Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы табакокурения в подростковой среде
1.1 Табакокурение как социально-педагогическая проблема
1.2 Особенности социализации личности в подростковом возрасте
1.3 Факторы, причины и особенности табакокурения в подростковой среде
Глава 2 Организация социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения в подростковой среде
2.1. Социально-педагогическая диагностика склонности к табакокурению среди подростков
2.2. Направления, формы и методы социально-педагогической профилактики табакокурения
2.3. Программа социально-педагогической профилактики табакокурения в подростковой среде
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы феномен курения приобрел глобальные масштабы. Нет сейчас ни одного уголка в мире, где люди не употребляли бы табак. Очевидно, что социальные и экономические потери для общества, наносимые курением табака, стали государственной проблемой для множества стран, особенно развивающихся и стран с переходным типом экономики. К сожалению, несмотря на то, что доказано многогранное негативное воздействие курения непосредственно на здоровье человека, люди не спешат избавляться от этой пагубной привычки. Разнообразное потребление табака вызывает незаметную, на первый взгляд, курильщику наркотическую зависимость от никотина и при длительном употреблении приводит к возникновению серьезных хронических заболеваний.
Также следует отметить, данная проблема не теряет своей актуальности. На сегодняшний день возросло число людей, использующих электронные сигареты в качестве заменителя. Особенно это стало актуально в подростковой и юношеской среде. Дети, употребляющие электронные сигареты, называют себя «вейперами» - от английского vapour – «пар». Сам процесс употребления обозначается глаголом «парить», то есть пускать пар. Поскольку большинство таких сигарет содержит никотин, то электронные сигареты по вредному воздействию на организм приравниваются к обычным.
Проблема никотиновой зависимости и профилактика табакокурения рассматривалась такими отечественными и зарубежными учеными-исследователями, как Г.Ф. Бедулина, А.Н. Сизанов, Л.И. Смагина, В.В. Чечет. Такими исследователями, как В. В. Барцалкина, Н. Дарлин, П. Камсилле, семья определяется в качестве ведущего фактора приобщения или отвержения табакокурения. Активное участие родителей в жизни детей, высокий уровень родительского контроля зарубежные исследователи (Н. Дарлин, П. Камсилле, К. Г. Хилл) считают значимыми при формировании у ребенка установки на отвержение курения. Нарушенные внутрисемейные отношения, напротив, могут стать причиной начала курения среди детей (А. Я. Варга, Б. Г. Саймонс-Мортон, Т. Фархэт). Особое внимание зарубежные исследователи (К. Эндерсон, С. Т. Эннетт, К. Е. Баумэн, В. Хэнсэн) уделяют социальным нормам того образовательного учреждения, в котором ребенок обучается, а также отношениям со сверстниками. М. Никтэр, Н. Вукович, Б. Б. Борсари, К. Б. Кэри, С. Т. Эннетт, К. Е. Баумэн и другие ученые связывают начало курения с желанием быть популярным среди сверстников. Психологи К. Коубэс, К. А. Урберг, С. М. Дегирменциоглу, К. Пилгрэм отмечают связь между наличием курящего лучшего друга и началом курения среди мальчиков-подростков, однако данная тенденция не прослеживается в отношении девочек. Рассматривая личностный уровень изучения проблемы табакокурения, такие авторы как М. Г. Гитинова, Е. И. Дубровинская, подчеркивают, что курящие подростки обладают неадекватной самооценкой, которая может быть связана с неуверенностью в себе; в иерархии ценностей у некурящих молодых людей ценность здорового образа жизни является значимой. В рамках концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности (А. Л. Журавлев, В. П. Позняков) рассмотрены различия между компонентами психологических отношений по отношению к курению.
Цель исследования: разработать и обосновать программу социально-педагогической профилактики табакокурения подростковой среде.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: табакокурение в подростковой среде.
Задачи исследования:
– охарактеризовать табакокурение как социально-педагогическую проблему;
– определить особенности социализации личности в подростковом возрасте;
– изучить факторы и причины табакокурения в подростковой среде;
– осуществить социально-педагогическую диагностику склонности к табакокурению среди учащихся.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тест «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов), анкета «Курение и подросток», методы анализа и синтеза.
