Эстетическая концепция сюрреализма уходит корнями вглубь философских учений, получивших широкое распространение среди художественной интеллигенции после Первой мировой войны. Это был период бурных потрясений, внутренних противоречий, душевного разлада человечества, которое стремилось уйти от реальности, спрятаться и погрузиться в свой внутренний мир. Проводником в этот мир стал сюрреализм.
Несмотря на большое количество почитателей и противников данного направления, оно и по сей день продолжает господствовать в современном искусстве.
Не без оснований можно утверждать, что своему подъему и успеху сюрреалисты обязаны фрейдизму.
Считается, что сюрреализм как одно из самых мощных движений в искусстве XX в. «...является явным и непосредственным детищем психоанализа, отсюда его обращение к сновидению, к бессознательному и к технике свободных ассоциаций» [1, с. 228]. Идеи Зигмунда Фрейда сыграли ключевую роль в становлении сюрреализма. Однако сюрреалисты не просто почитали венского психолога и использовали мир его идей, а благодаря ему удостоверились в правильности своих намерений и устремлений.
Изучение психоанализа в теории и практике европейского сюрреализма необычайно важно для мировой культуры на современном этапе ее развития, а также для последующих научных изысканий. В данном исследовании рассматривается творчество Сальвадора Дали как наиболее яркого и интересного представителя сюрреализма, обращавшегося в своих творениях к бессознательному. Погружение в глубины коллективного бессознательного позволяет понять закономерности развития культуры различных народов. Выявление элементов бессознательного, присущих человеческому коллективу, дает возможность создания гармоничного, цивилизованного
Начало этому преодолению было положено З. Фрейдом в необычной области – на материале осмысления психических расстройств. Предпринятые врачами Йозефом Брейером (1842–1925) и Жаном Шарко (1825–1893) в 80-х годах XIX века наблюдения истерии показали, что эта болезнь может быть обусловлена психической реальностью, а не иметь прямой связи с физиологическими процессами. Истерия, таким образом, стала явлением,
Искусство ХХ века разрушило связи с классикой и рационализмом в европейской культуре, оно возникло как реакция на старую декартовскую схему в понимании человека. Под влиянием картезианской формулы «мыслю, следовательно, существую» утвердилось как единственно приемлемое определение человека - homo sapiens. Но традиционное отношение к человеку, прославление человеческого разума в ХХ веке потерпело крах. В искусстве возникает большое количество продуктивных попыток смещения человека из центра мироздания. Абстрактные картины являют нам образ расколотого мира, мира, брызнувшего во все стороны осколками, растекающегося аморфным веществом или застывающего геометрической фигурой. На одном полюсе возникает мёртвый предметный мир без человека: как в одном из фильмов Бергмана возник пригрезившийся город с домами, в которых никто не живет, с часами, не показывающими времени. На другом полюсе делается попытка представить предметом художественного отражения человека без мира, показать исключительно внутреннюю сущность.
Никогда еще человечество не обнаруживало с такой быстротой и беспощадной очевидностью негативные последствия тех завоеваний, которые, казалось, призваны были обеспечить процветание и гармонию. Никогда еще человечество не вбирало в себя такого количества мощных социальных взрывов, не знало такого темпа развития не только научно-технического или социально-политического, но и художественно-эстетического. Век перенасыщен не только революциями, но и идеями, декларациями, манифестами различных художественных течений.
Неудивительно, что противоречия и катаклизмы эпохи нашли свое преломление в различных тенденциях реалистического отражения мира.
Эстетическая концепция сюрреализма уходит корнями вглубь философских учений, получивших широкое распространение среди художественной интеллигенции после Первой мировой войны. Это был период бурных потрясений, внутренних противоречий, душевного разлада человечества, которое стремилось уйти от реальности, спрятаться и погрузиться в свой внутренний мир. Проводником в этот мир стал сюрреализм.
Несмотря на большое количество почитателей и противников данного направления, оно и по сей день продолжает господствовать в современном искусстве. В чем же кроется секрет «долголетия» сюрреализма?
Не без оснований можно утверждать, что своему подъему и успеху сюрреалисты обязаны фрейдизму.
Считается, что сюрреализм как одно из самых мощных движений в искусстве XX в. «...является явным и непосредственным детищем психоанализа, отсюда его обращение к сновидению, к бессознательному и к технике свободных ассоциаций» [1, с. 228]. Идеи Зигмунда Фрейда сыграли ключевую роль в становлении сюрреализма. Однако сюрреалисты не просто почитали венского психолога и использовали мир его идей, а благодаря ему удостоверились в правильности своих намерений и устремлений.
