ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в необходимости разработки путей и методов математической работы со школьниками. Введение элементов алгебры в начальный курс математики позволяет с самого начала обучения вести планомерную работу, направленную на формирование у детей таких важнейших математических понятий, как выражение, равенство, неравенство, уравнение.
Включение элементов алгебры имеет своей целью главным образом более полное и более глубокое раскрытие арифметических понятий, доведение обобщений учащихся до более высокого уровня, а также создание предпосылок для успешного усвоения в дальнейшем курса алгебры.
Ознакомление с использованием буквы как символа, обозначающего любое число из известной детям области чисел, создает условия для обобщения многих из рассматриваемых в начальном курсе вопросов арифметической теории, является хорошей подготовкой к ознакомлению детей в дальнейшем с понятиями переменной, функции.
Более раннее ознакомление с использованием алгебраического способа решения задач позволяет внести серьезные усовершенствования во всю систему обучения детей решению разнообразных текстовых задач.
Анализ учебного процесса в начальных классах, наблюдения в период педагогических практик и результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы отрицательно сказывается на качестве знаний учащихся алгебраического материала.
Пробелы в знаниях учеников при формировании представлений об одном из важных понятий курса математики начальных классов препятствуют осуществлению связи обучения с жизнью, не способствуют созданию прочной основы для изучения алгебраического материала в среднем и старшем звене, тем самым снижают степень математической подготовки учащихся в целом.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников при изучении алгебраических понятий
Начальное обучение математике является, с одной стороны, составной частью начального образования, а с другой – основой для дальнейшего изучения математики и других учебных предметов.
Первый аспект требует согласованности в обучении математике с иными компонентами начального обучения: развитием речи, выработкой навыков чтения и письма, физическим развитием, знакомством с окружающим миром, воспитанием вкуса, обучением видеть и создавать прекрасное. Второй аспект предусматривает формирование у учащихся элементарных математических представлений и логических структур мышления, которые готовят учащихся к использованию математических знаний в повседневной жизни, успешному овладению знаниями и способами деятельности при дальнейшем обучении как математике, так и другим учебным предметам.
Через начальное обучение математике происходит первичное освоение количественных отношений и пространственных форм окружающего мира, вырабатываются умения применять анализ, синтез, аналогию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию. Обучение математике не только приучает точно выполнять разнообразные предписания, но и формирует общие приемы поисковой деятельности, развивает гибкость и критичность мышления, учит прогнозировать и оценивать свои действия.
Содержание учебного предмета зависит от многих факторов – от требований жизни к знаниям учащихся, от уровня соответствующих наук, от психических и физических возрастных возможностей детей. Правильный учёт этих факторов является существенным условием наиболее эффективного обучения школьников, расширения их познавательных возможностей. Но
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И ЕЕ ИТОГИ
2.1. Анализ уровня знаний младших школьников алгебраических понятий
Для изучения особенностей формирования алгебраических представлений была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Цель – исследование формирования алгебраических представлений на уроках математики во 2 классе.
Задачи исследования:
1. Провести эксперимент по выявлению уровня знаний алгебраических понятий школьников во 2 классе.
2. Предложить систему заданий для формирования представлений второклассников об алгебраических понятиях.
3. Проверить на практике эффективность и доступность экспериментального материала.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Средняя школа №15 г. Мозыря». В исследовании принимали участие 10 учащихся 2 класса.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня знаний второклассниками алгебраических понятий.
Для установления уровня знаний алгебраических понятий учащихся к моменту обучающего эксперимента нами была проведена проверочная работа, куда вошли следующие задания:
1. Ответьте на вопросы:
Как называется запись, в которой есть знак «равно» (=)? (Равенство.)
Как называется запись, в которой есть знаки: «больше» (>), «меньше» (<)? (Неравенство.)