База исследования – ГУО «Средняя школа № 112 г. Минска». В исследовании приняли участие 15 юношей и 15 девушек.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТАБАКОКУРЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 Табакокурение как социально-педагогическая проблема
В настоящее время в мире табак курят более одного миллиарда человек – около четверти взрослого населения, и ежегодно табак приводит к смерти свыше пяти миллионов человек. Употребление табака продолжает расширяться в развивающихся странах в результате постоянного роста населения наряду с агрессивным маркетингом, проводимым табачной промышленностью. Если нынешние тенденции сохранятся, то к концу нынешнего столетия табак способен унести жизни 1 миллиарда человек. По оценкам, более чем три четверти таких случаев смерти будет приходиться на страны с низким и средним уровнем доходов. Употребление табака представляет собой фактор риска для шести из восьми основных причин смерти в мире. Употребление табака также наносит материальный ущерб семьям и странам в результате потерь заработной платы, сокращения производительности и роста расходов на медицинские услуги [1, с. 70].
Курение наносит ущерб всему человеческому телу, вызывая психическое расстройство личности, связанное с потреблением табака, физическую и психологическую зависимость. Он затрагивает почти все физиологические системы организма, особенно дыхательную систему, нервную систему, систему кровообращения. Причина раннего злоупотребления табаком у подростков часто объясняется их недостаточной осведомленностью в изучаемой проблеме.
Табакокурение имеет высокую медицинскую и социальную значимость, что обусловлено его последствиями – развитием целого спектра заболеваний и патологических состояний [5].
Рассмотрим вред табака на организм:
1. Тяжесть функционирования легких. С первых проб подростков испытывает затрудненное дыхание даже при минимальных нагрузках, затем организм реагирует на курение затяжным кашлем и отдышкой.Именно курильщики занимают первое место по распространенности рака легких. Более того, из-за вынужденного снижения физической активности происходит уменьшение мышечного тонуса.
2. Ухудшение слуха. Никотин разрушает клетки, в том числе клетки слуховой коры. Это приводит к рассеянности слухового восприятия, а значит – отсутствие адекватной реакции на внешние раздражители.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
2.1. Социально-педагогическая диагностика склонности к табакокурению среди подростков
С целью диагностики склонности к табакокурению среди подростков нами было проведено социально-педагогическое исследование, в котором приняло участие 30 учеников 8-10 классов государственного учреждения образования «Средняя школа № 112 г. Минска» (15 юношей и 15 девушек).
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1) Тест-опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов).
2) Анкета «Курение и подросток».
Тест-опросник «Аддиктивная склонность» позволяет выявить склонность к зависимому поведению и заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. В данном случае делаются попытки выявить опыт проб курения, оценить частоту употребления и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Проводится подсчет утверждений, которые опрашиваемые считают верными. За каждый положительный ответ начисляется 1 балл (Приложение 1).
Данные, полученные в ходе использования опросника, позволили выявить, что у 11 школьников (38%) не выражен риск зависимого поведения, у 14 школьников (46%) выявлен умеренно выраженный риск зависимого поведения и у 5 школьников (16%) выявлены выраженные признаки склонности к зависимому поведению.
Наглядно результаты исследования по опроснику «Аддиктивная склонность» представлены на рисунке 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Курение наносит ущерб всему человеческому телу, вызывая психическое расстройство личности, связанное с потреблением табака, физическую и психологическую зависимость. Он затрагивает почти все физиологические системы организма, особенно дыхательную систему, нервную систему, систему кровообращения.
Причина раннего злоупотребления табаком у подростков часто объясняется их недостаточной осведомленностью в изучаемой проблеме. Также причинами курения подростков могут стать особенности подросткового возраста:
1) подражание другим школьникам, студентам;
2) чувство новизны, интерес;
3) желание показаться взрослым, независимым;
4) у девочек курение часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием угодить молодым людям.
Тем не менее, в результате краткосрочного и нерегулярного курения в начале, незаметно самая реальная привычка к употреблению табака, никотина.
В ходе практической части данного исследования были выявлены возможности социально-педагогической деятельности по профилактике табакокурения в подростковой среде. В исследовании приняло участие 30 учеников 8-10 классов государственного учреждения образования «Средняя школа № 112 г. Минска» (15 юношей и 15 девушек).
