ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее Беларуси и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство и авторитет Республики Беларусь в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности. Необходимо, наконец, преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления индивидуализма и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далекими предками.
В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далекие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле.
Белорусские праздники и обряды являются ярким отражением фундаментальных ценностей белорусского общества. Даже в условиях культурной интеграции, размытия традиций и ценностей и их интернационализации, праздники и обряды остаются значительным фактором консолидации общества и средством формирования и поддержания национальной идентичности.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современном мире создание брендов касается многих городов, районов. Это связано с тем, что в ситуации глобальных процессов власти современных территорий активно занимаются поиском уникальной конкурентной ниши, которая бы способствовала притоку крупных инвестиций и туристических потоков.
Повышение интереса к имиджу страны на международном уровне предшествует и дает основу для осознания актуальности бренда районов, городов, как внутри страны, так и за ее пределами.
Изучением брендинга территории занимались такие ученые как Т.Ю. Быстрова, Д.В. Визгалов, С.А. Гончарова, Д.Н. Запесоцкий, Н.А. Левочкина, А.П. Панкрухин и другие.
Цель курсовой работы – определить белорусские праздники и обряды как исторические культурные бренды.
Задачи исследования
Глава 1 Теоретические основы исследования
1.1 Понятие и сущность культурного бренда
Высокий уровень развития техники и технологий переориентировал современный бизнес на конкуренцию брендов, усиление которых обеспечивает компаниям значительные преимущества на рынке. Современные бренды представляют собой важные компоненты деятельности, своеобразные символы коммерческой активности. Они символизируют доверие, стабильность, определенный набор ожиданий для потребителей.
Основу бренда составляет маркетинговая сущность товара, состоящая в удовлетворении нужд и потребностей потребителей. Товар материален по сути, поскольку в его основе лежит физический продукт в реальном исполнении, обладающий функциональностью, особым назначением и областью применения. Если человек голоден или испытывает жажду, то физические продукты – хлеб и вода – удовлетворяют его желания. Товар обладает определенным качеством, исполняется в разных модификациях и поддерживается соответствующими техническими услугами.
Рассмотрим понятие бренда.
Бренд (от англ. Brand – клеймо, марка) – это ассоциации, связанные с торговой маркой, как образное соединение отдельных впечатлений в общую, яркую и устойчивую картину взаимоувязанного представления потребителя о товаре, его марке. То есть бренд содержит торговую марку и комплекс впечатлений, эмоциональных ассоциаций, связанных с ней. Следует учесть, что перечень эмоциональных ассоциаций, связанных с брендовым товарным знаком, у различных потребителей одинаков [1, c. 21].
Американская маркетинговая ассоциация трактует понятие бренда следующим образом: бренд – это название, термин, знак, символ или дизайн, а также их комбинации, которые предназначены для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и для дифференциации их от товаров и услуг конкурентов [2].
Словарь В.К. Мюллера – российского и советского лингвиста, лексикографа, шекспироведа, переводчика – излагает понятие бренда так: это американизированный (сокращенный) вариант английского понятия brand-name. Brand – это клеймо, тавро, марка, фабричная марка; отпечатываться в памяти, производить впечатление. Интуитивно бренд является выражением совокупности имиджевых, эксплуатационных, технических и иных характеристик товара, позволяющих правообладателю (собственнику) данной марки не только играть одну
Глава 2 Проект создания бренда Ветковского района Беларуси
2.1 Культурный потенциал Ветковского района
Ветка – небольшой город в Гомельской области, основанный староверами. В XVII-XVIII веках город был центром раскола.
Современная Ветка – это районный центр с населением 7,7 тыс. человек, который может быть интересен туристам своим Музеем народного творчества – уникальным и единственным в своем роде [8].
Районный центр, расположен в 22 км от Гомеля. Ветка связана автодорогами с Гомелем и Добрушем.
