ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИЗИСА В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1 Понятие нормативного семейного кризиса
1.2 Психологические особенности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.3 Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ КРИЗИСА ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, сталкивается с многочисленными трудноразрешимыми жизненными проблемами. Появление детей в семье с ограниченными возможностями вызывает ряд негативных состояний как у их родителей, так и у них самих.
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями является для семьи испытанием, так как у него имеются значительные ограничения жизнедеятельности, которые приводят к социальной дезадаптации по причине нарушения физического развития, его способностей к самообслуживанию, передвижения, контроля над собственным поведением.
Семьи, где растет ребенок с ограниченными возможностями, как и обычная семья, переживает ряд нормативных и ненормативных кризисов. Каждая семья переживает период семейной истории, во время которой в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся взаимоотношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семьи. Нормативные кризисы семьи влекут за собой ряд изменений во взаимоотношениях между членами семьи.
Согласно В. Сатир, одним из нормативных кризисов семьи является кризис, когда ребенок идет в детский сад [18]. По Н.И. Олифирович этот кризис называется как «включение ребенка во внешние социальные структуры» [13]. В этот переходный период родители и дети с ограниченными возможностями сталкиваются с рядом проблем и трудностей, которые связаны с личностными особенностями и поведением детей. Также может наблюдаться рост напряжения в супружеской паре, которое выражается в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, чаще всего предъявляемых другому партнеру как родителю. Важным признаком такого кризиса в семье является перегруженность супруги как следствие ее двойной занятости, которая сказывается на физическом и психоэмоциональном состоянии: появление чувства усталости, раздражительность, опустошенность, желание все бросить и одновременно страх изменений, отчаяние и т.д. Вместе с тем, возникновение трудностей ребенка свидетельствует о дисгармонии всей семейной системы. Потому кризис затрагивает как личностное развитие детей с ограниченными возможностями, так и личностную сферу родителей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИЗИСА В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1 Понятие нормативного семейного кризиса
Проблемой изучения семейных кризисов занимались В.А. Иванченко и В.В. Щепина, О.А. Карабанова, Н.И. Олифирович, Н.Х. Сафина и многие другие. Понятие «кризис» (от греческого crisis – решение, поворотный пункт, исход) имеет несколько значений: это и переломный момент, и тяжелое переходное состояние, и состояние душевного расстройства [16, с. 149].
Кризис как явление осуществляется в рамках переломного события, которое представляет собой изменение в жизни, которое блокирует ключевые потребности личности, наделяемое субъективной значимостью. Такое событие, по мнению И.А. Ральникова, насыщено эмоциональными переживаниями и носит характер неопределенности, разрушая самоорганизацию личности [17, с. 168].
Кризис может проявляться в любой человеческой сфере, в том числе и в семейной. Семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительство – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [7, с. 146].
Представитель системного подхода Дж. Хейли была первым, кто обратил внимание на то, что симптомы кризиса преимущественно возникают в точках перехода от одного этапа к другому. В такие периоды перед членами семьи встают новые задачи, которые предъявляют требования к существенной перестройке их взаимоотношений. Для перехода на следующую ступень своего развития, семья должна совершить некоторых изменения, адаптироваться к текущей ситуации. Именно в кризисные моменты способы достижения целей, которые ранее использовались в семье, теперь не являются эффективными для удовлетворения новых потребностей, которые возникают у членов семьи в кризисный период [13, с. 32].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Теоретический анализ литературы показал, что нормативный семейный кризис – это переходное состояние семейной системы, обусловленное специфическими особенностями жизненного цикла семьи. Нормативные семейные кризисы переживаются каждой семьей и направлены на разрешение противоречий между новыми задачами, которые встают перед семьей и предыдущим характером взаимодействия и общения между членами семьи. Каждый переход перед семьей предъявляет особые требования в виде новых целей и задач, требующих структурно-функциональной перестройки различных сторон семейной системы. Нормативный кризис семьи может привести как к нарушению семейных отношений и содержит в себе опасность для их существования, так и открыть возможность для перехода семьи на новый уровень функционирования.
Родители, воспитывающие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, характеризуются наличием психологического стресса и неконструктивного совладающего поведения, отсутствием навыков нахождения ресурсов для преодоления нервно-психического напряжения и стресса. В зависимости от психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с ограниченными физическими возможностями, выделяются три группы родителей: психосоматичные, невротичные и авторитарные.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ КРИЗИСА ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
2.1 Организация и методики исследования
С целью выявления особенностей протекания кризиса включения ребенка во внешние социальные структуры в семье с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата было проведено экспериментальное исследование.
Исследование проводилось на базе ГУО «Детский сад №1 г. Витебска». Всего в исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их матерей. В экспериментальную группу вошли 15 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, контрольную группу составили 15 здоровых детей. Все исследуемые семьи находятся в состоянии кризиса включения ребенка во внешние социальные структуры – дети идут в детский сад.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования особенностей протекания кризиса включения ребенка во внешние социальные структуры в семье с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата с помощью тестирования;
3) математико-статистическая обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существуют различия в переживании кризиса включения ребенка во внешние социальные структуры в семьях, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в семьях, воспитывающих здоровых детей.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1. Методика «Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации» Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова [6].