Полученные данные свидетельствуют о том, что только у 38% опрошенных подростков не выражен риск зависимости от курения, а более половины опрошенных подростков (62%) имеют склонность к аддиктивному поведению, а значит, у них выражен риск зависимости от курения. Наибольшее количество подростков считает, что курят за компанию (23%), от того, что нечего делать (17%), для снятия напряжения (20%). Также некоторые подростки считают, что курение помогает похудеть (7%) и казаться взрослым (13%). Кроме того, подростками может двигать любопытство (13%) и мода (7%). Также в ходе исследования было выявлено, что подростки не задумываются над влиянием курения на организм человека, а также о вреде пассивного курения. Полученные данные свидетельствуют о необходимости профилактической работы в данном направлении.
Изучив научную и методическую литературу по проблеме исследования, в ходе данной работы была разработана программа социально-педагогической профилактики табакокурения среди подростков.
Предполагается, что по результатам данной программы будет осуществлена профилактика табакокурения в подростковой среде.
1. Анташева, Ю.А. Курение и здоровье. Программа по профилактике курения среди несовершеннолетних / А.Ю. Анташева // Социальная педагогика. -2013. -№3. -С. 70-80
2. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие / Б.Ц. Бадмаев. – М: ВЛАДОС, 2007. – 302 с
3. Бакалеева, С. Твоя последняя сигарета / С. Бакалеева – М. : Профиль, 2010. – 110 с
4. Балашова, Т. П. Некоторые социально психологические аспекты вовлечения подростков в употребление психоактивных веществ / Т. П. Балашова // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. – 2005. - № 6. - С. 20-25
5. Батожаргалова, Б. Ц. Медико-психологический портрет современного подростка-курильщика/ Б.Ц. Батожаргалова, Ю.Л. Мизерницкий Ю. Л.// Вестник НГУ. Серия: биология, клиническая медицина. 2012. Том 10, выпуск 2. – С. 198-206
6. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2003. – 304 с
7. Влияние вредных привычек на организм человека. Вред алкоголя и курения - http://ovrede.h12.ru/nicotin/8.html
8. Выготский, Л. С. Психология подростка : хрестоматия / Л. С. Выготский : сост. Ю. И. Фролов. – М. : Просвещение,1997. - С. 232-384
9. Выготский, Л.С. Психология детского возраста / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-пресс, 2000. – 1008 с
10. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я. И. Гилинский // Социологические исследования. – 2011. - № 4. - С. 16-18
11. Деларю, В. В. Губительная сигарета / В. В. Деларю. – М. : Педагогика, 2009. – С. 54-66
12. Журавлева, Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлева // Социологические исследования. – 2011. - № 5. - С. 23-28
13. Каннингем, Р. Дымовая завеса / Р. Каннингем : пер. с англ. В. Н. Королева. – М. : ИНФРА-М, 2008. - 115 с
14. Карпов, А. М. Самозащита от курения: Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения / А. М. Карпов, Г. З. Шакирзянов. – Казань, 2010. – 215 с
15. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие / М. В. Матюхина [и др.] ; под ред. М.В. Гамезо. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с
16. Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы : учебное пособие / Р. И. Мокшанцев [и др.]. – М. : Новосибирск, 2010. – 276 с
17. Морозов Г.В. Курение как «фактор риска» / Г.В. Морозов, И.В. Стрельчук. – М.: Знание, 1983. – 96 с. Вагнер, Р.И. Не кури / Р.И. Вагнер, Е.А. Валдина. – М.: Медицина, 1979. – 32 с
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочеств: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с
19. Немов, Р.С. Общая психология : учеб.для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 259 с
20. Плоткин, М. М. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей / М. М. Плоткин, В. И. Ширинский // Семья в России. – 2011. - № 1- С. 90-102
21. Психологический словарь / сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева / под общ. ред. Ю.Л. Неймер. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. – 640 с
22. Руденко, Е.И. Наследство Жана Нико: о вреде курения / Е.И. Руденко. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1986. - 33 с
23. Скрипкин, Ю.К. Гигиенические советы юношеству / Ю.К. Скрипкин, О.Е. Хононова. - М.: Медицина, 1970.– 48 с
24. Югова, Е. А. Актуализация проблемы здоровьесбережения в высшем профессиональном образовании / Е. А. Югова // Профессиональное образование. – 2007. – № 2. С. 196–200