Город основан в 1685 году (по другим данным, в 1682 году) староверами-беженцами из центральной России. На протяжении XVII-XVIII веков Ветка являлась центром раскола, за что была дважды сожжена царскими карательными войсками, а большинство жителей – насильно переселены в восточные губернии.
С 1772 года Ветка входит в состав Российской империи, с 1784 года является местечком Белицкого уезда, а с 1852 – Гомельского уезда. С 1919 года Ветка в составе Гомельского уезда РСФСР, в 1925 году получает статус города. С 8 декабря 1926 года Ветка становится райцентром в БССР [8].
С 18 августа 1941 года по 27 сентября 1943 года Ветка была оккупирована гитлеровцами.
26 апреля 1986 года город подвергся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Ветковщина дала земле ученого в области почвоведения, академика НАН Беларуси П.П. Рогового; государственного деятеля, дипломата, дважды Героя Социалистического Труда А.А. Громыко.
К достопримечательностям города можно отнести особняк купца Грошикова. Здание построено в 1897 году и расположено на Красной площади – центральной площади города, в настоящее время в здании размещается ветковский музей народного творчества.
Также к достопримечательностям Ветки можно отнести Спасо-Преображенскую церковь.
Город известен в первую очередь Музеем народного творчества – уникальным и единственным в своем роде. В нем собраны предметы старины, рукописные книги, книги раскольников и знаменитый неглюбский рушник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, мы пришли к следующим выводам:
1. Бренд – это неосязаемая сумма свойств продукта, а именно – его имени, его истории, репутации, упаковки, цены и способа рекламирования. Бренд является сочетанием впечатления, которое он производит на потребителей, и результата их опыта использования данного продукта. Бренд – это то, что потребители чувствуют по отношению к продукту, – привязанность, доверие и преданность.
Культурный бренд – это бренд, в основе которого заложены историко-культурные ресурсы базисного субъекта: традиции, обычаи, научные достижения, произведения художественного творчества, архитектурные сооружения.
2. Белорусские обряды и праздники крайне разнообразны. Они прекрасно сохранились на нашей земле и характеризуют народ, который здесь живет. В Беларуси чтят традицию каждый год отмечать День Победы и День независимости Республики Беларусь, а также Рождество и Пасху и др., и я считаю, что это наша национальная обязанность передавать из поколения в поколение память об этих праздниках. Бережное и почтительное отношение к своим предкам, к своим истокам заставляет современных белорусов придерживаться тех или иных правил. Я уверен, что каждый житель нашей страны обязан знать, помнить и чтить историю Беларуси, а также ее обычаи, традиции и праздники.
3. Ветка – небольшой город в Гомельской области, основанный староверами.
На территории района сооружено 55 памятников истории культуры, имеется 3 памятника архитектуры – Дворец Войнич-Сеножацких (д. Хальч) (д. Хальч), Дом купца Грошикова (здание музея в г.Ветка), церковь в д. Железники, 64 памятника археологии и т.д.
4. Культурный потенциал Республики Беларусь выступает основным ресурсом развития страны, значение которого связано с творческой интерпретацией культур и традиций; это также среда, в которой создаются и транслируются «символические ресурсы» районов.
Культурным брендом Ветковского района выступают объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места. По своей значимости они могут быть республиканского значения, районного и т.д.
Внешний имидж объекта, в данном случае имидж Ветковского района, рассматриваемый как формирующий образ, подтвержденный положительными отзывами прессы, посетителями и т.д., способствует росту уверенности и повышению качества имиджа объекта в целом.
1. Аакер, Д. Создание сильных брендов / Д. Аакер. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. – 440 с.
2. Американская маркетинговая ассоциация (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ama.org/Pages/default.aspx. – Дата доступа: 28.09.2017.
3. Англо-русский словарь Мюллера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovarus.info/eng_m.php. – Дата доступа: 28.09.2017.
4. Архангельская, К.В. Бренд как объект исследования / К.В. Архангельская // Известия Урал. гос. ун-та., 2006. – № 47. – С. 52-58.
