ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и сущность эстетического воспитания
1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
ГЛАВА 2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников
2.2 Эстетическое воспитание младших школьников на уроках живописи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из факторов всестороннего гармоничного развития личности является ее эстетическое воспитание. Рассматривая образование, как один из основных каналов включения ребенка в процесс воспитания порой упускается из внимания такой важный элемент как эстетическое воспитание и интеграция личности ребенка в культурную среду. В условиях преобразования современного общества необходимость систематического, целенаправленного приобщения личности к миру искусства приобретает особое значение. Процессы гуманизации современного общества, поиск новых жизненно важных приоритетов развития личности в социокультурной среде выдвигают на первый план вопрос эстетического воспитания личности.
Воспитание как развитие природных и духовных сил человека является важнейшим видом социальной деятельности, проводимой в интересах личности и общества. Очевидно, что деятельность этого рода должна пронизывать весь процесс общения педагога с учащимися. Воспитание средствами прекрасного осуществлялось всегда. Долг каждого учителя передать клад прекрасного следующему поколению.
Большое значение эстетическое воспитание имеет в целостном воспитательном процессе младших школьников, так как именно в этом возрасте одним из ведущих является эмоционально-чувственное развитие ребенка, которое способствует активному освоению им внешнего мира и общению с окружающими людьми.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и сущность эстетического воспитания
Идеи эстетического воспитания зародились еще во времена Платона и Аристотеля, и до сегодняшнего времени происходит переосмысление сущности, задач и целей эстетического воспитания. Это обусловлено тем, что эстетика как наука сформировалась очень давно и на сегодняшний день активно развивается. Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisteticos» – «воспринимаемый чувством» [3, с. 27]. По мнению философов материалистов Д. Дидро и Н.Г. Чернышевского, «объектом эстетики как науки является прекрасное» [9, с. 91]. Категория прекрасного – это основа системы эстетического воспитания.
Стоит отметить, продолжительная история существования эстетики как науки породила множество определений понятия «эстетическое воспитание», а также неоднозначность его методов и средств. Рассмотрим более подробно сущность понятия «эстетическое воспитание».
В своем исследовании «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» В.Н. Шацкая предлагает следующую формулировку: «Эстетическое воспитание есть способность целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [23, с. 16].
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [1, с. 319].
ГЛАВА 2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников
На основе изученного теоретического материала было проведено исследование уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников на базе ГУО «Лоевская средняя школа им. А.В. Козлова».
Цель исследования состояла в выявлении уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- подобрать диагностические методики для проведения эксперимента;
- выявить уровень сформированности эстетической воспитанности младших школьников.
В исследовании принимали участие 20 обучающихся в возрасте 6-8 лет.
Для определения уровня творческих способностей школьников были использованы следующие методики:
1) Методика Л.В. Школяр «Выбери музыку»;
2) Художественно-экспрессивный тест на основе предметов изобразительного искусства;
1) Методика Л.В. Школяр «Выбери музыку».
Цель исследования – выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было рассмотрено понятие «эстетическое воспитание». Было отмечено, что продолжительная история существования эстетики как науки породила множество определений данного понятия. В целом, эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.
Стоит отметить, что эстетическое воспитание направлено не только на культурное и эстетическое развитие личности. В процессе эстетического воспитания формируется ценностно-мотивационная сфера личности, коммуникативные навыки и умения, совершенствуются творческие способности, активизируются умственные процессы.
В ходе работы были рассмотрены три основные задачи эстетического воспитания. Также установлено, что в процессе эстетического воспитания у человека формируется эстетическое сознание, которое включает следующие категории: эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка.
Анализ теоретической литературы по теме исследования показал, что эстетическое воспитание личности, в частности ребенка, вызывало интерес на протяжении всего существования человечества. Эстетика как наука, сформировавшись в период античности, продолжает развиваться в трудах зарубежных и отечественных исследователей и на сегодняшний день.
1. Беляев, А.А. Эстетика. Словарь / А.А. Беляев, Л.И. Новиков, В.И. Толстых. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Просвещение, 1986. – 420с.
3. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2002. – 511с.
4. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры / А.И. Буров. – М.: Искусство, 1975. – 176 с.
5. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников / С.А. Герасимов. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.
6. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И.Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 1986. – 128с.
7. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы / А.К. Дремов. – М.: Знание, 2007. – 62 с.
8. Ефремова, Л.И. Эстетическая среда как фактор развития личности / Л.И Ефремова, А.А. Соловьев // Начальная школа. – 1999. – №11. – С.52-56.
9. Ильенков, Э.В. К беседе об эстетическом воспитании / Э.В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. – 2002. – №3. – С. 91-94.
10. Киященко, Н.И. Эстетическое воспитание и целостное развитие личности: эстетическая культура и эстетическое воспитание / Н.И. Киященко. – М, 1983. – 304 с.
11. Кузина, Е.В. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе изучения произведений искусств : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. – Москва, 1991. – 18 c.
12. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания / Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 1986. – 240 с.
13. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
14. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
15. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с.
16. Макаренко, А.С. Цель воспитания: учебное пособие / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1984. – 380 с.
17. Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский. – М.: «Издательство УРАО», 2000. – 128 с.
18. Овчинникова, А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы: автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 1998. – 32 с.
19. Печко, Л.П. Творческое воображение как аппарат освоения художественной культуры / Печко Л. П. // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. – 2004. – №4. – С. 78-86.
20. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М.М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.
21. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. – СПб.: «Питер», 2017. – 227 с.
22. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников / М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.
23. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. – М.: Советская педагогика, 1976. – 344 c.