ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования
1.2. Субъекты культурно-досуговой деятельности
1.3. Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА БЕРЕЗА»
2.1. Характеристика учреждения «Дворец культуры г. Береза»
2.2. Анализ культурно-досуговой деятельности учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – это вовлечение различных аудиторий в процесс ее освоения. Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно-духовных и моральных проблем общества.
Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.
Восприятие жизнедеятельности людей как историко-культурного процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью – творца своей собственной и общественной жизни, истинного «двигателя» истории, ибо не подвергается сомнению тот факт, что именно жизнь конкретных людей в их связях и взаимодействии на протяжении социального времени и в социальном пространстве составляет единственное содержание исторического процесса.
В свете сказанного становится понятным обозначившийся в последние годы интерес ученых к историческому анализу одной из граней культурного процесса – культурно-досуговой деятельности населения.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что культурно-досуговую деятельность в настоящее время осуществляют различные учреждения. Однако особое внимание следует уделить дворцам культуры. Их деятельность направлена на обеспечение широкого диапазона и универсальности содержания методов этой деятельности, создание условий развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и так далее.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Одним из способов модернизации досуга населения является интенсификации процесса культурно-досуговой деятельности населения, насыщении его инновационными технологиями, позволяющими интегрировать решение бытовых вопросов и интенсифицировать досуг населения.
И.Л. Смаргович – доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств – определяет культурно-досуговую деятельность как относительно молодую область общественной практики и гуманитарных наук [19, с. 5].
Подчеркивает, что культурно-досуговая сфера выступает тем пространством, где человек может реализовать свои потребности в занятиях творческими видами деятельности, в общении, познании нового, обретении новых умений и навыков в различных сферах жизнедеятельности, в отдыхе и рекреации и, в конечном итоге, в самореализации. Культурно-досуговая деятельность является мощным средством воспитанием подрастающего поколения по всем актуальным направлениям развития современного общества [19, с. 5].
Г.А. Аванесова, рассматривая культурно-досуговую деятельность, утверждает, что это понятие означает специфическую активность людей во время досуга. Формы активности выбирает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уровня культурного развития.
По утверждению Л.А. Дубеко, культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности можно представить
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА БЕРЕЗА»
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ «ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ Г. БЕРЕЗА»
По Уставу Государственного учреждения культуры «Дворец культуры г. Береза», является многопрофильным учреждением клубного типа, которое осуществляет образовательные, воспитательные и развлекательные функции путем создания физическим лицам благоприятных условий для занятия народным и художественным творчеством, удовлетворения их познавательных потребностей, а также потребностей в самообразовании, духовном и физическом развитии, межличностных отношений и отдыха.
Учреждение доступно для посещения физическими лицами. Деятельность учреждения основывается на добровольном участии физических лиц в клубных формированиях, признании в качестве основы их функционирования общественной инициативы и самодеятельности, на сочетании индивидуальной и групповой работы, управления и самоуправления.
Предметом деятельности Учреждения является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь культурно-досуговая деятельность, которая включает в себя организацию и проведение концертов, спектаклей, выставок, культурно-массовых и культурно-спортивных мероприятий, репетиционных занятий.
Целями деятельности Учреждения являются сохранение и развитие достижений национальной культуры, развития самодеятельного художественного творчества, воспитание художественных, эстетических, нравственных ценностей и организация досуга населения.
Основными задачами Учреждения являются:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. Анализируя все имеющиеся литературные источники по данной теме, можно отметить, что культурно-досуговая деятельность – это деятельность, по удовлетворению основных социально-культурных потребностей людей в свободное время. Культурно-досуговая деятельность – это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п., которые создаются с помощью определенных технологий.
2. К субъектам культурно-досуговой деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. К таким учреждениям относятся: Дворцы и Дома культуры, сельские клубы, центры досуга, центры и Дома ремёсел, фольклора, клубы-библиотеки, эколого-культурные центры, Дворцы спорта, тенниса, водно-спортивные комбинаты, спортивные базы, дискоклубы, культурно-развлекательные центры, бильярд-клубы, боулинг-клубы, караоке-клубы; любительские объединения, общественные организации, театры, музеи, библиотеки, филармонии, галереи, туристско-экскурсионные предприятия, санаторно-курортные учреждения, историко-культурные комплексы и т.д.
3. Культурно-досуговая деятельность детей в современных условиях предполагает учет, как возрастных психологических особенностей представителей данных групп, так и тенденций развития современной науки и культуры, достижений техники и новейших технологий.
4. Государственное учреждение культуры «Дворец культуры г. Береза» является клубным учреждение культуры, которое предоставление населению
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
3. Березовский районный исполнительный комитет (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bereza.gov.by. – Дата доступа: 17.03.2017.
4. Бурлина, В.А. Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков в современных условиях / В. А. Бурлина // Национальная культура глазами молодых : сборник материалов XXXIX итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов (26-27 марта 2014 г.) [Электронный ресурс] / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2014. – С. 108-112.
5. Гимазетдинова, О.В. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков : теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности / О.В. Гимазетдинова, В.К. Крючек; М-во культуры Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Волгоград. гос. ин-т искусств и культуры. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. – 217 с.
6. Григорьева, Е.И. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / Е. И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
7. Грушецкая, И.Н. Особенности организации молодежного досуга / И.Н. Грушецкая // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2012. – №1-2. – С.164-166.
8. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / М.Ю. Домбровская. – СПб.: Лань; Планета Мызыки, 2013. – 159 с.
9. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
10. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: учеб.-метод. пособие для вузов / М. Б. Зацепина. – М.: Педагог. о-во России, 2004. – 144 с.
11. Зацепина, М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности : автореф. дис.… доктора пед. наук: 13.00.05 / М. Б. Зацепина ; МГОПУ. – М., 2005. – 44 с.
12. Иванова, В.Г. Освоение инновационно-информационных технологий как актуальная проблема для специалистов культурно-досуговой деятельности / В. Г. Иванова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 227-231.
13. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
14. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дисс. … канд.социол.наук: 22.00.06 / Н.В. Котельникова; Кубанск. госуд. ун-т. – Ставрополь, 2003. – 26 с.
15. Михалева, О.Ю. Развитие креативности детей в условиях досуга (на примере изобразительной деятельности): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / О. Ю. Михалева. – М., 2003. – 21 с.
16. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2008. – 173 с.
17. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 288 с.
18. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – М.: Институт человека РАН, 2002. – 260 с.
19. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
20. Смолина, Т.Н. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / Т.Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова. – Екатеренбург, 2010. – 30 с.
21. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под ред. Н.П. Гончаровой. – Тверь, 2003. – 378 с.
22. Суртаев, В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: учебное пособие / В.Я. Суртаев. – Ростов н/Д: СПбГАК, 1997. – 200 с.
23. Технология социально-культурной деятельности: учеб.-метод.пособие / Л.И. Козловская. – Мн.: БГУКИ, 2014. – 206 с.
24. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Энциклопедия, 2009. – 1632 с.
25. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.