Необходимость пристального внимания к проблеме гражданско-патриотического воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде. Переход к многообразию форм собственности, при отсутствии четких гражданско-родиноведческих ориентиров привел к тому, что в массовом сознании молодежи отвоевывается позиция идеала дельца, борющегося за личное благополучие любыми средствами. Провозглашение еще в период перестройки тезиса самоценности личности в отрыве от гражданской ответственности сопровождается у значительной части молодежи ослаблением чувства долга перед Родиной. Это проявляется в стремлении уклониться от службы в армии, общественно-созидательной деятельности на благо Родины.
Проблема патриотизма не нова и она имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир выдвигает более сложные грани этой проблемы. Прогрессивные мыслители прошлого (Аристотель, Сократ, Авиценны и др.) оставили бесценное наследие по воспитанию подрастающего поколения любви к Родине. Большой вклад в проблему патриотического воспитания внесли Г.В. Белинский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и др. В разработку теории и практики патриотического народного воспитания значительный вклад внесли: П.П. Блонский, Н.К. Крупская, Ф.Ф. Королев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
В последние годы общетеоретическая проблема патриотического воспитания исследовалась в работах Л.М. Арчажниковой, Р.Г. Абдулатиповой, А.В. Барабанщикова, В.П. Борисенкова, А.Е. Дмитриева, Л.А. Ибрагимова, Т.С. Комаровой, П.В. Конаныхина, Г.А. Коноваловой, С.А. Константинова, Ю.Г. Круглова, С.В. Кузина, Б.Т. Лихачева, И.И. Легостаева, В.А. Сластенина, А.Д. Солдатенкова, М.Г. Тайчинова и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 Особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
В современной науке имеет место разное мнение по вопросу о сущности патриотизма. Некоторые философы (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачёв и др.) определяют патриотизм как высшее нравственное чувство.
В педагогических исследованиях ряд ученых (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев) считают патриотизм политическим принципом. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова. Однако большинство педагогов (Н.П. Егоров, Л.Р. Болотина, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников) определяют патриотизм как сложное нравственное качество.
Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений [10].
Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объёме, так как нравственные чувства – это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм же предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1 Изучение уровня сформированности патриотической воспитанности учащихся
На базе ГУО «Средняя школа №30 г.Гомеля» проводилось эмпирическое исследование, в котором участвовали учащиеся 4 «А» класса, 20 человек.
Цель диагностики: изучить уровень патриотической воспитанности младших школьников.
В ходе диагностики было проведено наблюдение и выделены основные показатели воспитанности учащихся (таблица 2.1).
В заключении можно сделать следующие выводы:
Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе призваны развивать способности ребят к самовыражению, раскрывать их творческий потенциал, обострять чувство прекрасного. Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально-творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения. Процесс патриотического воспитания учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности предполагает такую организацию работы, которая обеспечивает высокий уровень сознания, творческую активность учащихся, что становится возможным благодаря созданию необходимых педагогических условий.
Анализ экспериментальной работы показал, что одним из таких условий является деятельностный подход, обеспечивающий единство учебной и внеучебной деятельности. Ведущими ценностями патриотического воспитания учащихся на этапе построения гражданского общества является любовь к Родине, социальная справедливость, готовность к защите Родины, чувство содружества народов с высоким толерантным сознанием. Суть этого в том, что изобразительное искусство активно воздействует на эмоциональную сферу человеческого сознания, помогает плодотворному восприятию как мировоззренческих, межнациональных, патриотических, так и нравственных чувств, долга, доброты, чести, справедливости, искренней преданности исполняемому делу. Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства отражает реальный позитивный подход к формирующейся личности школьника и может обеспечить повышение действенности его воспитания.