себя все основные стороны производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности предприятия. Следует отметить, что бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 2-3 года, то есть именно на период реализации проекта. При этом для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.
Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
- дает возможность определить жизнеспособность фирмы в условиях конкуренции;
- содержит ориентир, как должна развиваться фирма;
- служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
В связи с тем, что бизнес-план предоставляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организацинно-экономических условиях, он опирается на:
Конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
Всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
Изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне – и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач. Основными из них являются:
Обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;
Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
Определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
Подбор работников, которые способны реализовать данный план.
Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес–предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах. А также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и, в первую очередь, представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.
Бизнес-план является объектом интеллектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите.
Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.
Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес-плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес-плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.
Объект исследования – ЗАО «Вилия».
Предмет исследования – процесс бизнес-планирования на предприятии.
1 БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность, функции и необходимость бизнес-плана
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы [1, c. 115].
Хорошо разработанный бизнес-план помогает малому предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Бизнес-план, как правило, составляет каждое малое предприятие самостоятельно, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности малого предприятия (товара или услуги) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
1. Конкретный проект производства определенного товара (работ, услуг);
2. Всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности малого предприятия, целью которого является выделение его слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных предприятий;
3. Изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых на предприятии для реализации конкретных задач.
Бизнес-план ре является одним из ре составных документов, ре определяющих стратегию ре развития малого ре предприятия. Вместе с тем он ре базируется на ре общей концепции ре развития предприятия, ре более подробно ре разрабатывает экономический и ре финансовый аспект ре стратегии, дает ре технико-экономическое обоснование ре конкретным мероприятиям.
Ключевые ре моменты бизнес-планирования, ре оцениваемые инициаторами ре проекта [4, c. ре 48]:
- ре анализ возможностей и ре необходимости объёма ре выпуска продукта;
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗАО «ВИЛИЯ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Вилия»
Закрытое акционерное общество «Вилия» (далее ЗАО «Вилия») было создано с целью получения прибыли и удовлетворения материальных и социальных потребностей акционеров и членов трудового коллектива.
Предприятие специализируется на оказании фотоуслуг населению и организациям. 84,3 % в объеме бытовых услуг составляют фотоуслуги, оказываемые населению г. Минска. Кроме того, оказываются услуги по прокату DVD дисков и видеокассет, парикмахерские услуги, услуги по ремонту одежды.
В целях обеспечения своей деятельности Общество в установленном законом порядке осуществляет следующие виды экономической деятельности:
- деятельность в области фотографии;
- предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;
- ремонт одежды;
- прокат прочих бытовых изделий и предметов личного пользования;
- производство кино- и видеофильмов;
- копирование записанных материалов;
- копирование видеозаписей;
- розничная торговля;
- сдача внаем собственного недвижимого имущества;
Техническая оснащенность предприятия достаточно высокая. Однако стремительное развитие рынка цифровых услуг требует технического перевооружения и развитие материально-технической базы.
Финансовое состояние предприятия нестабильное, низкая платежеспособность предприятия не позволяет своевременно расплачиваться по своим обязательствам.
Для выхода из сложившийся ситуации необходимо снижение затрат на оказываемые услуги и увеличение объемов услуг за счет внедрения нового оборудования, технологий и расширения оказываемых видов услуг.
Основным источником получения чистой прибыли и устойчивого финансового состояния предприятия является достижение основных прогнозных показателей социально – экономического развития, и реализации следующих
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Основные направления совершенствования бизнес-планирования
В отношении ЗАО «Вилия» можно однозначно утверждать, что только частные конкурентные преимущества и могут обеспечить или улучшить конкурентную позицию организации.
Выбор базовой может быть произведен из следующих вариантов:
– ценовое лидерство;
– дифференциация;
– фокусирование.
Низкоценовой подход в ЗАО «Вилия» проблематичен, поскольку сырье и материалы дешевле не становятся, а рост заработной платы явно опережает рост производительности труда. Преимущество в конечной цене для данной организации предприятия не может быть продолжительным.
В настоящее время ресурсы организации также используются достаточно разумно благодаря установленной системе контроля со стороны руководства, которая базируется на соотношении норматива и фактического расхода сырья, а в отношении финансовых ресурсов весь контроль сосредоточен в руках одного человека – главного бухгалтера. Тем не менее, кроме сохранности ресурсов необходимо обеспечивать также эффективность их использования, что в настоящее время не менее, а может быть и более важно. С этой точки зрения организации необходимо выработать соответствующую стратегию развития, разработать для данной концепции бизнес – план и обеспечить его выполнение с помощью концентрации необходимых для достижения цели ресурсов.
Кроме того, существенное влияние на конкурентоспособность организации (по параметру цены) оказывает себестоимость производимых услуг, которая может учитываться по разному. Затратный подход существенно завышает конечную цену, в то время как не все затраты организации на производство услуг должен оплачивать потребитель. Часть затрат должна быть оплачена из прибыли организации (например, брак). В результате может существенно снизиться конечная цена, что значительно повысит конкурентоспособность услуг. Такая система учета затрат на производство получила название директ – костинг и в настоящее время, в отечественной экономике она практически не используется, несмотря на свою перспективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Были рассмотрены теоретические аспекты бизнес-планирования, было раскрыто понятие бизнес-плана, его виды, его структура и содержание. Бизнес-план – это документ, описывающий все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности и содержащий анализ проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы их решения.
Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития. Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля [16, с.172].
Бизнес-план развития является важным документом для действующей организации, имеющей целью освоение новых направлений хозяйственной деятельности, выход на новые рынки, использование новых методов управления за счёт привлечения как собственных, так и заёмных источников финансирования.
Состав, структура и объём бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления [9, с.68]. В бизнес-плане оцениваются возможные варианты развития ситуации как внутри фирмы, так и вне её. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении её части в виде дивидендов между акционерами.
Единой универсальной структуры бизнес-плана не существует. Однако выделяют всё же основные разделы бизнес-плана, которые содержат информацию, направленную на реализацию целей бизнес-планирования. Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части: титульный лист, обзорный раздел (резюме), описание предприятия, маркетинговый план, производственный план, план сбыта, финансовый план, приложения. Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.
Закрытое акционерное общество «Вилия» (далее ЗАО «Вилия») было создано с целью получения прибыли и удовлетворения материальных и социальных потребностей акционеров и членов трудового коллектива.
Предприятие специализируется на оказании фотоуслуг населению и организациям. 84,3 % в объеме бытовых услуг составляют фотоуслуги, оказываемые населению г. Минска. Кроме того, оказываются услуги по прокату DVD дисков и видеокассет, парикмахерские услуги, услуги по ремонту одежды.
Эффективность работы организации на 2017 г. в целом растет. При росте выручки от реализации в 2015 г. на 3976 тыс. руб. или на 11,5%, а в 2017 г. на 2759 тыс. руб. или на 7,2% в действующих ценах, в сопоставимых прирост составил 2,0% и 8,9% соответственно.
Прибыль от продаж в 2015 г. увеличилась на 883 тыс. руб. или на 48,6%, в 2017 г. на 69 тыс. руб., или на 2,6%, а производительность труда увеличилась в 2015 г. на 11,5%, а в 2017 г. она увеличилась на 7,2%, при неизменном количестве работников. Прочие операции отсутствовали во всех периодах.
Прибыль до налогообложения в 2015 г. увеличилась на 883 тыс. руб. или на 48,6%, а в 2017 г. она увеличилась на 2,6% и составила 2769 тыс. руб., чистая прибыль, между тем, увеличилась в 2015 г. на 706 тыс. руб. (на 48,7%), в 2017 г. она увеличилась на 54 тыс. руб. (на 2,5%). Организация рентабельна, о чем свидетельствует наличие прибыли.
Среднесписочная численность не изменилась, что говорит о планах организации на рост своих показателей в перспективе. Между тем фонд оплаты труда имеет положительную динамику как в 2015, так и в 2017 гг. При этом темп прироста производительности труда во всех периодах ниже темпа прироста заработной платы, что говорит о том, что на предприятии не выполняется один из главных принципов рыночной экономики. В целом, динамика всех показателей как в 2015 г., так и в 2017 г. существенно не отличается. Рост эффективности работы организации в 2015 г. и в 2017 г. заметен.
Финансовое состояние организации нельзя признать удовлетворительным, но его динамика в целом положительная. Оценка финансовой устойчивости является не только частью анализа финансового состояния, но и выясняет вопросы имущественного положения предприятия, ликвидности, платежеспособности, кредитоспособности и рентабельности. Кроме того, анализ финансовой устойчивости вскрывает имеющиеся недостатки и позволяет наметить пути их устранения.
Услуги ЗАО «Вилия» предназначены для внутреннего рынка, поскольку емкость внутреннего рынка далеко не заполнена. Работа на внутреннем рынка требует от ЗАО «Вилия» постоянно конкурировать не только с отечественными, но и с зарубежными предприятиями, поставляющими свою продукцию и услуги в Беларусь.
Основным рынком для ЗАО «Вилия» является город Минск и прилегающий район. Этот рынок поглощает практически все производимые организацией услуги.
Организация занимает активную маркетинговую позицию, позволяющую ей стремиться к лидерству. Проведенный анализ показывает, что необходимы изменения в стратегическом планировании. Не сформулирована миссия компании, стратегические цели и основные принципы работы. Все производственно-экономические показатели работы предприятия хорошие и имеют тенденцию к улучшению. Обобщенный отраслевой и конкурентный анализ требует периодического повторения с учетом реальных результатов практики его применения.
ЗАО «Вилия» является последователем, но может претендовать на роль лидера и имеет достаточно конкурентных преимуществ, на которые руководство фирмы может опереться и есть признаки слабости, с которыми необходимо бороться, что показано с помощью SWOT – анализа.
1 Абрамс, Р. Как составить наилучший бизнес-план для любой отрасли и сферы деятельности. пер.с англ. – М.: Прайм-еврознак. 2013. – 544 с.
