ВВЕДЕНИЕ
В середине двадцатого века началось серьёзное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь – рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой повсюду: сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учёбу – везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о товарах или услугах.
Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека.
Цвет является визуальной коммуникацией, которая первая встречается на пути у потенциального потребителя при знакомстве с товаром. Поведение личности, которая способна делать потребительский выбор, принимать решения, нести ответственность, говорит о необходимости изучения психологических особенностей восприятия цвета каждым субъектом рыночной экономики.
Цвет, являясь носителем информации, зависит от множества факторов:
начиная с культурных факторов, приобретенных личностью самостоятельно, заканчивая социальными свойствами окружающего мира. Цвет влияет на все сегменты потребительского поведения: восприятие рекламы компании, оценка и принятие решения о покупке с учетом цвета упаковки и самого товара и т.д. Поэтому маркетинговый анализ потребительского поведения не мыслим без оценки психологического восприятия цвета потребителями.
Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линии. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые - с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях. Например, чем чаше горизонтальные или
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ
1.1 Реклама как средство манипуляции сознанием.
Реклама выступает особым типом социальной коммуникации, которая осуществляется благодаря обмену действий порождения и интерпретации специально произведенных текстовых публикаций и визуальных материалов. Рекламное сообщение является мотивированным целостным, содержательно-смысловым, иерархически организованным знаковым образованием, зафиксированным на различных носителях [1, c. 152]. Рекламный текст представляет собой и единицу общения, и культурный объект. Рекламу можно определить как специфическую социальную реальность, которая транслирует часто употребляемые образцы поведения, общения, взаимодействия и деятельности.
Рекламная деятельность выступает важнейшим орудием создания ценностной ориентации, в связи с чем, следует акцентировать внимание на общегосударственном масштабе зарождения института рекламы, ориентированной на передачу политической, экономической, социокультурной информации. В процессе становления системы массовой коммуникации возник «институт глашатаев» [11, c. 20], к которому можно отнести переписчиков и разносчиков новостей, нувеллистов, копирайтеров и т.п. Кроме того, началось формирование видового и жанрового разнообразия рекламной информации, реклама разделилась на политическую, зрелищную, коммерческую, библиографическую и т.д. [11, c. 20]
Необходимо обратить внимание, что реклама формирует почитание материальных продуктов как полноценных заместителей духовных продуктов, утверждает желание индивида достичь материальное богатство, представляет потребление как конечную цель бытия. По мнению С.Н. Антонова, «в современном обществе массового потребления массированная целевая направленность рекламных сообщений
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ НА ВОСПРИЯТИЕ РЕКЛАМЫ
2.1 Особенности воздействия цвета и формы в рекламе.
Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:
– вызывают психологическую реакцию:
подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;
– имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;
– «прикасаются» к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;
– «взывают» к чувствам: придают объемность среде и предметам. Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света
«поглощаются» нервной системой и только 20% – зрением.
Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении отметит, что реклама – явление социально-психологическое. Реклама в мире бизнеса обрушивает на потребителя огромное количество информации. Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений – эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты покупателя.
Реклама органично вписалась в нашу жизнь. По данным статистики, каждый день потребитель сталкивается с тремястами рекламными объявлениями, просматривает более ста рекламных роликов. И ежегодно получает по прямой почтовой рассылке около тысячи информационно-рекламных материалов. Но, к сожалению, лишь небольшая их часть привлекает внимание. И еще меньшая – достигает главной цели: формирует у потребителя стойкое желание приобрести рекламируемый товар.
Причины подобного «невнимания» к рекламным материалам чаще всего связаны с низким качеством их подготовки, и это касается не только дизайна и полиграфии. Одной из самых распространенных ошибок является полное игнорирование рекламодателем психологии потребителя, и именно поэтому рекламное послание не доходит до своего конечного адресата. Именно поэтому при разработке рекламы необходимо уделять особое внимание психологическим аспектам восприятия рекламы потребителем.
В курсовой работе были рассмотрены и проанализированы особенности влияния цвета и формы на восприятия рекламы.
В ходе работы:
- охарактеризована реклама как средство манипуляции сознанием.
- рассмотрены психологические особенности визуального восприятия рекламы.
- выявлены особенности воздействия цвета и формы в рекламе.
1. Азаренок Н.В. Психология рекламы: Учеб.– метод. Пособие. – Мн.: БГПУ, 2004. – 53 с.
