Введение
Глава 1. Типология устной речи
1.1 Устная речь
1.2 Определение спонтанной речи
1.3 Подготовленная речь
1.4 Монологическая и диалогическая речь
1.5 Разговорный и книжный стили устной речи
1.6 Чтение вслух речи
Глава 2. Понятие речевого ритма
2.1 Речевой ритм и его типы
2.2 Фонетическая специфика тактосчитающего ритма
2.3 Фонетическая специфика слогосчитающего ритма
2.4 Фонетическая специфика моросчитающего ритма
Глава 3. Анализ речевого ритма в спонтанной и подготовленной английской речи
3.1 Экспериментальный материал и методика исследования
3.2 Анализ речевого ритма по параметру длительности
3.3 Анализ речевого ритма по параметру интенсивности
3.4 Анализ речевого ритма по тонально-мелодическому параметру
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена рассмотрению и анализу такого фонетического явления, как ритм английской спонтанной и подготовленной речи. Ритм представляет собой иерархическую систему, состоящую из единиц различных уровней. Практически любой речевой сегмент может стать ритмической единицей, если он приобретает черты соизмеримости с единицами того же уровня.
В процессе овладения языком особенно актуальными выступают задачи формирования правильного оформления речи. В данной работе дается характеристика ритма в спонтанной и подготовленной английской речи, рассматриваются единицы ритма и его особенности.
Ритм возможен в любом типе коммуникации и является главным фактором, который вносит порядок в высказывание. Он формируется всеми компонентами просодии и является системным явлением в языке. Следовательно, тренировка ритма является важной в процессе овладения иноязычной речью [2].
Актуальность данной работы обусловлена сложностью овладения спецификой речевого ритма в условиях искусственного билингвизма, особенно если это касается спонтанной речи.
Спонтанная речь в последнее время стала объектом пристального внимания лингвистов и психолингвистов, так как этот вид речи является основополагающим в изучении иностранных языков. Такие лингвисты как Л.П. Смененко, И.П. Амзаракова, F. Goldman-Eisler, С.Е. Osgood не раз подчёркивали значимость изучения этого вопроса. В настоящее время мы можем наблюдать увеличивающийся интерес большого круга исследователей к вопросу неподготовленной речи, что вызвано не только научным интересом, но и большим практическим значением для разных областей лингвистики, в частности для практики иностранного языка в устной форме.
ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
1.1 Устная речь и её типы
Изучение устной речи невозможно без учета типологии речевых высказываний. Устная речь гетерогенна по природе своего порождения и функционированию. Данное обстоятельство отражается в разнообразии терминов, используемых в работах по типологии речи: форма, вид, тип, разновидность речи. Речевой ритм в настоящем исследовании изучается, как уже было указано, в чтении и спонтанной речи, определяемыми в работе как две основные формы устной речи и одновременно как два различных вида речевой деятельности ("genuine conversation" и "reading aloud") [29].
Разграничение спонтанной речи и чтения в работе как разных форм устной речи объясняется тем, что, во-первых, чтение, в отличие от говорения, имеет непосредственную соотнесенность с письменной формой речи и, как вид речевой деятельности, оно представляет собой процесс транспонирования письменной речи в устную. Спонтанная речь в гораздо большей мере соотносится с устной формой, так как процент спонтанных письменных произведений (черновиков, записок и т.д.) несоизмеримо меньше, чем устных.
Следует отметить, что дискуссионным является не только употребление терминов «форма», «вид», «тип», «разновидность» речи, но и само понятие «устной» речи, которое часто отождествляется с понятиями «разговорная» и «спонтанная» речь. Смешение понятий спонтанной и разговорной речи, по мнению ряда авторов, неправомерно, поскольку разговорная речь – это явление стиля. В то же время спонтанная устная речь может реализовываться в рамках разных стилей: официально-делового, научно-публицистического, непринужденно-бытового (разговорного), а также в различных формах – устной и письменной (записки, пометки, комментарии, черновики и т.д.).
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО РИТМА
2.1 Речевой ритм и его типы
Речевой ритм – это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее такие функции как: структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную. Речевой ритм является одним из проявлений фундаментальной закономерности природы, ее ритмичности. Его цель – это эстетическая организация стихотворного и прозаического художественного текста. Наиболее ярко речевой ритм прослеживается в стихотворных текстах, наименее – в спонтанной диалогической речи.
