ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка
1.2 Проблема руководства сюжетно ролевой игрой детей старшего возраста
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
2.1 Методика руководства сюжетно-ролевой игрой
2.2 Разработать педагогические рекомендации по руководству сюжетно – ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является один из самых познавательных возрастов, именно в этом возрасте у ребенка закладывается знания об окружающем мире, от того каким образом информация будет донесена до детей зависит их дальнейшее восприятие и развитие.
Современные дошкольные учреждения оснащены разнообразными инновационными технологиями работы с детьми, что вызывает у дошкольников повышение нагрузки, все это обусловлено тем, что игровая деятельность дошкольников является ведущей деятельностью. Освоение и формирование знаний происходит именно в игровой деятельности. В сюжетно – ролевой игре дошкольники реализовывают себя с различных сторон, как активные участники происходящих событий, важным является и то, что именно в игре у детей выражаются наиболее ярко мышление и воображение, а так же эмоциональность, активность.
Сюжетно-ролевая игра является одним из самых доступных видов деятельности для детей дошкольного возраста, а так же одним из способов переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, так в игре у дошкольников проявляется воображение и мышление, активность, эмоциональность, потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
Необходимо отметить, что в процессе сюжетно-ролевых игр у дошкольников создается радостное, бодрое настроение, происходит удовлетворение в двигательной активности детей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка
К творческим сюжетно-ролевым играм относятся игры, сюжет которых придумывают сами дети, в таких играх обычно находит свое отражение, детские впечатления, знания, а так же представления ребенка об окружающем мире и отношениях в социуме. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Д. Б. Эльконин отмечал, что в играх проявляется творческое воображение ребенка, что вместе с тем позволяет оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным участником жизни взрослых [15, с. 74].
Зачастую дети не только отражают в игре реальную действительность, но и создают желаемый жизненный шаблон.
Знаменитым психолог Л. С. Выготский в своих работах отмечал значимость детской игры как, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [5, с. 15].
Сюжетно-ролевая игра имеет значимое место в нравственном, трудовом, эстетическом и физическом развитии детей, а так же необходимо отметить, что игра имеет огромное значение в образовательном развитии детей дошкольного возраста, которая в свою очередь связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ
Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет значимое место в нравственном, трудовом, эстетическом и физическом развитии детей, а так же необходимо отметить, что игра имеет огромное значение в образовательном развитии детей дошкольного возраста, которая в свою очередь связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
В сюжетно-ролевой игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дошкольники изображают людей разных профессий, подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Иногда в процессе игры дошкольники изготавливают необходимые атрибуты.
Воспитателю необходимо учитывать интересы воспитанников, помогать друг другу в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли.
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
2.1 Методика руководства сюжетно-ролевой игрой
В дошкольной педагогике широко используется понятие «развитие сюжетно-ролевой игры», что в буквальном смысле означает руководство сюжетно-ролевой игрой.
Сюжетно-ролевая игра является самостоятельной деятельностью детей старшего дошкольного возраста, воспитатель знает, что только при участии его у детей будут формировать правильные навыки игровых умений. Перед педагогом стоит задача, прежде всего, быть тактичным, корректным, вызывающим у детей положительные эмоции [14, с. 42].
По мнению А.П. Усовой сюжетно - ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста является способом овладения определенных навыков, а так же способ исследования и ориентации в окружающим мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях [1, с. 21].
В ходе сюжетно-ролевой игры у дошкольников появляется свой мир, поэтому воспитателю необходимо владеть в полной мере навыками и терпением, чтоб дошкольник мог себя в полной мере проявить в сюжетно-ролевой игре.
В своих трудах А.П. Усова отмечала важность руководства сюжетно-ролевых игр дошкольников, дети должны, прежде всего, четко понимать значение и смысл игры.
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
Таким образом, необходимо отметить, что сюжетно-ролевая игра является самостоятельной деятельностью детей старшего дошкольного возраста, педагог четко понимает, что только при участии его у детей будут формировать правильные навыки игровых умений.
Необходимо отметить, что у дошкольников невозможно сформировать определенный стереотип взаимоотношений в игре, необходим личностный подход с учетов возрастных особенностей, психического и эмоционального состояния, а так же с учетов потребностей детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачи курсового проектирования были выполнены: была изучена психоло-педагогическая литература по особенностям руководства сюжетно – ролевыми играми в старших группах дошкольного учреждения; разработаны педагогические рекомендации по руководству сюжетно – ролевыми играми детей старшего.
Проанализировав теоретические вопросы руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников, было выявлено, что каждый из детей по-своему реагирует на участие педагога в игре, ключевым моментов является поведение дошкольника при участии педагога: они не грубят своим сверстникам, а предлагают участвовать малоактивных детям.
На основании изученной психолого-педагогической литературы необходимо так же отметить, что ролевая игра является ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Именно в ней зарождаются и развиваются творческое воображение, образное мышление, самосознание.
Формируя навыки общения, педагогу необходимо поднимать авторитет всех дошкольников: наделив такого ребенка дополнительной, еще незнакомой ранее информацией, чтобы вызвать у них интерес к общению; учить его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх.
Игра дошкольника способна не только упорядочить поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, своё отношение к миру и сверстникам.
1. Бабаева, Т.И. Игра в социокультурном развитии / Т.И. Бабаева // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / [под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой]. – СПб., 2004. – 192 с.
2. Белоус, А.Н. Учите детей познавать мир: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А.Н. Белоус. — Минск: НИО; Аверсэв, 2009. – 130 с.
3. Васильева, О.К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорус. и рус. яз. обучения / О. К. Васильева. — Мозырь: Содействие, 2015. — 3-е изд. — 152 с.
4. Воображаем, размышляем, творим…; пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. Мозырь: Белый Ветер, 2006. – 204 с.
5. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М., 2006. 118 с.
6. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск: НИО, 2012. — 184 с.
7. Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт мир и себя / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. — Минск: ИВЦ Минфина, 2002. 13. Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт рукотворный мир / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. — Минск: Зорны верасень, 2008. – 98 с.
8. Лобынько, Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников / Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. — Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 220 с.
9. Обухова, Т.И. Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (дети с нарушением речи и с нарушением слуха) / Т.И. Обухова. – Минск: Зорны Верасок, 2003. – 64 с.
10. Организация самостоятельной игровой деятельности: примерная тематика игр и перечень игрового материала: метод, рек. / сост. Т.К. Князева [и др.]; Учреждение образования «Минский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки кадров». – Минск: МГОИПК, 2007. – 82 с.
11. Развитие личности ребенка в деятельности: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / под ред. Л.Б. Горунович. – Минск: Беларусь, 2002. – 128 с.
12. Социализация дошкольника через игру: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / автор – сост. Т.В. Пятница. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 67 с.
13. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. «Национальный институт образования», 2012 г. – 416 с.
14. Юшкевич, Н.С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазеры» (для специалистов, занятых в системе дошкольного образования) / Н.С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008. – 105 с.
15. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Москва: Педагогика. 1978. – 212 с.