5. Банникова, Л.Н. Маркетинг как социальный процесс: социологические аспекты анализа / Л.Н. Банникова. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2007. – 210 с.
6. Быстрова, Т.Ю. Аксиология бренда: к методологии культурного брендинга территории / Т.Ю. Быстрова // PR в изменяющемся мире: Региональный аспект: сборник статей / под ред. М.В. Гундарина, А.Г. Сидоровой, Ю.В. Явинской. – Вып. 9. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – С.85-95.
7. Вавилов, В. Реклама красоты: практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://books.google.by/. – Дата доступа: 29.09.2017.
8. Ветковский районный исполнительный комитет (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vetka.gomel-region.by/ru/. – Дата доступа: 03.10.2017.
9. Визгалов, Д.В. Что такое бренд города? / Д.В. Визгалов // Муниципальная власть, 2011. – №3. – С. 112-115.
10. Гончарова, С.А. Бренд региона как фактор сохранения самобытности в условиях глобализации / С.А. Гончарова, М.В. Ганькина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hdl.handle.net/123456789/8285. – Дата доступа: 02.10.2017.
11. Домнин, В.Н. Брендинг: Новые технологии в России / В.Н. Домнин. – СПб.: Питер, 2002 – 352 с.
12. Замятин, Д.Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы / Д.Н. Замятин // Лабиринт: журн. соц.-гуманитар. Исслед., 2013. – № 5. – С. 11-23.
13. Запесоцкий, Ю.А. Основы брендинга: учеб. Пособие / Ю.А. Запесоцкий. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 88 с.
14. Карпова, С.В. Брендинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С.В. Карпова, И.К. Захаренко. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2014. – 430 с.
15. Коттлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Коттлер, Дж. Шефф. – М.: Издательский дом «Классйка-ХХІ», 2012. – 688 с.
16. Кроликов, Е.Н. Обряды и обычаи белорусов / Е.Н. Кроликов. – Минск, 2011. – 58 с.
17. Культура и пространство. Книга вторая. Историко-культурные бренды территорий, регионов и мест / Под ред.: В.К. Мальковой и В.А. Тишкова. – М.: ИЭА РАН, 2010. – 182 с.
18. Левочкина, Н.А. Региональные культурные бренды как тренд развития территорий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/. – Дата доступа: 02.10.2017.
19. Маандаг, М. Единственная книга по брендингу, которая вам нужна, чтобы начать, раскрутить и сделать бизнес прибыльным / М. Маандаг, Л. Пуолакка. – М.: Азбука Бизнес, Азбука – Аттикус, 2016. – 160 с.
20. Максимов, А.Л. Народные праздники и обряды русских, украинцев и белорусов / А.Л. Максимов. – М.: PRO-Искусство, 2011. – 480 с.
21. Малькова, В.К. Культура и пространство. Историко-культурные бренды территорий, регионов и мест / В.К. Малькова, В.А. Тишков. – М.: ИЭА РАН, 2010. – 182 с.
22. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий / А.П. Панкрухин. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.
23. Сушненкова, И.А. Основные принципы и инструменты формирования регионального бренда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.brand-way.ru/publications/morina/brand-promotion/. – Дата доступа: 29.09.2017.
24. Титовец, В.Р. Праздники и обряды белорусов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/. – Дата доступа: 03.10.2017.
25. Топ-10 узнаваемых брендов Беларуси за рубежом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zautra.by. – Дата доступа: 01.10.2017.
26. Траут, Дж. Большие бренды – большие проблемы / Дж. Траут. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 256 с.
27. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова; [обложка А.Ю. Лапшин]. – Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2009. – 495 с.
28. Частное туристическое унитарное предприятие «Гулливер и компания» (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtour.by/. – Дата доступа: 03.10.2017.
29. Шаталов, Г. Образ, имидж, бренд и репутация региона – что это такое? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regionpr.ru. – Дата доступа: 02.10.2017.