В формировании речевого ритма участвуют различные языковые средства: звуковые, интонационные, синтаксические, лексико-семантические. Особенности речевого ритма в конкретном тексте подчинены его основной идее.
Периодичность в речи на фонетическом уровне создается различными факторами: звуковыми (сегментными) и просодическими (супрасегментными). Смену согласных и гласных, повторение одинаковых звуков (аллитерация, ассонанс) или группы звуков и т.п. относят к звуковой периодичности м. К просодическим относится периодичность употребления определенных тонов, акцентных структур, мелодичных контуров и т.п.
Единицей речевого ритма можно считать явление, способное образовывать периодичность. В разных языках базовые явления, которые составляют периодичность, различны. Выделяют два основных типа минимальных единиц ритма: слог и ритмическую группу (такт), и, соответственно, два основных типа ритма: слогосчитающий и тактосчитающий.
А) В слогосчитающих языках периодическому повторению подвержены любые слоги, как ударные, так и безударные, поскольку в этих языках практически отсутствует редукция безударных гласных.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО РИТМА В СПОНТАННОЙ И ПОДГОТОВЛЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ
3.1 Экспериментальный материал и методика исследования
Экспериментальный материал для проведения данного исследования был получен путем осуществления аудио записей носителей английского языка. В качестве дикторов выступили двое носителей английского языка. Речь дикторов представляла собой стандартное произношение соответствующих языков. Испытуемым было предложено рассказать историю из жизни, а затем прочесть ее как фрагмент письма. Общая продолжительность звучания текстов составила приблизительно 10 минут.
Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе аудиторам-специалистам в области фонетики были предъявлены записи соответствующих текстов. Их задача состояла в выполнении просодической транскрипции.
На втором этапе проводился акустический анализ экспериментального материала с помощью специального программного обеспечения “Sound Forge 6.0” и “Praat”. Дополнительно использовались методы математико-статистической обработки данных. Исследовались следующие параметровые признаки:
• средняя длительность слогов в спонтанной и подготовленной речи;
• длительность безударных слогов в ритмогруппах различной протяженности;
• усредненная длительность временных промежутков между ударными слогами в спонтанной и подготовленной речи;
• интенсивность проклитиков, ударных слогов и энклитиков в спонтанной и подготовленной речи.
На третьем этапе данные акустического анализа получили лингвистическую интерпретацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было рассмотрено и проанализировано такое фонетическое явления, как речевой ритм. В ходе исследования нами был выполнен ряд задач, одной из их которых было изучение ритмического оформления английской спонтанной и подготовленной речи. В результате практического исследования мы можем сделать вывод о том, что в английском языке фразовое ударение и ритм играют важную конститутивную роль. Они являются средством проявления структурирующей, текстообразующей и экспрессивно-эмоциональной функции.
Анализ литературы свидетельствует о том, что единица ритма может соотноситься со слогом или с акцентно-ритмической группой. Настоящее исследование позволило нам подтвердить тяготение английского речевого ритма к тактосчитающему типу языков. Данный вывод подтвердился на всех стадиях акустического анализа. Однако существенные различия были обнаружены в распределении длительности ударных и безударных слогов, а также в степени контрастирования по динамическим характеристикам в сопоставляемых видах речи. Согласно полученным экспериментальным данным тактосчитающий ритм менее ярко выражен в спонтанном говорении.
Одним из основных выводов можно считать заключение о том, что при изучении английского языка большое внимание должно уделяться правильной акцентно-ритмической организации речи во избежание иноязычного акцента.
Перспективу данного исследования может составить компаративное изучение целого ряда языков на предмет их ритмической организации. Такой сопоставительный анализ позволит более точно понять место английского языка на шкале от наиболее ярких представителей тактосчитающего ритма до явных представителей слогосчитающего ритма.
1. Андреева Д.И. фонетические признаки ритмической группы в английском языке. Экспериментально-фонетическое исследование. Автореф. канд. дис. М., 1979.
2. Антипова А.М. Система английской речевой интонации. М., 1979.
3. Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. – М.: Высшая школа, 1984. – 117 с.
4. Анощенкова A.M. Интонационные характеристики спонтанной речи и чтения диалогического текста (экспериментально-фонетическое исследование) Дис. канд. филол. наук. – М., 1977. – 184 с.
5. Барышникова К.К. Ритм и интонация//Экспериментально-фонетические исследования речи. Минск, 1969. — Вып.З. — С. 15-26. Бах А. История немецкого языка: Пер.с нем. — М.: Изд-во иностр.лит., 1956. — 343с.