Получив сильную опору со стороны психоанализа и других фрейдистских открытий, сюрреализм начал уверенное шествие по просторам современного искусства, покоряя все новые и новые вершины. Воплощая в своих произведениях отдельные положения Фрейда, сюрреалисты определили перспективы развития сюрреализма, построили свою эстетику, создали свое понимание искусства. Это было искусство, призванное исследовать внутренний мир человека, отводя главенствующую роль подсознанию. Мораль, рассудок, вечные ценности, логические понятия, эстетические нормы отвергались в пользу бессознательного. Исходя из этого,
1. Антология французского сюрреализма, 20-е гг. /Сост., вступ. ст., пер. с фр. и коммент. Исаева С.А., Гальцовой Е.Д. – М. : ГИТИС, 1994. – 390 с.
2. Андреев, Л.Г. Сюрреализм: История. Теория. Практика / Л. Г. Андреев. – М. : Geleos, 2004. – 350 с.
3. Балаш, Б. Кино / Б. Балаш. – М.: Искусство, 1968. – 256 с.
4. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Сост., общ. ред. и вступ. ст., с. 3-45, Г.К.Косикова. – М.: Прогресс, 1989. - 615 с.
5. Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов / Ю. Б. Борев. – М.: Астрель, 2003. – 575 с.
6. Бретон, А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. / Сост., предисл., общ. ред. Л.Г. Андреева. - М.: Прогресс, 1986. - с. 40-73
7. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. – М.: Гардарика, 2002. – 556 с.
8. Вирмо, А. Мэтры сюрреализма / А. Вирмо. – СПб. : Академический проект, 1996. – 277 с.
9. Дали, С. Тайная жизнь Сальвадора Дали написанная им самим о себе и обо всем прочем / Сост. Н. Р. Малиновская. – М. : Сварог и К, 1999. – 441 с.
10. Диль, Г. Макс Эрнст / Г. Диль. – М.: Слово, 1995. – 96 с.
11. Клингсер-Лерой, К. Сюрреализм / К. Клингсер-Лерой. – М. : - Taschen, Арт-Родник, 2008. – 96 с.
12. Липатов, В. Заблудившийся жокей, или Философские западни Магритта / В. Липатов // Юность. 1996. - № 5. – 70-71
13. Лукшин, И.П. Современное изобразительное искусство Запада : (О социал.-эстет. и идеол. сущности модернизма) / И. П. Лукшин. – М. : Знание, 1986. – 110 с.
14. Модернизм. Анализ и критика основных направлений: [Сб. статей / НИИ теории и истории изобраз. искусств Акад. художеств СССР: Под ред. В.В. Ванслова, Ю.Д. Колпинского]. – 3-е изд. доп. – М. : Искусство, 1980. - 311 с.
15. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства /Вступ. ст. Ю.М. Лотмана, с. 8-32 ; Коммент. Ю.М. Лотмана, О.М. Малевича]. – М. : Искусство, 1994. – 605 с.
16. Незвал В. Избранная лирика / В. Незвал. – М.: Художественная литература, 1968. – 79 с.
17. Ноэль, Б. Магритт / Б. Ноэль. – М.: Слово, 1995. – 95 с.
18. Образцов С. В. Эстафета искусств / С. В. Образцов. – М.: Искусство, 1983. 240 с.
19. Панофски, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. – СПб.: Акад. проект, 1999. – 393 с.
20. Пикон, Г. Сюрреализм. – Женева: Bookking International, Editions D`Art Albert Skira S.A., 1995. – 220 с.
21. Пигулевский, В. Абсурд и юмор Рене Магритта // Творчество 1990. – №5. – с. 30 – 34
22. Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939 / Г. Пикон. - М., 1995. 216 с.;
23. Рохас, К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали - М.: Респ., 1998. - 303 с.
24. Соколов, М. Границы иконологии и проблема единства искусствоведческого метода (К спорам вокруг теории Э.Панофского) // Современное искусствознание Запада о классическом искусстве 13 –17 вв.- М.: Наука, 1977. – с.227 – 249
25. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. - М. Изд-во МГУ, 1993. - 246 с.
26. Фрейд, З. Леонардо да Винчи. Психоанализ и культура / З. Фрейд. – СПб. : Алетейя, 1997. – 296 с.
27. Фрейд, З. Толкование сновидений / З.Фрейд. Сон и сновидения. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – с. 15 – 490
28. Фуко, М. Это не трубка Это не трубка / Предисловие: В. Подорога Навязчивость взгляда М. Фуко и живопись. – М. : Худож. журн., 1999. – 142 с.
29. Швинглхурст, Э. Сюрреалисты / Э. Швинглхурст. - М., 1998. 80 с.;
30. Шенье-Жандрон, Ж. Сюрреализм / Ж. Шенье-Жандрон.- М., 2002. 416 с.;