2. Анакшина, Н.А. К вопросу о взаимодействии рекламы и массовой культуры / Н.А. Анакшина // Омский научный вестник. – 2012. – №1-105. С. 247-252. URL: http://vestnik.omgtu.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=45&Itemid=62 (дата обращения: 19.12.2016).
3. Ананьева, Е.В. Динамические процессы в культуре постмодерна: взаимопроникновение рекламы и культуры / Е.В. Ананьева // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, 13 февраля 2014 г. СПб.: СПбГУП. – С. 70-71.
4. Антонов, С.Н. Социокультурные последствия применения рекламы в СМИ / С.Н. Антонов // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 12 февраля 2010 г. СПб.: СПбГУП, 2011. – С. 29-33.
5. Балдано, И.Ц. Мода ХХ века: энциклопедия / И.Ц. Балдано. – М.: ОЛМА-пресс, 2002. – 255 с.
6. Бехманн Готтхард Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Готтхард Бехман / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского и др. – М., – 248 с.
7. Головлева, ЕЛ. Основы рекламы/Е.Л. Головлева - Москва: Московский гуманитарный институт: Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-314 с.
8. Душкина М.Р. Пиар и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология. Учебн. пособие. СПб, ПИТЕР, – 2010. – 178 с.
9. Егорова, Е.С. Феномен рекламы в контексте поликультурного общества / Е.С. Егорова // Автореф. на соиск. уч. степени канд. социолог. наук. Саратов. 2012. URL: http://www.docme.ru/doc/236265/fenomen-reklamy-v-kontekste-polikul._turnogo-obshhestva (Дата обращения: 10.10.2016)
10. Запесоцкий, Ю.А. Реклама как фактор трансформации российской культуры / Ю.А. Запесоцкий // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 12 февраля 2010 г. – СПб.: СПбГУП, 2011. – С. 47-49.
11. Зиммель, Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М., 1996. – с. 24.
12. Ильин А.С. Реклама в коммуникационном процессе. Курс лекций. – М., КНОРУС, 2012. – 199 с.
13. Картер Г. Эффективная реклама. – М.: Прогресс, 1991. – 209 с.
14. Кошетарова, Л.Н. Культурные смыслы рекламы / Л.Н. Кошетарова // Диссер. на соиск. ученой степени канд. философ. наук. Тюмень. 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/kulturnye-smysly-reklamy (дата обращения: 11.01.2017).
15. Лейн У.Р., Рассел Дж. Т. Реклама. – М.: Питер, 2004. – 187 с.
16. Лихвар, В. Новейший культурологический словарь / Под. ред. Д. Подгорелого. – Ростов-на-Дону, 2010. – 416 с.
17. Матвеева Е.О. Реклама как отражение психологии человека общества потребления / Е.О. Матвеева // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 12 февраля 2010 г. СПб.: СПбГУП, 2011. – С. 54-58.
18. Моисеева, Н.О. Реклама и проблема ценностных ориентаций общества / Н.О. Моисеева // Вестник славянских культур. – 2010. – №3-4. – С. 152-158.
19. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. - c. 143
20. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 21.01.2017.
21. Плотникова, Е.В. Проблемы рекламной деятельности в условиях постиндустриальной культуры / Е.В. Плотникова // Аналитика культурологии. – 2013. – №8. URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/1671.html (дата обращения: 11.06.2016).
22. Севастьянова, С.А. Развитие и техника печати русского народного лубка (XVII – XIX вв.) / С.А. Севастьянова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: в 3-х вып. / С.-Петербургск. гос. ун-т технологии и дизайна. СПб., – Вып. 3: Искусствоведение и дизайн. – 2012. С. 229-233.
23. Спорник, А.П. Реклама в системе социального управления потребительским обществом / А.П. Спорник // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – №3-2. Вып.2. С. 3-5.
24. Трушина, Л.Е. История отечественной и зарубежной рекламы / Л.Е. Трушина. – М., 2011. – 248 c.
25. Ульяновский, А.В. Реклама в сфере культуры /А.В. Ульяновский. – М., 2012. – 520 c.
26. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – М.: Питер, 2002. – 312 с.
27. Харченкова, Л.И. Реклама как социокультурный феномен / Л.И. Харченкова // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 12 февраля 2010 г. – СПб.: СПбГУП, 2011. С. 19-23.
28. Чепуров, И.В. Генезис форм выражения комического в русском лубке и экстраполяция его стилистических особенностей в элементы графического дизайна XX-XXI века / И.В. Чепурнов // Вестник Оренбургского Государственного университета. – 2011. – №9 (128). – С. 88-95.