6. Барышникова К.К. Ритм-ударение – интонация.- Вопросы фонологии и фонетики: Тезисы докладов советских лингвистов на 7 Международном конгрессе фонетических наук (Монреаль. 1971), 1971, часть 1.
7. Богомазов Г.М. Ритмические упражнения и консонантная структура русских слов. Трехсложная ритмическая модель//Русский язык за рубежом. — 1977. — №5. — С.11—15.
8. Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. – Ленинград: Высшая школа, 1981. – 120 с.
9. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. – СПб.: Высшая школа, 2000. – 146 с.
10. Бочкарев А.Е. Текстообразующая функция ритма (на материале французского языка): Автореф.дис. . канд.филол.наук. М., 1987. — 26с.
11. Бурая Е.А. Роль просодии в формировании ритма спонтанной диалогической речи: Автореф. дис. канд. филол. наук / Е.А. Бурая. – М., 1983. – 23 с.
12. Бурая Е.А. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс/ Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.Л. Мевченко.- М.: Издательский центр «Академия», 2006, – 272 с.
13. Васильев В.А., Фонетика английского языка. Нормативный курс. – Ленинград: Высшая школа, 1980. – 256 с.
14. Верещагин Е.М. Вопросы теории речи и методики преподавания иностранных языков / Е.М. Верещагин. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1969– 90с.
15. Гертнер Р.И. Ритмические структуры в английском языке // Функционально-стилистическая дифференциация английского произношения / Межв.сб.науч.тр.МГПИ им.В.И.Ленина. — М., 1983. — С.21-31.
16. Гертнер Р. И. Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи: Автореф.дис. . канд.филол.наук. — М., 1985. — 15с.
17. Дощинская Ю.В. Фонетические особенности английской спонтанной речи/ Ю.В.Дощинская // Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2002 г.- Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова,2003,-156 с.
18. Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритмическая организация прозы// Пространственно-временная и ритмическая организация. — М., 1986. — Вып.265. — С.92—105.
19. Карневская Е.Б. Практическая фонетика английского языка на продвинутом этапе обучения: учеб./ Е.Б. Карневская, Е.А. Мисуно, Л.Д. Раковская – 2-е изд. – Мн.:Аверсэв, 2005. – 400 с.
20. Князева Н.И. Ритмическая организация научной речи: Автореф.дис. канд.филол.наук. Минск, 1980. — 18с.
21. Потапов В.В. Речевой ритм в диахронии и синхронии // В.В. Потапов. – Москва: МГЛУ, 1996. – 182 с.
22. Кодзасов С.В. Уровни, процессы и единицы в интонации / С.В. Кодзасов // Проблемы фонетики. Вып. III. – М. : Наука, 1999. – 293 с.
23. Мирианашвили М.Г. Некоторые вопросы ритмики звучащего текста//3вучащий текст/Отв.ред. Ф.М.Березин. М.: ИНИОН АН СССР, 1983. – С.77-91.
24. Потапов В. В. К проблеме ритмической организации английской прозаической речи//Актуальные проблемы англистики. Межвуз.сб.науч.тр.ПГПУ им.М.В.Ломоносова. — Архангельск, 1992. — С.5—16.
25. Потапов В.В. Речевой ритм в диахронии и синхронии. — М.: МГЛУ, 1996. -180с.
26. Смирнова А.И., Кронидова В.А. Практическая фонетика английского языка. – СПб.: РИД, 1996. – 92 с.
27. Торсуев Г.П. Фонетика английского языка. М.,1950.
28. Трубецкой Н.С. Основы фонологии.– М.: Высш. школа, 2000. – 43 c.
29. Abercrombie D.A. Studies in Phonetics and Linguistics.-Ldn, Oxford: Univers. Press. 1965.
30. Crystal D. Prosodic System and Intonation in English. Cambridge, 1969.
31. Jones D. An outline of English phonetics. – Cambridge: CUP, 1976. – 246 р.
32. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners [Electronic resource]. – Electronic dat. (891 Mб). – Oxford: Oxford University Press, 2005. – CD-RW – 1 диск.
33. O'Connor J.D. Better English Pronunciacion. – London: CUP, 1995. – 150 р.
34. Roach P. English phonetics and phonology. – Cambridge: CUP, 1976. – 262 p.
35. Wells, J.C. Longman Pronunciation Dictionary. – Longman., 1990. – 340 p.