Введение
За послевоенные десятилетия международный туризм быстрыми темпами развивается на всей планете. Помимо Европы, являющейся традиционным туристским регионом, активно посещаются страны Америки, Азии, Африки, Океании. Благодаря научно-техническому прогрессу, мир превратился в единое пространство, большие расстояния перестали быть барьером для желающих совершить путешествие. Туризм способствует внедрению и применению передовых технологий, вызывает активизацию мирового рынка услуг, способствует инвестированию средств в различные сферы, помогает решать проблемы занятости и оздоровления населения.
Основу современного туристского рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска рабочих и служащих. Все больший интерес к путешествиям проявляют слои населения со средним достатком: служащие, молодежь, интеллигенция, представители среднего и малого бизнеса.
Международные туристские связи стали важной составной частью мирового процесса интернационализации социально-экономических отношений. Во многих странах сложилась и стабильно развивается индустрия туризма, располагающая солидной материальной базой, предоставляющая рабочие места миллионам людей и взаимодействующая практически со всеми отраслями хозяйства. В туристском бизнесе пересекаются интересы различных государственных и частных предприятий и служб, активно участвуют банки, страховые компании, торговые фирмы, клубы, акционерные общества. Туризм оказывает огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления, выступает катализатором экономического развития.
Повышение значимости туризма способствует росту предпринимательской активности в данной сфере, в связи с чем необходимо
Раздел 1. Теоретические основы организации международного туризма
1.1 Сущность и виды международного туризма
Международный туризм — неоднозначное понятие. Различные подходы к классификации видов туристической деятельности можно найти, например, в работах В. Квартальнова, А. Александровой, Е. Ильиной и др. Так, выделяются следующие разновидности туризма: международный и внутренний. Международный туризм охватывает поездки за пределы страны, что связано с соблюдением определенных формальностей (таможенный, валютный, медицинский контроль). Внутренний туризм, в отличие от международного, не связан с пересечением госграницы и, следовательно, не требует соблюдения туристических формальностей [7].
Международный туризм бывает въездной и выездной. Въездной туризм — это путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в стране постоянно. Выездной туризм — это путешествия лиц, постоянно проживающих в стране, но отправляющихся с какими-либо целями в другую страну. Обычно страны заинтересованы в развитии въездного туризма, так как это привлекает в страну валютные ресурсы, стимулирует экономическую активность. Фирмы, которые занимаются развитием въездного туризма, получили название рецептивных (принимающих) фирм.
В зависимости от содержания и целей туристическую деятельность можно классифицировать следующим образом. Путешествия с целью развлечения и отдыха составляют основу международного туристического обмена. На их долю приходится более половины всего спроса. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские, спортивные поездки. Повышенным спросом у населения пользуются поездки к морю. Купально-пляжный отдых традиционно считается лучшим способом снятия нервного и физического утомления.
Раздел 2. Современное состояние и направления развития международного туризма
2.1 Показатели развития международного туризма на настоящем этапе
Туристская индустрия является значительным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы. В ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе заграничного путешествия. Это услуги:
- по доставке туристов в страну и по перемещению туристов по стране посещения (транспортные перевозки),
- по размещению туристов (гостиничная сеть),
- по обеспечению туристов питанием (рестораны, кафе, бары),
- по рекламе туристского продукта,
- по сбыту туристского продукта, это услуги туристских агентств (разработка маршрутов путешествия, бронирование мест на транспорте и в гостиницах),
- по удовлетворению культурных потребностей туристов (посещение достопримечательностей, музеев, выставок),
- по удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в научных конференциях, различных выставках, конгрессах, совещаниях),
- торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, буклетов, открыток, путеводителей, предметов туристского снаряжения),
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать выводы:
1. Главной особенностью международного туризма является пересечение государственных границ. Чем сильнее различия между государствами, тем больше препятствий на пути свободного перемещения людей. Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает воздействие на международные туристские потоки, обеспечивая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют развитию международного туризма сложная и запутанная процедура оформления выездных документов, нарушение сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, введение жестких ограничений на ввоз и обмены валюты, от чего зависит уровень потребления товаров и услуг туристами. С этой точки зрения таможенные декларации и досмотры выступают в качестве сдерживающего начала и приводят к сокращению туристских поездок.
2. К современным факторам развития международного туризм относятся политическое (мирное) сосуществование населения на большей части планеты, поддержка государственных органов в большинстве стран, развивающих международный туризм, рост общественного богатства, сокращение рабочего времени, развитие транспорта, совершенствование уровня общественного сознания. Демографические факторы представлены ростом средней продолжительности жизни, повышением уровня урбанизации, то есть роста городского населения. В настоящее время международный туризм в постиндустриальном обществе фактически становится основой глобального стиля жизни.
3. Система влияния международного туризма на экономику стран и регионов имеет экономический характер и раскрывается через влияние, которое он оказывает на платежный баланс. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны, тем самым активизируя ее платежный баланс, именно
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. – М.: Гардарики, 2002. – 337 с.
2. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 150 с.
3. Балабанов, И.Т. Экономика туризма / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 290 с.
4. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм и основы туристического страноведения / В.Ю. Воскресенский.- М.: МосГу, 2014. – 234с.
5. Воскресенский, В.Ю. Основы социально-экономической и рекреационной географии мира / В.Ю. Воскресенский. - М.: МосГу, 2014. -276с.
6. Всемирная туристическая организация / Официальный сайт. – Режим доступа: http://www2.unwto.org/en. – Дата доступа: 2012.2016
7. Гельман, В.Я. Статистика туризма: учебник / В.Я. Гельман. - М.: Академия, 2015. - 336 с.
8. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник / Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2008. - 280 с.
9. Дмитриевский, Ю.Д. Туристские районы мира. Учебное пособие / Ю.Д. Дмириевский. - Смоленск, 20015. – 134с.
10. Драчева, Е.Л. Экономика и организация туризма: учебное пособие./ Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др. - М.: Кнорус, 2010. - 576 с.
11. Дурович, А.П. Организация туризма / А.П. Дурович. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
12. Ефремова, М.В. Основы технологии туристского бизнеса / М.В. Ефремова. - М., 2013. – 107с.
13. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 200 с.
14. Зорин, И.В., Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.
15. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.
16. Кейнс Джон Мейнард. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное / вступ. статья Н.А. Макаше- вой. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.
17. Международный туризм: новый рекорд в 2015 году / Вести Экономика. – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/66427 (дата доступа: 18.12.2016).
18. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студентов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.
Скороходов А.В. Международный туризм: учеб. пособие. - М.: Инфа - М, 2007. -321 с.
19. Новиков, В.С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 203 с.
20. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие / В.С. Новиков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 207 с.
21. Папирян, Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма / Г.А. Папирян. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 208 с.
22. Сенин, В.С. Организация международного туризма / В.С. Сенин: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.
23. Черевичко, Т.В. Экономика туризма: учеб. пособие / Т.В. Черевичко. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 364 с.
24. Экономика и организация туризма: международный туризм: учеб. пособие / Е.Л. Драчева [и др.]. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: КноРус, 2010. - 565 с.