ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АВТОКЛУБА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
1.1. Обзор литературы по теме исследования
1.2. Понятие и сущность управления
1.3. Специфика управления учреждениями культуры в Республике Беларусь
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОКЛУБА
2.1. Общая характеристика автоклуба ГУК "Малоритский районный центр культуры"
2.2. Управление деятельностью автоклуба ГУК "Малоритский районный центр культуры"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Стремительные перемены, происходящие в нашей стране, привели к изменению и переоценке культурных ценностей общества. Для современной культуры характерно изменение духовного спектра с акцентом на материальный фактор.
Возросший интерес к материальным ценностям приводит к усилению прагматических ориентации у людей, особенно у подрастающего поколения, ограничивает духовные запросы. Традиционные ценности, составляющие основу культуры, трансформируются, причем зачастую не в лучшую сторону: этика трудолюбия перерождается в умение «добывать» деньги; стремление к образованию заменяется желанием любыми путями стать удачливым и предприимчивым в области зарабатывания материальных благ. Постепенно формируется облик молодого поколения, которому присущ культ потребительства, утрата интереса к прошлому и настоящему своей страны и отсутствие веры в будущее.
В этой связи возрастает роль эффективности управления и поиск новых путей организации учреждений культуры. Общество всегда было заинтересовано в повышении уровня образованности, воспитанности, нравственности, поскольку именно от их активности, личностных качеств и умений зависят судьбы, духовно-нравственное здоровье общества и состояние культуры. Это отражено в исследованиях А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Н.Г. Воробьева, И.Н. Ерошенкова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.П. Лукина, В.П. Подвойского, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцова, Г.Н. Филонова.
Актуальность курсовой работы заключается в поиске оптимальных форм управления учреждением культуры в современных условиях.
Цель курсовой работы – выявить особенности управления автоклубом в современных условиях на примере автоклуб ГУК "Малоритский районный центр культуры"
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по теме исследования.
2.Определить понятие и сущность управления
3.Выявить специфику управления автоклуба как субъекта организации культурно-досуговой деятельности.
ГЛАВА 1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АВТОКЛУБА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
1.1. Обзор литературы по теме исследования
Изучению проблем управления, в том числе и в сфере культуры, посвящен ряд работ. На современном этапе развития мировой экономики тема организационной культуры является одним из ключевых вопросов многих исследований. С переходом от технократического к инновационному управлению, требующему непрерывной адаптации к быстро меняющимся условиям внешней среды, достижения гибкости и конкурентоспособности, неоспоримой становится роль организационной культуры в общей стратегии развития организаций.
Существующие научные направления и подходы к определению понятия «организационная культура» (феноменологический, рационально-прагматический, организационный, типологический, функциональный и др.) предлагают различные трактовки данного явления. Так, например, исследователи, работающих в рамках функционального подхода, полагают, что сущность организационной культуры наиболее полно можно раскрыть в перечислении ее функций.
В литературе посвященной исследованию теоретических и практических проблем организационной культуры встречаются различные подходы к выделению функций этого явления. Так, например, Х.-Ю. Варнеке выделяет следующие [6]:
- организационная культура является выражением индивидуальности организации;
- служит носителем здравого смысла предприятия, который чаще всего проявляется в привычках;
- способствует формированию коллективной преданности организации, лояльности или патриотизма работников;
- служит психологическим гарантом стабильности социальной системы организации.
Перечисленные функции можно переформулировать иначе, менее развернуто: идентификационная, охранная и стабилизационная.
Современные учреждения культуры должны адаптироваться к требованиям XXI века, когда отношение к роли и функциям учреждений
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОКЛУБА
2.1. Общая характеристика автоклуба ГУК "Малоритский районный центр культуры"
Клубные районные учреждения организуют свою деятельность с учетом интересов и потребностей населения, организацию досуга сельских жителей, а также по организации самодеятельного народного творчества, возрождение и сбережение нематериальных культурных ценностей региона, сохранение местных обычаев и традиций. «Автоклуб» является многопрофильным учреждением культуры с передвижным характером работы и с использованием автотранспортных средств.
