ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность патриотического воспитания
1.2 Особенности патриотического воспитания в младшем школьном возрасте
1.3 Педагогические условия патриотического воспитания учащихся
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Определение уровня проявления патриотизма учащимися 2 класса
2.2 Программа патриотического воспитания учащихся 2 класса
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена человеческого общества преданность своей Родине считалась одной из наивысших ценностей. Современные общественные отношения зачастую под воздействием различных факторов, особенно информационных, становятся сложными. Личность ребенка встречается в процессе социализации с рядом факторов, затрудняющих адекватное восприятие действительности, меняющих мировоззрение и осознание духовно-нравственных ценностей. Одной из таких ценностей является патриотизм, представляющий собой яркий феномен в жизни ребенка, молодежи и взрослого. Патриотизм сегодня все более актуализируется в связи с тенденцией разнонаправленного содержания международных отношений Республики Беларусь. Одной из основных педагогических целей на современном этапе развития общества является воспитание патриотизма детей и молодежи, создание условий и совершенствование педагогических средств, способствующих становлению гражданской позиции, любви к Родине и преданности Отечеству.
В процессе развития педагогической мысли проблема патриотического воспитания актуализировалась в трудах философов, мыслителей, ученых и практиков. Следует отметить, что предпосылки патриотизма появляются еще в первобытном обществе, проявляясь, прежде всего, в приверженности к своему племени или роду. В трудах Конфуция, Сократа, Демокрита, Перикла и других мыслителей уделяется внимание таким ценностям как любовь к семье, своему народу, стране (Конфуций).
Современные подходы к проблеме патриотического воспитания отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: Е.Ю. Александровой, Л.А. Кондрыкинской, С.Е. Матушкина, Н.В. Адаевой и др. Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы.
Актуальность данной темы заключается в потребности воспитания у детей понятий о принадлежности к гендерной, семейной, гражданской общности, патриотических чувств, осознания принадлежности к собственной семье и к коллективу детей и взрослых; к мировому сообществу.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность патриотического воспитания
В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования и воспитания. Воспитание в широком социальном смысле включает в себя воздействие на личность и общество окружающей среды, в узком смысле – это целенаправленная деятельность по формированию у личности определенных качеств.
Важной частью в системе воспитательной работы является воспитание патриотизма.
По мнению В.Е. Лях, термин «патриотизм» происходит от греческих patriots – соотечественник, patris –родина, отечество и определяется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [7].
Как отмечает Н.В. Адаева, в современной науке данный термин понимается по-разному, в зависимости от того, какие аспекты исследуются: политология раскрывает патриотизм как политический принцип и политическую ценность (Т. В. Беспалова, А. А. Герасимова, В. А. Коробанов и др.); философия и социология рассматривают его как социальное, духовное, культурное явление, глубокое нравственное чувство (В.Г. Валуев, С.И. Иванова, Ю. П. Сентюрин, Г. А. Тихомиров и др.); теология – как важнейший компонент духовного развития личности на основе глубокого религиозного содержания (архиепископ Львовский и Галицкий Августин, Н.А. Гаголин, игумен Филарет и др.); психология – как системно‐функциональное свойство личности (М. Н. Борисова, Н. А. Левина, А. В. Потемкин и другие исследователи). В педагогической науке патриотизм определяют как нравственное качество личности (Н. И. Болдырев, Т. А. Ильина, И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова и др.), комплекс взаимосвязан и взаимодействующих качеств личности, или системное качество, составляющее духовно‐нравственную основу личности, (Л. Д. Столяренко, Е. А. Есина, И.П. Финский); интегральное комплексное качество (А. В. Дудко, С.В. Матвеева) [1, с. 130].
Выводы по главе 1
Проанализировав педагогическую и психологическую литературу по выбранной теме, можно сделать следующие выводы.
Патриотическое воспитание как педагогическая цель отражается в результатах, которые могут быть достигнуты только в процессе системной работы всех субъектов воспитательного процесса. Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений государственной, научной, педагогической и общественной деятельности. Проявляясь в духовно-нравственных ценностях, патриотизм становится залогом национальной безопасности и гармоничности личностного развития.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Определение уровня проявления патриотизма учащимися 2 класса
Перед современной системой образования наряду с обращением к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка, стоит важнейшая задача воспитания патриота и гражданина своей страны.
Младший школьный возраст сензитивный период для ознакомления детей с общественной жизнью, усвоения детьми нравственных норм, воспитания патриотических чувств.
Процесс патриотического воспитания тесно связан с освоением детьми представлений о Родине, традиций и культуры своего народа, формированием опыта патриотического поведения.