Назначение методики: выявление уровня невротизации у родителей. Под невротизацией личности понимается склонность личности к невротическим расстройствам, проявлением которого является высокий уровень тревоги другие симптомы эмоционального дистресса, отражающие внутренние противоречия и проблемы адекватного взаимодействия с внешним миром.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Проведенное эмпирическое исследование особенностей протекания кризиса включения ребенка во внешние социальные структуры в семье с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата показало:
1. Уровень невротизации личности достоверно выше у родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, чем у родителей, воспитывающих здоровых детей. Родители, воспитывающие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обладают преимущественно высоким уровнем невротизации личности. У них наблюдается выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания – тревожность, напряженность, растерянность, раздражительность, и фрустрируемость различными внешними и внутренними факторами. Они имеют чувство собственной неполноценности, имеют трудности в общении, социальную робость и зависимость, а также эгоцентрическую личностную направленность, проявлением которой является склонность к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Высокая невротизации личности этих родителей способствует их дезадаптивности в общесоциальном плане. Родители, воспитывающие здоровых детей, не склонны к невротическим расстройствам, имеют благоприятное эмоциональное состояние.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что нормативный семейный кризис – это переходное состояние семейной системы, обусловленное специфическими особенностями жизненного цикла семьи. Нормативные семейные кризисы переживаются каждой семьей и направлены на разрешение противоречий между новыми задачами, которые встают перед семьей и предыдущим характером взаимодействия и общения между членами семьи. Каждый переход перед семьей предъявляет особые требования в виде новых целей и задач, требующих структурно-функциональной перестройки различных сторон семейной системы. Нормативный кризис семьи может привести как к нарушению семейных отношений и содержит в себе опасность для их существования, так и открыть возможность для перехода семьи на новый уровень функционирования.
Родители, воспитывающие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, характеризуются наличием психологического стресса и неконструктивного совладающего поведения, отсутствием навыков нахождения ресурсов для преодоления нервно-психического напряжения и стресса. В зависимости от психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с ограниченными физическими возможностями, выделяются три группы родителей: психосоматичные, невротичные и авторитарные. Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, имеют различия в реакциях, способах совладания с ситуацией рождением больного ребенка. У этих родителей повышен риск развития внутриличностного конфликта, приводящего к невротизации личности, т.е. склонности к невротическим расстройствам, проявлением которого является высокая тревога и другие симптомы эмоционального дистресса, что негативным образом сказывается на развитии ребенка.
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, как и обычные семьи, проходят нормативные кризисы семьи, но они осложнены серьезными проблемами. Одним их нормативных кризисов семьи является кризис включения ребенка во внешние социальные структуры, когда ребенок идет в детский сад. В этот переходный период родители должны решить вопросы, касающиеся изменений в различных сферах жизни семьи.
1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
2. Баранова, Е.В. Психологическая помощь семье, находящейся в кризисе / Е.В. Баранова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 5. – С. 110-113.
3. Болдина, М.А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М.А. Болдина // Гаудеамус. – 2006. – № 2. – С. 84-90.
4. Валитова, И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова // Мир психологии. – 2006. – № 4. – С. 55-67.
5. Зубова, Е.В. Особенности психологического состояния родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями ОВЗ / Е.В. Зубова // Клиническая и специальная психология. 2012. № 3. С. 28-45.
6. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
7. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
8. Коррельская, Н.Г. «Особенная» семья – «особенный» ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии / Н.Г. Коррельская. – М.: Советский спорт, 2003. – 232 с.
9. Колпакова, Л.М. Особенности психологического климата в семье ребенка-инвалида / Л.М. Колпакова // Материалы III Всероссийского съезда психологов. – СПб.: СПбГУ, 2003. – Т. 4. – С. 326-329.
10. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 160 с.
11. Матяш, Н.В. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 119-123.
12. Матяш, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в семье: методические рекомендации / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова, И.А. Афонин. – Брянск, 2012. – 92 с.
13. Марута, Н.А. Невротические депрессии (клиника, патогенез, диагностика и лечение) / Н.А. Марута, В.В. Мороз. – Харьков: Арис, 2002. – 144 с.
14. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
15. Осипова, Н.А. Психологические особенности супружеских отношений в период кризиса молодой семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.А. Осипова. – М.: Московский гуманитарный ун-т, 2005. – 21 с.
16. Платонова, А.В. Психологические особенности родительства при наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Платонова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 12. – С. 107-110.
17. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
18. Ральникова, И.А. Трансформационные процессы перспективы личности в контексте переломных событий жизненного пути / И.А. Ральникова // Мир науки, культура и образования. – 2010. – № 1. – С. 167–169.
19. Сатир, В. Вы и ваша семьи: Руководство по личностному росту / В. Сатир. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2002. – 314 с.
20. Смолякова, О.А. Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями / О.А. Смолякова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы науч. конф. – Челябинск, 2013. – С. 110-112.
21. Ткачева, В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко. – М.: Просвещение. 2008. – 305 с.
22. Хайрудинова, Р.И. Развитие личностных ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной адаптации ребенка в инклюзивной среде / Р.И. Хайрудинова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 11. – С. 59-61.
23. Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2006. – 287 с.
24. Черников, А.В. Системная семейная терапия. Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М.: Класс, 2001. – 208 с.
25. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
26. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. − СПб.: Питер, 1999. – 520 с.