2. Составьте верные равенства и неравенства, используя выражения:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе данного исследования нами были решены следующие задачи:
1. Проанализировано состояние теории и практики изучения алгебраического материала в начальных классах;
2. Определены основные направления совершенствования системы изучения алгебраического материала в начальном курсе математики;
3. Рассмотрены научно-методические принципы формирования знаний и умений у учащихся по данной теме;
4. Разработаны задания по изучению алгебраического материала в начальных классах.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Обучение математике не только приучает точно выполнять разнообразные предписания, но и формирует общие приемы поисковой деятельности, развивает гибкость и критичность мышления, учит прогнозировать и оценивать свои действия.
В начальном курсе математики наряду с арифметическим изучается и алгебраический материал. Основу начального курса математики составляет линия чисел и арифметических действий над ними. Линии величин, геометрических фигур и алгебраическая являются сопутствующими. Алгебраический материал в начальной школе составляет знакомство с физическими объектами, критериями их сравнения, выделяющими величину, как предмет математического рассмотрения, знакомство со способами сравнения и знаковыми средствами фиксации его результатов, с приемами анализа общих свойств величин.
Работа с заданиями алгебраического характера создает предпосылки для формирования и развития предметных ключевых компетенций и является базой последующего обучения в школе. Работа над всеми вопросами алгебраического содержания должна вестись планомерно и систематически в течение всех лет начального обучения.
1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
2. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах : курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 299 с.
3. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 455 с.
4. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и фак-ов нач. классов педвузов / Н.Б. Истомина. – М. : LINKA-PRESS, 1998. – 288 с.
5. Когаловский, С.Р. Роль комбинаторных задач в обучении математике / С.Р. Когаловский // Математика в школе. 2004. – № 7. – С. 32–40.
6. Мальцева, Е. В. Использование дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе / Е. В. Мальцева // Вестник Марийского государственного университета. – 2013. – №11. – С.62-65.
7. Марченко, Т. С. Об использовании взаимосвязи алгебраического и арифметического методов решения текстовых задач в курсе математики начальной школы / Т. С. Марченко // РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ И ВУЗА : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной юбилею д-ра пед. наук, проф. Г. Д. Кирилловой. – Курск : КГПА, 2011. – С. 112–117.
8. Медведская, В.Н. Дидактические материала по методике преподавания математики в начальных классах: учебно-методическое пособие / В.Н. Медведская. – Брест : БрГУ, 2010. – 160 с.
9. Мендыгалиева, А. К. Проблема преемственности образовательного процесса в начальной и основной школе / А. К. Мендыгалиева // Вестник ТГПУ. – 2012. – №11 (126). – С. 182-184.
10. Методика начального обучения математике: учеб. пособие для пед. ин-тов / В.Л. Дрозд, А.Т. Катасонова, Л.А. Латотин и др.; под общ. ред. А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. – Минск : Выш. школа, 1988. – 254 с.
11. Налесная, С. Л. Деятельность учителя по формированию понятий доли и дроби в курсе математики начальной школы / С. Л. Налесная// Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2009. – №1. – С. 164-173.
12. Налесная, С. Л. Формирование понятия уравнения в начальном курсе математики / С. Л. Налесная // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2010. – №1. – С. 101-105.
13. Непомнящая, Н.И. Педагогический анализ и конструирование способов решения учебных задач / Н. Непомнящая [и др.] – М., 1993.– 88 с.
14. Омарова, А. А. Реализация преемственности в обучении алгебраическому материалу в 1-6 классах / А. А. Омарова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2013. – №1(22). – С. 70-75.
15. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6–12.
16. Тихоненко, В. В. Деятельность учителя по формированию понятия «Неравенство» в начальном курсе математики / В. В. Тихоненко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2011. – №1. – С. 93-99.
17. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения: 1-4 классы. – Минск : НИО, 2012. – 240 с.
18. Фаддейчева, Т.И. Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики / Т. И. Фаддейчева // Сборник научных статей. – М., 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_28157041_57639138.pdf. – Дата доступа: 12.03.2017.
19. Шадрина, И.В. Математическое развитие младших школьников / И.В. Шадрина. – М. : Изд-во МГПУ, 2009. – 130 с.
20. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.