2 Большаков, С.А. Бизнес-планирование / С.А. Большаков. // Экономика. Финансы. Управление. – 2011. – № 9. – С. 16 – 18.
3 Буров, В. Бизнес-план фирмы. Теория и практика./ В.И. Буров. – М.: Инфра-М, 2014. –192 с.
4 Вариотская, Н.М. Общие методические подходы к составлению бизнес-планов развития предприятий / Н.М. Вариотская // Планово-экономический отдел. – 2012. – № 2. – С. 162 – 177.
5 Голембиовский, С. Бизнес-план в стиле Russian. – М.: Ось-89. - 2012.– 432 с.
6 Горман, Т. Деловые письма и ведомственные циркуляры. – М.:АСТ - 2015. – 464 с.
7 Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии / И.А. Дубровин. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 432 с.
8 Ефимова, С.А. Бизнес-планирование. Краткий курс / С.А. Ефимова. – Москва: Окей-книга, 2011. – 112 с.
9 Зелль, А. Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. – М.: Ось-89, 2013. – 240 с.
10 Крум, Э.В. Бизнес-планирование / Э.В. Крум, Г.М. Важдаева, О.Э. Выскварко. – Минск: РИВШ, 2011. – 92 с.
11 Лещенок, И.П. Актуальные вопросы бизнес-планирования / И.П. Лещенок // Право: законодательство. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/dop/plan/plan0009.htm– Дата доступа: 25.09.2018.
12 Лосев, В. Как составить бизнес-план. Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей. – М.: Вильямс. 2014. – 288 с.
13 Лопарева, А.М. Бизнес-планирование (профессиональное образование) / А.М. Лопарева. – М.: Форум, 2011. – 143 с.
14 Мисуно, П.И. Особенности разработки, утверждения, экспертизы, согласования и реализации прогнозов и бизнес-планов развития коммерческими организациями Республики Беларусь / П.И. Мисуно // Планово-экономический отдел. – 2012. – № 2. – С. 131 – 162.
15 Морошкин, В. Бизнес-планирование. – М.: Форум. 2012. – 288 с.
16 Найденков, В.И. Бизнес-планирование: теория и практика: учеб. пособие / В.И. Найденков, О.Н. Бекетова. – М.: Приор-Издат, 2012. – 288 с.
17 Новикова, Д.А. Разработка бизнес-плана: финансово-экономические расчеты / Д.А. Новикова // Экономика. Финансы. Управление. – 2012. – № 5. – С. 7 – 14.
18 Олизаревич, Ю.Л. Экономия на бизнес-планировании: методы и последствия / Ю.Л, Олизаревич // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2011. – № 19. – С. 30 – 36.
19 Орлова, Е. Бизнес-план. Методика составления и анализ типовых ошибок. – М.: Омега-Л. 2012. – 160 с.
20 Петров, К. Как разработать бизнес-план. Практическое пособие с примерами и шаблонами. – М.: Вильямс. 2014. – 384 с.
21 Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1674 от 16.12.2006 «О создании и введении в опытную эксплуатацию информационной аналитической системы мониторинга бизнес-планирования и финансового положения организаций». – Режим доступа http://government.by: 8080/ru/rus_solution2351.html. – Дата доступа 25.09.2018.
22 Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. №158 «Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов». – Режим доступа http://pravo.kulichki.com/zak/ new03/newc 5017.htm. – Дата доступа 23.09.2018.
23 Попов, В. Финансовый бизнес-план. – М.: Финансы и статистика. 2015. – 464 с.
24 Ридинг, К. Стратегическое бизнес-планирование. Динамическая система повышения эффективности и обеспечения конкурентного преимущества. – М.: Баланс бизнес букс. - 2015. – 382 с.
25 Савицкая, Г.В. Показатели финансовой эффективности предпринимательской деятельности: обоснование и методика расчета / Г.В. Савицкая // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – №39. – С.14-22.
26 Соколовская, Е.А. Роль бизнес-плана в условиях нестабильности / Е.А. Соколовская // Планово-экономический отдел. – 2012. – № 7. – С. 45 – 47.
27 Соколовская, Е.А. Ошибки, допускаемые при проведении финансово-экономических расчетов бизнес-плана / Е.А. Соколовская // Планово-экономический отдел. – 2012. – № 2. – С. 35 – 37.
28 Стукалова, А. Бизнес-план за 90 минут / А.И. Стукалова. – М.: АСТ. 2012. – 108 с.
29 Чернобривец, А.С. Бизнес-планирование в организации / А.С. Чернобривец // Экономика. Управление. Финансы. – 2012. – № 3. – С. 17 – 23.
30 Черняк, В.З. Бизнес-планирование: учебник для вузов./ В.З.Черняк. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 470 с.
31 Харевич, Г.Л. Бизнес-план предприятия. База планирования / Г.Л. Харевич // Планово-экономический отдел. – 2012. – № 2. – С. 40 – 43.
32 Янушкевич, В.В. О некоторых вопросах разработки бизнес-планов развития организаций министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь / В.В. Янушкевич // Экономика. Финансы, Управление. – 2012. – № 2. – С. 13 – 17.