В практике работы широко используются традиционные методы патриотического воспитания: пример взрослого, беседа, чтение художественного произведения, убеждение, упражнение. В современных условиях их ряд дополняют проектный метод, видеопрезентации, дискуссии и другие. Многочисленны формы организации патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Среди них выделяются занятия, виртуальные экскурсии, игры–путешествия, встречи, праздники, парады, музеи, экспозиции, игротеки, телепередачи, мастерские.
Свою работу с детьми младшего школьного возраста мы начинали с изучения уровня сформированности представлений о патриотизме, о Малой Родине, стране, о народных традициях и обычаях, отношения детей к мероприятиям патриотической направленности, умений поступать в соответствии с нормами, принятыми в обществе.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе СШ № г. Могилева. В исследовании принимали участие 18 учащихся 2 класса.
Выводы по главе 2
Проведя методическую работу по патриотическому воспитанию младших школьников, можно сделать следующие выводы.
Выявляя исходный уровень проявления патриотизма учащимися 2 класса по диагностирующей методике «Я – патриот» можно прийти к выводу, что учащиеся 2 класса имеют в большинстве низкий и средний уровень формирования патриотизма.
Исходя, из выше сказанного в СШ № г. Могилева проводилась системная работа по формированию патриотизма у детей младшего школьного возраста. Подводя итог работы, можно отметить, что:
- у детей расширились знания о народной культуре, традициях, обычаях народа;
- появилось уважительное отношение как к культуре собственного этноса, так и толерантное отношение к другим этническим культурам;
- повысился не только уровень проявления патриотизма, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотическое воспитание юного поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т.д.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач.
1. Развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнить гражданские обязанности в мирное и военное время;
2. Расширение знаний о родном крае, роде, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
3. Изучение живой национальной культуры, народного искусства;
4. Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам Республики Беларусь.
В предлагаемой курсовой работе мы проанализировали и описали особенности патриотических представлений у детей младшего школьного возраста в СШ № г. Могилева. В исследовании принимали участие 18 учащихся 2 класса.
В ходе констатирующего эксперимента была проведена диагностическая методика на выявление уровня проявления патриотизма учащимися 2 класса.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что у детей недостаточно развиты представление о патриотизме. С целью повышения представлений о патриотизме среди учащихся 2 класса нами была апробирована специальная программа.
1. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование. – 2012. – № 1. – С. 130–134.
2. Валеева, Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: дис. … канд. пед. наук / Г.Х. Валеева. – Челябинск, 2006. – 190 с.
3. Горина, Н.К. Основные направления патриотического воспитания в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625390/. – дата доступа
4. Ильичев, И.М. О сущности, содержании и значении патриотизма / И.М. Ильичев // Вестн. Рос. Филос. Об-ва. – 2002. – № 3. – С. 84–92.
5. Казиев, Н.Э. Механизм патриотического воспитания современной российской молодежи / Н.Э. Казиев, М.Д. Магоррамов, З. К. Нухова // Известия ДГПУ. – Махачкала, 2017. – № 1. – С. 52–56.
6. Коган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования / М.С. Коган. – М.: Политиздат, 1974. – 376 с.
7. Лях, Е.В. Концепция патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями белорусского народа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-v-protsesse-oznakomleniya-s-kulturno-istoricheskimi-traditsiyami. – Дата доступа:
8. Матушкин, С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителям / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 19 с.
9. Мусаканова, М.М. Значение нравственно-патриотических мотивов в воспитании младших школьников / М.М. Мусаканова // Современный менеджмент: проблемы, модели, перспективы. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. – С. 50–52.
10. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Никонова. – Минск: Народная асвета, 1991. – 120 с.
11. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: дис. … д‐ра пед. наук / В.В. Пионтковский. – Якутск, 2006. – 346 с.
12. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Давыдова. – М., 1999. – Т.2. – 591 с.
13. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа / сост. О.М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013. – 288 с.
14. Снопко, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования / Н.М. Снопко. – М., 2007. – 33 с.
15. Столяренко, Л.Д. Педагогика: учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов‐на‐Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
16. Храмова, А.Ю. Патриотическое воспитание молодежи: основные направления и современные тенденции / А.Ю. Храмова, И.В. Рыбак // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, специалистов и практиков, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников. – 2018. – С. 105–110.
17. Черепанова, А.А. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в проектной деятельности / А.А. Черепанова // Исследование различных направлений современной науки. – Астрахань: Олимп, 2018. – С. 230–231.