Глава 1. Теоретические основы социального воспитания старших подростков в образовательном процессе православной воскресной школы
1.1 Сущность и характеристика социального воспитания личности на основе христианских ценностей
1.2 Воспитание духовно-нравственных качеств личности в условиях воскресной школы как социального института
Выводы по первой главе
Библиографический список
Глава 1. Теоретические основы социального воспитания старших подростков в образовательном процессе православной воскресной школы
1.1 Сущность и характеристика социального воспитания личности на основе христианских ценностей
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что в последние годы в различных областях науки, учебной и методической литературе всё чаще стали употребляться выражения, в которых присутствует определение «нравственный»: нравственное воспитание, нравственные ценности, нравственный мир человека, нравственная сфера и др. Это, на наш взгляд, ещё раз доказывает актуальность «морально-этической проблематики в условиях современного общества», а также свидетельствует о «стремлении преодолеть “груз” политико-идеологизированного отношения к морали, которое было характерно для советского общества» [6, с. 4].
Для раскрытия сущности понятия «нравственные ценности» имеет смысл остановиться на характеристике его содержательных аспектов, которые помогут определить, какое место нравственные ценности занимают в обществе и структуре личности, и какие ведущие регулирующие функции они выполняют в формировании внутреннего мира человека, в его смысло-жизненных ориентациях и убеждениях, поступках и межличностных отношениях.
Человек в той или иной мере является существом мотивированным, а именно, он действует активно, настойчиво, творчески только в том случае, если им движут внутренние побудители, при наличии мотивационного компонента. В группу таких побудителей, как отмечает К.В. Гавриловец, входят ценности и потребности.
Рассматривая природу ценностей, отметим, что первичными, жизненно важными для всех людей являются такие ценности, как здоровье, мир, безопасность. Они человеку гарантированы. Ценностями второй степени являются свобода, образование, комфорт, наслаждение жизнью. И только потом выступают нравственные ценности – те, которые затрагивают смысл жизни: помощь ближнему, придание красоты собственному существованию и окружающему миру и т.д. Что существенно, когда человек не осознаёт ценностей третьей степени, то могут угаснуть и ценности второй степени.
1.2 Воспитание духовно-нравственных качеств личности в условиях воскресной школы как социального института
Важную роль в воспитании духовно-нравственных качеств личности играют воскресные школы. Следует отметить, что воскресная школа имеет давнюю историю. Традиционно воскресные школы принято было делить на две различные категории – школы религиозные и общеобразовательные. Религиозные школы возникли значительно раньше общеобразовательных. В Западной Европе они появились еще в ХVI веке. Основной целью этих школ была катехизация взрослого населения. Одна из первых воскресных школ для детей, сочетавшая в себе наставление в вере и обучение грамоте, была организована во II половине ХVI века при кафедральном соборе г. Милана архиепископом Карлом Борромео. Вслед за ней появились другие подобные ей школы. На территории Беларуси также получили распространение иезуитские школы. Однако, поскольку Российской империи, то эта деятельность была свернута и на территории Беларуси. По версии исследователя воскресных школ XIX века Я.В. Абрамова, первые учебные заведения такого типа были открыты в 1859 году. В частности, в 1859 году было открыто 4 «воскресных класса» в г. Могилеве.
В современной Беларуси наблюдается возрождение деятельности воскресных школ.
В настоящее время при Белорусской православной церкви создан Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Его задача - координировать все вопросы, связанные как с церковным образованием, так и с отношениями со светской системой образования. Синодальное отделение возглавляют епископ Борисовский и Марииногорский Вениамин.
Выводы по первой главе
Нравственные ценности являются средством выражения социальной зрелости человека. Основными составляющими системы нравственных ценностей вполне обоснованно могут быть гуманность, благородство, справедливость, добро, добропорядочность, честность, ответственность, милосердие, толерантность и др.
В центре светских нравственных (моральных) систем стоит или благо человека, или благо общества. Наивысшим достижением общественной морали является реализация принципов гуманизма – приоритет прав и интересов человека над интересами сообществ. Сутью религиозной морали являются постулаты, выведенные из религиозных положений, опирающихся на авторитетные священные книги, предписания и в конце концов на религиозные откровения. Мораль осуществляет регуляцию отношений между людьми, исходя из принципов этики и моральных установок. Это основы добра, справедливости, гуманного отношения к другим. Христианская мораль является религиозной. Важную роль в воспитании духовно-нравственных качеств личности играют воскресные школы.
1. Акутина, С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление и классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса : автореф. дис. … канд. пед. наук / С.П. Акутина. –Нижний Новгород, 2003. –24 с.
2. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 305 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
4. Воскресные школы Беларуси [Электонный ресурс]. – Режим доступа: http://orthoobraz.by/pedagogu/praoslanaya-shkola/duhovnoe-obrazovanie-v-belarusi.
5. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / под. ред. профессора К.В.Гавриловец. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
6. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека / О.А.Павловская [и др.] ; под ред. О.А.Павловской; Нац.акад.наук Беларуси, Ин-т философии. – Минск : Беларус.навука, 2011. – 451 с.
7. Захарчук, Л.А. Педагогический потенциал белорусской этнокультуры в контексте нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи / Л.А. Захарчук // Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации : материалы заоч. науч.-метод. конф., 15–17 мая 2013 г. [Электронный ресурс]. – Минск : РИВШ, 2013. – С. 146–150.
8. Ивашкина, Н.А. Народные традиции патриотического воспитания подрастающего поколения / Н.А. Ивашкина // Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (6 апреля 2006 г.). – М. : МПГУ, 2006. – С. 162-165.
9. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография / А.В. Кирьякова. – Оренбург, 1996. – 160 с.
10. Кодекс Республики Беларусь об образовании
11. Козодаева, Л.Ф. Педагогическая работа по формированию нравственных качеств студентов-дефектологов в процессе добровольческой деятельности / Л.Ф, Козодаева // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2013. – Вып. 12 (128). – С. 234-237.
12. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 416 с.
13. Минова, М. Е. Сущность, структура и функции нравственных ценностей и ценностных ориентаций подростков / М.Е. Минова // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 14 З-41 рэдкал. : А. П. Манастырны (гал. рэд.) [і інш.] ; ДУА «Акад. паслядыплом. адукацыі». – Мінск : АПА, 2016. – 562 с.
14. Петрова, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности подростков / А.А. Петрова // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 11. – С. 37-39.
15. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг.
16. Ракава, Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л.В. Ракава. – Мінск : Ураджай, 2000. – 111 с.
17. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm.
18. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.
19. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
20. Столяренко, Л.Д. Педагогика : учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2000. – 448 с.
21. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – Минск : Народная асвета, 1978. – 288 с.
22. Торхова, А. В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В. Торхова, И.А.Царик, А.С.Чернявская. – Минск : Нац.ин-т образования, 2009. – 120 с.
23. Харламов, И.Ф. Педагогика: Крат. курс: учеб. пособие / И.Ф. Харламов.– Минск : Выш. шк., 2004. – 272 с.
24. Чэчат, В.В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка –метадалагічны аспект) / В.В. Чэчат. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. – 195 с.
25. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
26. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе : словарь / под ред. А. Г. Козловой. – СПб. : Речь, 2007. – 331 с.