Культурное обслуживание жителей Малоритского района осуществляет государственное учреждение культуры «Малоритский районный центр культуры».
С 2006 г. при ГУК «Малоритский районный центр культуры» функционирует мобильное учреждение – автоклуб, или, как его еще называют, сельский клуб на колесах.
Основными задачами автоклуба являются:
Организация культурно – досуговой деятельности для разных возрастных категорий населения: молодежи, детей и подростков, взрослых и пожилых людей, через различные формы клубных мероприятий.
Возрождение духовности, общечеловеческих ценностей, воспитание бережных отношений к окружающей среде и экономическим ресурсам своей местности.
Активизация работы по пропаганде здоровой сильной семьи и здорового образа жизни.
Сохранение и развитие национально – культурного наследия белорусов, их традиций, обрядов и культуры, запись местного фольклора.
Автоклуб при ГУК «Малоритский районный центр культуры» обслуживает 47 населенных пунктов, включая малонаселенные, Великоритского, Гвозницкого, Луковского, Малоритского, Мокранского, Олтушского, Ореховского, Хотиславского сельских советов Малоритского района. Общее количество жителей, проживаюших в данных населенных пунктах, – 3513. Автоклуб осуществляет свою деятельность согласно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Республике Беларусь возрастает роль эффективности управления и поиск новых путей организации учреждений культуры. В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, мы пришли к следующим выводам.
Анализируя все имеющиеся литературные источники по данной теме, можно отметить, что культурно-досуговая деятельность – это деятельность, по удовлетворению основных социально-культурных потребностей людей в свободное время. Культурно-досуговая деятельность – это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п., которые создаются с помощью определенных технологий.
Система государственного управления сферой культуры включает Министерство культуры, областные и Минское городское управление, районные и городские отделы культуры. Основными учреждениями культуры, которые нацелены на организацию досуга в Беларуси, являются следующие: Дворцы и Дома культуры, Учреждения дополнительного образования детей и молодежи: Центры и комплексы внешкольной работы, Центры молодежного досуга, Дворцы детей и молодежи, Центры эстетического воспитания, туристско-экологические центры и др. Высококвалифицированный специалист является неотъемлемой частью учреждений социально-культурного типа. Работник должен быть интересным, разносторонним человеком, тонким психологом, чтобы с легкостью общаться с людьми и находить выходы из конфликтных ситуации.
Управленческие воздействия в сфере культуры должны быть сосредоточены на реформировании бюджетного сектора сферы культуры, основанном на дальнейшем развитии программно-целевого планирования, оптимизации и повышении эффективности использования ресурсов республиканского и местных бюджетов. Таким образом, в управлении сферой культуры необходимо учитывать как общие вопросы управления, так и специфику культурной отрасли.
Автоклубом ГУК "Малоритский районный центр культуры" осуществляются просветительские, воспитательные и развлекательные функции. В своей работе работники «клуба на колесах» стараются охватить все возрастные группы населения. Автоклуб оказывает следующие виды
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Антонова, Н.Б. Теория и методология государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 191 с.
3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
4. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры : учеб пособие / Н.К. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2003. – 222 с.
5. Бунтовская, Т.М. Инновационные подходы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров культуры / Т. М. Бунтовская // Культура ва ўмовах глабалізацыі: матэр. навук. канф. (25-26 ліст. 2009 г.) / Бел. дзярж. ўн - т культуры і мастацтваў. – Мінск, 2010. – С. 247-250.
6. Варнеке, Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие/ Х.-Ю. Варнеке; пер. с немецкого. – М. : МАИК "Наука/Интерпериодика", 1999. – 280 с.
7. Григорьева, Е.И. Специфика подготовки кадров для социально-культурной сферы на основе новых образовательных стандартов третьего поколения / Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdamsam.ru/a4791.html. – Дата доступа: 09.10.2017.
8. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
9. Иванов, В.М. Основы управления механизмом : учебник / В.М. Иванов. – М. : Высш. школа, 2001. – 271 с.
10. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
11. Королев, Н.Н. Актуальные проблемы подготовки специалистов социокультурной сферы в Республике Беларусь / Н.Н. Королев // Труды СПбГУКИ. – 2013. – № 1 – С.80-82.
12. Королёв, Н.Н. Профессиональная компетентность арт–менеджера / Н.Н. Королёв // Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2011. – С. 47-56.
13. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дисс. … канд.социол.наук: 22.00.06 / Н.В. Котельникова; Кубанск. госуд. ун-т. – Ставрополь, 2003. – 26 с.
14. Кузьминич, Н. Л. Подготовка кадров для сферы культуры в Беларуси на рубеже XX – XXI вв. / Н. Л. Кузьминич // XIII Міжнародныя Кірыла – Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры (Мінск, 24 – 26 мая 2007 г.): матэр. чытанняў / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры. – Мінск, 2008. – С. 81-87.
15. Молодежь Беларуси на современном этапе : состояние, проблемы и пути их решения : книга для педагогов и организаторов воспитательной работы с молодежью / Н. С. Шпак [и др.] ; ред. С. Д. Лаптенок. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Минск : ИСПИ, 2004. – 342 с.
16. Мухин, В.И. Исследование систем управления : учебник / В.М. Иванов. – М. : Экзамен, 2003. – 384 с.
17. Новиков, А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования / А.М. Новиков // Педагогика, 2000. – № 9. – С. 3-11.
18. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2008. – 173 с.
19. О культуре: Кодекс Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 413-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bii.by/tx.dll?d=325942. – Дата доступа: 08.10.2017.
20. Об утверждении Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.03.2016 N 180 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawbelarus.com/002008. – Дата доступа: 07.10.2017.
21. Об утверждении Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 г. № 399; с изменениями и дополнениями: текст по состоянию на 12 ноября 2003 г. № 509 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor52/text52138.htm. – Дата доступа: 08.10.2017.
22. Омаров, А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука : учеб. / А.М. Омаров. – М. : Флинта, 2009. – 325 с.
23. Петрова, И.В. Состояние и перспективы подготовки специалистов досуговой сферы в зарубежных странах / И.В. Петрова // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические и креационные технологии в современной индустрии досуга» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/petrova.htm. – Дата доступа: 08.10.2017.
24. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 288 с.
25. Понкин, И.В. Вопросы управления в сфере культуры / И.В. Понкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2014/03/1/. – Дата доступа: 12.10.2017.
26. Самелюк, М.М. Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.01 / М.М. Самелюк. – М., 2006. – 164 с.
27. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
28. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учебн. пособие / В.И. Смирнов. – М. : Логос, 2003. – 390 с.
29. Смолина, Т.Н. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / Т.Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова. – Екатеренбург, 2010. – 30 с.
30. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под ред. Н.П. Гончаровой. – Тверь, 2003. – 378 с.
31. Степанцов, А.И. Социокультурное профессиональное образование как компонент культурной политики / А. И. Степанцов // Культура Беларусі і сусвет: агульнае і асаблівае : матэр. Міжнар. навук. канф. (13 – 14 ліст. 2008 г.) / Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры і мастацтваў. – Мінск, 2010. – С. 54-61.
32. Стукалова, О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства: монография / О.В. Стукалова. – М. : ИХО РАО, 2011. – 280 с.
33. Технология социально-культурной деятельности: учеб.-метод.пособие / Л.И. Козловская. – Мн.: БГУКИ, 2014. – 206 с.
34. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб. : Лань, 2009. – 528 с.
35. Фаблинова, О.Н. Возможности и последствия проведения досуга посредством использования интернет-технологий / О.Н. Фаблинова // Социологический альманах, 2012. – №3. – С.345-355.
36. Фатов, А.В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис …. канд. пед. наук: 13.00.05 / А.В. Фатов. – М., 2007. – 23 с.
37. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Энциклопедия, 2009. – 1632 с.
38. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.